Инволюция матем. , это когда осенью вспоминают о п

Инволюция (матем.), это когда осенью вспоминают о приходе весны
Римский-Корсаков. Снегурочка. Заключительный хор Яриле-Солнцу
https://www.youtube.com/watch?v=XqdqTLklcC0
В финале оперы показано прославление Ярилы — это свидетельствует об отношении языческого народа к культу богов. Хор написан в размере 11/4 и является языческим поклонением Яриле-солнцу. Создавая данный номер, композитор явно опирался на языческий хор «Лель таинственный» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», написанный в размере 5/4.
***
РигВеда является стихотворным текстом. В основе лежит силлабический принцип (деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения). Ее метрика (chandas) крайне архаична. Метрической единицей служит стихотворная строка, содержащая определенное число слогов, которое и является различительным признаком. Такая строка называется падой (pada m. нога, стопа, четверть [= нога четвероногого животного]). Комбинации одинаковых или различных пад образуют ведийские стихи разных размеров. Из стихов складываются более крупные метрические единицы: строфы и гимны. В Ригведе 1028 гимнов, в общей сложности 10 552 стиха, или 39 831 пад. Структура ведийской пады определяется квантитативным ритмом - последовательностью долгих и кратких слогов (Долгим считается слог (сплав), содержащий долгий гласный или краткий гласный, за которым следуют два согласных. Остальные слоги считаются краткими)...В РВ пада состоит из 5-ти (редко), 8-ми, 11-ти и 12-ти слогов. В падах из 11-ти и 12-ти слогов после 4-го или 5-го слога бывает цезура (ритмическая пауза). В падах из 5-ти и 8-ми слогов ее нет.
Ведийские стихи состоят чаще всего из комбинации одинаковых пад. Размеры таких стихов называются простыми.
Четыре 11-ти-сложные пады, разделенные на 2 полустишия, образуют триштубх (tristubh). Триштубх - самый распространенный размер в РВ. Он засвидетельствован приблизительно у 2/5 всех гимнов.
***
Римский-Корсаков, большой новатор в оркестровом деле, как-то в одной из своих опер применил размер 11/4, что было тогда в диковинку и очень сложно для запоминания. Хор придумал считалку на 11/4 : "Рим-ский-Кор-са-ков сов-сем с у-ма со-шел".


Рецензии