Солчи-нохчи концепция правильной власти

Солчи-нохчи" концепция правильной власти

Под термином "солчи-нохчи" в данном случае автор имеет ввиду "нахско-дагестанский". Рассмотрим реконструируемую при помощи нахско-дагестанских языков доисламскую модель справедливого правления.

СПРАВЕДЛИВЫЙ САРИР

Начнём издалека... В одной из своих поэм персоязычный утончённый поэт-виртуоз Низами Гянджеви обозначил своим идеалом государственного правления страну на севере (это царство Сарир), "где все равны" и где "царит гармония".Здесь сразу отметим, что как в чеченском, так и аварском нет собственного термина для отражения понятия "приказать". Для этой цели в обоих языках используется заимствованное из тюркских языков- БУЙУР "приказ, повеление". В ав. словарях ещё указано на этот раз уже арабское по происждению "АМИР". В реальности же ровным счётом никто из представителей ауарского народа не использует в своей речи ни то и ни другое, просто большинство (даже - не все) поймут, так как эти термины употребляютcя в связке с глаголом "делать" - habize. С таким же успехом, однако, можно вставить в конструкцию любое более-менее знакомое чужое слово и большинство опять-таки поймут, напр. "штаат гьабизе/гIуцIизе" (сделать/создать страну, государство") "райх гьабизе/гIуцIизе" (сделать/создать державу/империю) и т.п. Кстати, в период Второй Мировой в многочисленных прокломациях, пропагандистских листовках  и пр. немецким оккупационным коммандованием был введен в языки мусульманских народов термин "штаат" (страна, государство), а "республика" вообще выведено из употребления.В принципе идти подобным курсом в языковой политике проше простого. Впервые услышат- не все поймут, но затем начнут повторять все. Ваххабизм тоже предлогает народам Сев. Кавказа свою модель- "Северокавказские Эмираты" по аналогии с одной чрезвычайно богатой "сгущённо" мусульманской страной, настолько "мусульманской", что обнажённые бабы красуются даже на почтовым марках, не говоря уже обо всём остальном. В реальности, будь-то в ауарском, будь-то в нохчи языке не существует никакого ни "буюр", ни "амир". Эти лексемы просто понятны и так как своих терминов со значением "приказать" нет, то в словари внесли то, что бесхозно валялось поблизости.

Если обратиться к источникам, то можно заметить, что "бесчисленный народ хонов" (Прикаспийские гунны) ни дагестанцам, ни вайнахам ничего не приказывал, он их "СОБИРАЛ" и в списках собранных племён и этнических групп для походов через "Стражи Хонов" (дербентский проход) узнаваемо упоминаются как "нохи" (чеченцы), так и племена, обитавшие тогда в  Дагhестане. У кого ещё заметна эта модель и о чём она говорит? Эта модель должна была существовать у племён входивших в "дахскую конфедерацию", так как с этнонимом "дахи" всегда сопутствует словосочетание "Дахская Конфедерация". То же самое прослеживается у дочингизидских монголов и афганских пуштунов- "джамаhир". Она функционировала следующим образом:

Ваш клан, ваш род и пр. ДАВАЛИ КЛЯТВУ исполнять то-то и то-то и вы были обязаны исполнять весь пакет взятых на себя обязательств. Вот такими по-сути анархистскими (без кавычек) и были Ичкерия и Нагорный Дагhестан.И поэтому выстраивать на их территориях какие-то "эмираты" без учёта их исторического прошлого - чушь собачья! Всё, как ни странно,идёт в унисон с пропагандистскими декларациями Альфреда Розенберга о том, что нордические народы, германцы- "люди чести и долга", что единственным "тормозом" для них были понятия о "чести и долге". Подобное восприятие мира официальный нацистский идеолог Третьего рейха А. Розенберг в своём "Мифе XX столетия" называет "северной душой".

МОНГОЛЬСКИЙ МИТРАИЗМ

Поэтому и предкам нынешних жителей Ичкерии (нохчи) и Тага (солчи) приказывать что-л. не требовалось: не сдержал данного слова, нарушил клятву - обесчещен, проваливай дальше и не о чём нам с тобой разговаривать! Когда решался вопрос кому должна принадлежать власть в Монголии и какой она должна быть, то противостояли друг другу в степи две группировки- Тэмуджин и Джамуха-сэцэн. У последнего был титул ГУРХАН, что подразумевало конфедеративное родо-племенное объединение.Этот Джамуха стал гурханом путём прямого волеизъявления монгольских племён. Темуджина тоже над монголами править никто не назначал- его выбрали т.н. "люди длинной воли". Далее, после поражения сторонников гурхана и гибели его самого,- монголы устраивают очередные выборы и провозглашают Темуджина "Чингисханом". Последний сразу демонстрирует свою верность монгольским обычаям и казнит тех, кто предал Джамуху и привёл его связанным в ставку Чингихана: "Вы получите от меня ту награду, которую заслужили.Потому что в мире нет ничего выше данного слова. Вы должны были сами умереть защищая своего правителя, а не тащить его связанным к нам". Их казнили с пролитием крови прямо на глазах у Джамухи-сэцэна. Чингисхан всё расставил по своим местам. Далее вся монг. мораль, все монг. правила и законы Чингисханом были внесены в т.н. "Железную Ясу": все связаны круговой порукой, все обязаны исполнять (включая и самого Чингисхана) в соответствии с Ясой и за этим всем стоит "Священное Небо". Чингисхан казнил собственного сына Джучи, когда тот нарушил Ясу, попытавшись принять запоздалую капитуляцию Хорезма. Эти монг. представления о том каким должен быть правильный мир, правильные порядки нередко называют "МОНГОЛЬСКИЙ МИТРАИЗМ".

ПАШТУНВАЛ И "УРУБА"*

В традиционном пуштунском обществе неписанный кодекс правил поведения пуштунов - это ПАШТУНВАЛ, а конфедерация ДЖАМАХИР (арабский термин).Исламский фундементализм выстроил над прежним чисто афганским фундаментом собственную идеологическую надстройку в виде талибански понимаемого "исламского эмиратства". Таким образом, тплибанский "деобанд" просто поднял уже созданную задолго до них структуру и заточил её под себя, под то, что им кажется более правильным в современных условиях. В отличии от них, пришедших по сути на всё готовое, у арабов всё по-другому и любой очередной Саддам способен относительно легко поставить на колени любой Кувейт, любую Иорданию, Саудию и Эмираты. Вообще - не вопрос. Они - не пуштуны,их сопротивление быстро захлебнётся и потеряет всякую актуальность.Все их разговоры об "арабской родине" и "чистом исламе" не выдержат испытания на прочность. В Саудии с королевской камарильей, внроятно, расправятся даже быстрее, чем очередной Саддам ворвётся на танках в Джидду. Причём свои же. Но Саддам совершенно невозможен в Афганистане. Никто ему не подчинится. Отсюда, кстати, и неприязнь афганских талибов по отношению ко всем известной организации Сирии и Ирака. Талибан в душе ни во что не ставит мужество и искренность большинства современных арабов, а критику в адрес их покойного лидера Моллы Мухаммеда Умара, прозвучавшей в Багдаде они сочли откровенно хамской. Так эти два политических течения в исламе стали врагами. Для талибов сторонники всем известной организации в Сирии и Ираке- ничего не представляющие пустышки, несущие к тому же оскорбительный вздор.


СОЛЧИ-НОХЧИ. В ПОИСКАХ АБРАХАМИТСКИХ ИСТОКОВ

В предыдущих статьях мы охарактеризовали доисламскую правовую модель в Ичкерии и Дагhестане (Таг) как имеющую МЕССИАНСКО-НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКУЮ окраску. Попытаемся разобраться где скрыто представление о власти в чеченском языке.

1. Чеч. НИЦКЪ "сила, мощь,насилие", НИЦКЪАН "мощный, сильный, насильнический" : ивр. NETZ 1."ястреб"; 2. "человек отличающийся агрессивными взглядами".

2. Ивр. NETZIV "наместник, комиссар, управляющий": чеч. НУЦ "жених,зять"(нускал "невеста").

Вот теперь мы вышли на то, что искали. Сразу обнаруживаются ауарские соответствия: НУЦАЛ "титул правителя средневековой Аварии",НУС "невестка, сноха" (ткж "сто" и "нож"). Совпадение с чеченским безупречное: чеч. НУЦ, НУСКАЛ, ав. НУС и НУЦАЛ. В чеченском "-ал" оставлено за женским полом-"нускал", в аварском за мужским-"нуцал", в остальном всё то же самое.Ав. диал. НУСЕЙ "невеста" и общеаварское НУСИ "паутина"(при монг. НООС "шерсть"), НУСИРЕЧ (он же в диал. hum) "паук".Здесь эта "паутина" нас закономерно выведет на монг. и чеч. лексемы "упорядочивать, гармонизировать" и пр., в том числе чеч. НИЙСО "справедливость, равноправие". ЭТО-ВСЁ "НИТИ", "СТРУНЫ", "ПАУТИНА" как правильное мироустройство. И вместе с тем -это "шерсть". В Евангелии от Матфея Иисус "послан только к погибшим овцам дома Израилева". Тема овец вообще типична для языка Еввнгелий. И здесь мы видим ещё одно совпадение: ивр. kaves/kvisa "овца" и ав. квас "шерсть, вата" при др.-греч. ko:as "овечья шкура,руно", афг. косый "бурка" и пр.

Так как весь этот солчи-нохчи "паукистан" со всей его шерстью (она же -"паутина") мы неоднократно описывали, то вытягивать, разматывать этот паучий (он же - шерстянной) клубок мы не станем. Главное - другое:

ИИСУС ЖЕНИХОВАЛСЯ НА ЦАРСТВО ИУДЕЙСКОЕ и всё указывало/намекало на то, что он "мессия", но иудеи этого не поняли. Иисус должен был правильно организовать мир и избавиться от всего отжившего в иудейском обществе (мухи- "тлен, смерть, больное").Вся эта сакральная терминология должна быть представлена в арамейском, так как не иврит, а арамейский был основным языком у иудео-христиан. Можно обр. внимание как часто звучит мотив предательства в Евангелии: "воистину, ты от меня отречёшься..." Вся иудаика вообще выстроена на идее верности договору (BeRIT) между Богом и его народом",



Согласно этим представлениям, этой паучьей космогонии- идеология это ткань паутины, а паук- эманация Бога, ср. также нем. NETZ "паутина" (ав. НУСИ "паутина"). Таким образом, мы видим в данной конструкции вполне современную "теорию струн". Христианство в иврите называется NATZRUT, вспомните также общину рыбаков, среди которых приступил к своим проповедям Иисус. Они закидывали в море "сети".

Солчи-нохчи видение правильной власти ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ, в центре должен быть "управляющий, комиссар, наместник" от Бога. Его миссия - упорядочить мир. Когда паутина (идеология, традиции, порядки) повреждена, то её надо "починить", "доделать", "довести до совершенства". Иисус - ставленник Бога, его "управляющий", убивать паука до сих пор у дагестанцев нельзя, его, если он мешает, следует аккуратно перенести, но не колотить по нему чем вздумается. Это пережитки архаичных доисламских воззрений.И, вообще, ПАУК И ПАУТИНА-ЭТО ОБРАЗНОСТЬ, ИНОСКАЗАНИЕ. Бог отправил в Иудею ЖЕНИХА (чеч. НУЦ),а иудеи его убили,выдав оккупационным властям и даже тогда когда сами римляне дали иудеям возможность его освободить, то иудеи отвергли это предложение. Иудеи должны были понять, разгадать замысел Всевышнего, но они ничего не поняли, погрязли в грехах, цеплялись за старое и отжившее.

Немецкий философ Ф. Ницше в своей яростной критике христианства не случайно подметил образ паука в "нацруте": "Христианское понятие о божестве (Бог как Бог больных, Бог как паук, Бог как дух) — это понятие есть одно из самых извращеннейших понятий о божестве, какие только существовали на земле; быть может, оно даже является измерителем той глубины, до которой может опуститься тип божества в его нисходящем развитии. Бог, выродившийся в противоречие с жизнью, вместо того, чтобы быть её просветлением и вечным её утверждением!"

В данном случае для нас важны вовсе не гневные реплики Ницше в адрес христианства, а то, что он всё же РАЗГАДАЛ ПАУКА, "вычислил" этот образ, что делает ему честь.
Нас очень интересовал момент насколько возможно воскресение Иисуса в соответствии с монг. воззрениями, так как при пролитии крови на землю шансов на воскресение нет, а Иисуса под конец его страданий на кресте всё же римский стражник пронзил копьём. Да, но кровь Иисуса (а с ней вместе монг. БИЕ "самость, видимый образ", ср.ав. БИ "кровь") стекла по ногам не на землю, а череп Адама, который как-бы совершенно случайно оказался прямо под местом казни. Сам метод казни тоже наводит на мысль о повторении мотива паутины. Он словно жертва угодившая в паутину, подвешен над землёй.

Данные ауарского языка не показывают, что предкам ауарского народа было известно понятие "пророк", но им было точно известно кто такой "мессия, спаситель".С обращением в ислам ауарское обозначение мессии включило в себя и значение "пророк". "Земля Трона/Престола" (ard-as Sarir) - это также один из легко узнаваемых ветхозаветных образов. Скорее всего, он взят вовсе не из Библии, но, тем не менее, местный солчи-нохчи "нацрут", "руливший' в Сарире эпохи контактов с халифатскими арабами мог  преподносить чужим свою страну в таком аспекте.





* "Уруба" - "арабизм", принадлежность к арабоязычному миру, вне зависимости от вероисповедания


Рецензии