Гений света в Симеизе 36 гл
С Гошиного дисплея вдруг выстрелила пушка. Тысячи птиц снялись со своих мест. На одной из крыш домов их ждал седой улыбающийся человек. Каждый день в полдень он поднимался на крышу и кормил из своих рук щебечущих пташек: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрыли его плечи, руки и голову.
– Это Куинджи! – обрадовался Павлик. – Архип Иванович, русский художник греческого происхождения
– Ты его знаешь? – удивился Егор.
– Я видел его «Берёзовую рощу» в Третьяковке. Этого достаточно, чтобы запомнить, – сказал Павлик. – Помнишь, в Париже мы смотрели картины импрессионистов, от которых шёл свет. Так вот этот внутренний свет я впервые увидел на картине Куинджи. Совершенно непонятно, как этого достигает художник. Некоторые даже упрекали, что он использует подсветку, чтобы придать картинам загадочность.
– В 1878 году на Всемирной выставке в Париже картины Куинджи вызвали всеобщее восхищение публики и критики, – сказал робот. – Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность».
– А я в «Русском музее» видел его «Ладожское озеро», – вступил в разговор Мишка. – Поразительно, как выписано каменистое дно, которое просвечивает сквозь прозрачную воду! Николай Рерих считал его своим учителем.
– Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи – так сказал о нём знаменитый русский художник Репин, – пояснил Гоша, чуточку тронул калейдоскоп и вернул мальчиков к Чёрному морю. А в море красавец камень торчит.
– Симеиз! Любимое место Архипа Ивановича! – воскликнул Павлик. – Подростком он боготворил Айвазовского, пытался даже поступить к нему в ученики – не получилось. А в Симеизе он открыл собственное, пронизанное светом море.
– В 1886 году под Симеизом Куинджи купил 245 десятин земли. Лес, кустарник, дикий виноград, кизил – и крутой обрыв к морю, – стал рассказывать Гоша.
– Всё, что нужно для человека, который добился шумного успеха! – улыбнулся Павлик.
– Оригинальный был человек: после пика славы уходил в безмолвие на 12-20 лет! – согласился Гоша. – Возможно, именно в эти годы он оттачивал своё мастерство цветопередачи. В Крыму жил с женой едва ли не в шалаше, а немалые деньги, которые получал за картины, тратил на благотворительность. Да и своё имение в Крыму завещал обществу художников имени Куинджи.
– Думаю, нам стоит заглянуть в Симеиз, – предложил Мишка.
И мальчики отправились в небольшой курортный городок, спрятанный у самого моря полукружьем гор. Отчего климат здесь напоминает средиземноморский.
Симеиз начинался со стоянок тавров, жили они на горе Кошка. В средние века тавров вытеснили греки. Они построили небольшой замок, который несколько веков спасал их от нашествия кочевников.
– Вы можете увидеть развалины этого замка, – сказал робот. – Генуэзцы дали ему название Панеа. Название Семеос – греческое, переводится, как «знак». Здесь тавры разжигали большой сигнальный костёр, когда греческий корабль входил в бухту.
Современная история Симеиза началась в 1828 году. Русский промышленник дворянин Иван Акимович Мальцов купил здесь первые 30 десятин земли. Фамилия Мальцовых примечательная для России. Глава семьи Аким Васильевич основал хрустальный завод в Гусеве – знаменитый Гусь Хрустальный, сын – положил начало производству знаменитых массандровских вин, здесь – в Симеизе.
– А сейчас немного романтики, – сказал робот. – Потомки Мальцова продали часть земли под строительство вилл дачникам. На одном из них обосновалась Варвара Андреевна Чуйкевич.
– Речь пойдёт о большой любви? – улыбнулся Павлик. – Гоша, может, ты стихи писать начнёшь?
Робот посверкал лампочками и стал рассказывать:
– Юные Варенька и Александр полюбили друг друга. Но согласия на брак не дала мать жениха – она боготворила своего мальчика, рассчитывала, что он сделает блестящую карьеру. И Варенька в это светлое будущее никак не вписывалась.
В знак протеста Александр поклялся в церкви, что никогда не женится. Он отошёл от дел и на долгие годы скрылся у себя в имении.
Вареньку насильно выдали замуж, но очень скоро она стала вдовой. А тут красавец-искуситель подвернулся: Варенька родила от него девочку Машу. Красавец, прихватив 40 тысяч рублей (по тем временам огромные деньги), исчез.
Варенька не любила дочь – та напоминала ей о позоре. Казалось бы, жизнь молодой женщины на этом поставила точку. Но тут случилось невероятное: она встретила Александра, и они поняли, что по-прежнему любят друг друга.
Чтобы снять обет безбрачия, Александр, по совету духовника, на коленях прошёл все избы соседней деревни.
А потом началась счастливая семейная жизнь. И было в ней хорошо не только собственным детям, но и незаконнорождённой Маше. Виллу в Крыму они назвали именем внучки от Маши – «Ксения».
Робот крутанул свой калейдоскоп над Симеизом: мелькнули виллы «Ксения», «Большой Богдан», «Мечта», кипарисовая аллея с античными фигурами…
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №223090600369