Один против двух

В истории Второй мировой войны найдется совсем мало эпизодов, когда крупные корабли противников сходились в артиллерийской дуэли. На Тихом океане в войне между Японией и США таких случаев было довольно много, ведь обе державы считались крупными военно-морскими, а вот в Атлантике в бойне между Британией и Германией их было довольно мало. Можно припомнить бой немецкого линкора «Бисмарка» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» с британскими кораблями – линкором «Принц Уэльский» и линейным крейсером «Худ», закончившийся потоплением гордости английского флота «Худ».  Потом было потопление английской эскадрой одного из героем сегодняшнего материала линейного корабля «Шарнхорст».

9 апреля 1940 года началось вторжение немецких войск на территорию Дании и Норвегии. В операции "Вюзерюбунг" принял участие практически весь действующий состав германского флота, в том числе и его самые мощные на тот момент линкоры - "Шарнхорст" и "Гнейзенау". По чистой случайности британский флот в те дни также проводил операцию в норвежских водах - эсминцы ставили мины на маршрутах движения немецких сухогрузов с рудой. Операцию прикрывала группа в составе линейного крейсера "Ринаун" и 4 эсминцев под командованием вице-адмирала Уитворта. Столкновение этих кораблей и станет первым боем линкоров во Второй мировой войне.

Поговорим о кораблях. "Ринаун" был введен в строй аж в сентябре 1916 года. Он и его однотипный с ним  "Рипалс" были воплощением идеи линейного крейсера, выработанной тогдашним первым морским лордом адмиралом Фишером: большие пушки и высокая скорость при минимуме брони. Такой подход стоил британскому флоту трех линейных крейсеров и нескольких тысяч моряков, погибших в Ютландском морском сражении 31 мая 1916 года. Так что сразу после окончания войны "Рипалс" и "Ринаун" были при первой же возможности были отправлены на модернизацию, в ходе которой был заменен главный броневой пояс - 152-мм плиты были заменены на 229-мм. С 1936 по1939 год "Ринаун" прошел ещё одну коренную модернизацию. Был увеличен угол возвышения 381-мм орудий главного калибра, заменен средний калибр (вместо 102-мм орудий установили 114-мм), поставлены новые средства управления огнем, зенитная артиллерия, а также новая, более компактная, силовая установка, что позволило старому кораблю сохранить 30-узловую скорость. Броневая защита оставалась слабым местом, но шесть 381-мм орудий оставались крайне серьезным аргументом в любом поединке.

Теперь о его противниках. "Шарнхорст" и Гнейзенау" были новыми, только что построенными кораблями, вступившими в строй в 1938-1939 годах. При равной с "Ринауном" скорости хода они имели по девять 283-мм орудий главного калибра, но при этом были гораздо лучше забронированы. Толщина главного броневого пояса достигала 350 мм против 229 у англичанина. Великолепная живучесть - вот главная отличительная особенность немецких боевых кораблей в обоих мировых войнах. Но вернемся в апрель 1940 года.

Начало операции было назначено на 9 апреля, но, чтобы успеть высадить десант в назначенное время, кораблям Кригсмарине нужно было выйти в море заранее. Задачей "Шарнхорста" и "Гнейзенау" (флаг адмирала Лютьенса) было прикрытие флотилии эсминцев с десантом, целью которой был захват Нарвика. В ночь с 6 на 7 апреля английская авиация обнаружила немецкие корабли, которые были опознаны как линкоры. Командующий Флотом Метрополии адмирал Форбс предположил, что немцы хотят выйти в Атлантику на перехват конвоев. Чтобы помешать этому, главные силы британского флота покинули Скапа Флоу и взяли курс на север. Утром 7 апреля эсминец "Глоууорм" из группы "Ринауна" отделился от основных сил, чтобы найти выпавшего за борт матроса.

Около 09:00 эсминец напоролся на шедшее в Тронхейм немецкое соединение во главе с тяжелым крейсером "Адмирал Хиппер". После недолгого, но доблестного сопротивления британский эсминец затонул, но успел передать курс и скорость немецкого соединения. Стало ясно, что цель немцев сама Норвегия. Уитворт на "Ринауне" повернул на юг, чтобы прикрыть подходы к Нарвику. 8 апреля к линейному крейсеру присоединилась группа эсминцев, ранее ставивших мины. Таким образом, к концу дня "Ринаун" сопровождало уже 9 эскадренных миноносцев. Погода быстро ухудшалась, и утром 9 апреля на море бушевал шторм вкупе с регулярно налетающими снежными зарядами. Таким образом, в грядущем бою эсминцы больше боролись с погодой, чем с противником. В 03:37 сигнальщики "Ринауна" заметили на светлеющем горизонте силуэт крупного корабля, шедшего встречным курсом и периодически исчезающего за снежными зарядами. Уитворт приказал увеличить скорость с 12 до 20 узлов и объявить боевую тревогу. Через некоторое время был обнаружен второй корабль, который сначала приняли за тяжелый крейсер типа "Хиппер", но потом выяснилось, что против "Ринауна" все линейные силы Германии - "Шарнхорст" и "Гнейзенау".  Линкор «Бисмарк» еще завершал испытания, в однотипный с ним «Тирпиц» недавно начал их. Хотя оба корабля немцев – «Шарнхорс» и Грейзенау» считались линкорами, по сути дела, это были тяжелые крейсера с не очень большим главным калибром (на 100 мм меньше, чем у «Бисмарка» и «Ринауна»).

Развернув корабль на параллельный курс, Уитворт начал нагонять противника с кормы, и в 04:05 приказывает дать первый залп с дистанции 11800 метров, который лег недолетом на 200-250 метров. К этому времени радар "Гнейзенау" заметил приближение противника, но у немцев были проблемы с опознанием цели. Спустя три минуты после начала боя Лютьенс приказал повернуть к северу и увеличить скорость.

На "Ринауне" главный артиллерист приказал сосредоточить огонь главного калибра по идущему головным "Гнейзенау", "Шарнхорсту" же достался беспокоящий огонь 114-мм орудий вспомогательной артиллерии. Не остались в стороне и британские эсминцы. Огонь их 120 - миллиметровок на какой-то момент создал у немцев впечатление, что с "Ринауном" (а его, наконец, опознали) следует ещё один крупный корабль. В 04:11 немцы открыли ответный огонь. Спустя пару минут Лютьенс понял, что других крупных кораблей, кроме "Ринауна", у британцев нет, только эсминцы. Немцы повернули на 20 градусов вправо, что позволило им ввести в бой носовые башни главного калибра. Немецким линкорам очень сильно мешала погода. Так как носовые башни были развернуты в сторону кормы, люки, через которые выкидывались стреляные гильзы были обращены в сторону зарывающегося в волну носа. Вода в больших количествах проникала в носовую башню, вызывая короткие замыкания в электрике. На заставке линкор «Шарнхорст» в бушующем море.

Спустя пять минут после открытия огня немецкие артиллеристы добились двух попаданий в "Ринаун", но к счастью для англичан, снаряды не разорвались. Первый перебил опору трехногой мачты и проходившие по ней кабели, на какое-то время лишив корабль радиосвязи. Второй пробил корпус насквозь, уничтожив по пути адмиральский винный погреб. Последнее обстоятельство привлекло к этому месту большое количество добровольцев, рвущихся помочь в исправлении повреждений. Потерь в экипаже не было. Ответ англичан был более кровавым. Прямым попаданием на "Гнейзенау" был выведен из строя пункт управления артиллерийским огнем. Шесть человек, включая главного артиллериста погибли, ещё девять получили ранения. Второй снаряд попал в кормовую башню главного калибра, заставив её замолчать до конца боя. Чтобы сбить англичанам пристрелку, "Гнейзенау" резко отвернул на 60 градусов вправо и лег на северо-восточный курс. Его напарник сначала прикрыл флагмана дымзавесой, а затем последовал за ним. "Ринаун" продолжал преследование, только теперь огонь его главного калибра был сосредоточен на "Шарнхорсте", а вспомогательного - на "Гнейзенау".

Из-за штормового моря обе стороны временами снижали скорость, чтобы бьющие в нос волны не мешали наводке орудий, но постепенно немцы отрывались от противника. В 04:55 англичане окончательно потеряли противника в очередном вихре дождя и снега. Правда, через 10 минут на "Шарнхорсте" начались проблемы в машинном отделении, из-за чего его скорость упала до 15 узлов. В 05:15 на "Ринауне" снова увидели противника, и перестрелка возобновилась. Немецкие механики довольно быстро справились с неполадками, подняв ход до 25 узлов. В 06:15 противники окончательно потеряли друг друга. Уитворт ещё пару часов рыскал в поисках врага, но безрезультатно.

Подведем итоги. Тактически победили англичане, которые в течении всего боя гнали более сильного противника. С другой стороны, задачей адмирала Лютьенса было провести в Нарвик соединение эсминцев с десантом. Что он и сделал, утащив за собой на север соединение Уитворта. Конечно, он мог действовать более агрессивно и попытаться потопить "Ринаун". Другое дело, что тот скорее всего успел бы изуродовать один из его кораблей, и далеко не факт, что рядом не было других британских линкоров. Например, однотипного с "Ринауном" "Рипалса". В общем, у короля много линкоров, а у фюрера мало!

Через год адмирал Лютьенс погибнет вместе с линкором «Бисмарком», который после потопления «Худа» подвергнется атаке почти всех крупных кораблей флота Его величества.


Рецензии