Не простой карандаш

(из книги "Приключения Самолётика и другие истории" 2023 г.)
Ещё полетаем, ещё помечтаем! ч.2

В каждой семье, в том числе и в нашей, есть простые карандаши, у которых графитовый стержень в деревянной оправе пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти чёрного в зависимости от его твёрдости. Это вполне обычная вещь. Но один Карандаш был вовсе не простой, а особенный: он не любил острые ощущения, очень боялся ножей, лезвий, робел, что они его поцарапают, а то и порежут.
И это ещё не всё. От больших механических точилок его всегда трясло: он был уверен, что случайно не уследив сточат до основания. А когда дело доходило до ручных точилок, в которых его вертели, как космонавта в центрифуге, у Карандаша всё внутри кружилось и переворачивалось. В результате грифель, уже вроде бы остро отточенный, в самый ответственный момент выпадал. Что, конечно, всех раздражало, особенно если это повторяется несколько раз. В конечном счёте неподдающийся заточке Карандаш откладывали в коробку и брали в работу более сговорчивый.
В тот момент, когда я с ним познакомился, если всё-таки получалось его заострить, то после небольшого времени работы грифель, который был очень мягкий, всё же отламывался. От того-то он почти всегда был тупым Карандашом, одиноким и очень несчастным, всё время жил в страхе, что подведёт в самый ответственный момент.
На самом деле, эта история не о страхе, не об одиночестве и даже не о любви. Эта история о том, как не бояться и быть счастливым. А ещё эта история о том, что карандаши по непонятным причинам постоянно теряются, но как оказалось, всегда находят своего хозяина.
Столяр, к которому после меня попал Карандаш, дорожил им потому, что тот был шестигранной формы и в отличие от своих круглых собратьев не скатывался с наклонных поверхностей. Он понял особенность Карандаша, затачивал редко и аккуратно, не сетовал, что тот тупой. Всегда носил его за ухом, там Карандашу было тепло и уютно, волосы мастера его приятно щекотали. У Столяра было правило «семь раз отмерь и один раз отрежь», поэтому Карандаш постоянно был в работе, чертил по линейке прямые линии, а по лекалу плавные кривые без изломов и все изделия получались удивительно красивыми и точными по размеру.
Когда пришло время, Карандаш сменил свою гражданскую специальность на военную. Его взяли на службу висеть на шнурке красивого аксельбанта адъютанта и записывать умные мысли и приказы военачальников. Но по состоянию здоровья в армии Карандаш не задержался: он не мог долго находиться вниз головой и грифель выпадал.
Следующим его хозяином оказался художник. У него было много различных карандашей. Свинцовый, оставлявший неброский, но чёткий след на подготовительных набросках портретов, графитовые карандаши различной твёрдости, цветные. Даже серебряный, который требовал высокого мастерства, так как стереть начертанное невозможно, а ещё со временем серые штрихи, нанесённые им, становились коричневыми. Был и так называемый итальянский карандаш, или чёрный мел из глинистого чёрного сланца, он создавал интенсивную и насыщенную линию. Художник применял серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда ему нужно добиться определённого эффекта.
Но он берёг свой «счастливый» тупой Карандаш, который однажды оказался под рукой, и им художник в несколько лёгких движений нарисовал на листке бумаги летящую голубку с оливковой веточкой в клюве. Этот набросок, ставший символом мира на Земле, сделал художника знаменитым.
Ах, как здорово нашему путешественнику было в салоне красоты, куда от художника он попал случайно – его перепутали с косметическим карандашом. Там никто не смеялся, что он тупой, наоборот отмечали, что он безопасный и никого не уколет. Научившись у художника, он умело подводил брови и глаза. Его ценили за то, что он более жёсткий и сухой, и его линии, в отличие от жирных косметических карандашей, никогда не размазывались и не подтекали.
Там, в салоне, Карандаш однажды влюбился с первого взгляда… в глаза. В них было столько света и тепла, что Карандаш не мог от них оторваться.
– Ой, осторожнее, вы меня уколете, – забеспокоились глаза, увидев, как Карандаш, волнуясь, неуверенно начал свою работу.
Карандаш их успокоил:
– Я художник, а не доктор. Я вас не уколю, а буду рисовать.
Он ещё не знал, что глаза бывают капризные, колючие и даже ледяные и только ждут, чтобы самим кого-то уколоть. Он ещё не знал, что «в глазах можно утонуть, если смотреть неосторожно». Но сейчас они были в хорошем настроении, с удовольствием смотрели в зеркало.
«Надо нарисовать им что-нибудь весёлое, – решил Карандаш, – что-то вроде улыбки». И он воодушевлённо принялся разрисовывать губы, которые получились красивой формы, но чёрного графитового цвета.
Глаза все эти превращения губ видели в зеркале и становились всё унылее, печальнее и холоднее. Карандаш не сразу понял, что произошло. А когда понял, ему стало страшно, он не знал, что сказать.
– Я, наверное, сделал что-то не так? – наконец выдавил из себя Карандаш, так что затупленный грифель чуть опять не выпал.
– Всё не так! – вместо глаз ответили чёрные губы. – Больше ты меня здесь не увидишь!
Карандаш их больше и не увидел, а вместе с ними и понравившиеся ему глаза.
Загрустив, уйдя из салона и волею судьбы оказавшись у композитора, Карандаш написал прекрасную грустную мелодию. Записывая на нотном стане музыкальные знаки, композитор в какой-то момент отвлёкся, а наш герой во вступлении пририсовал ноту соль второй октавы, повторив её 8 раз подряд. Композитор сначала изумился, а потом, наигрывая это вступление на рояле, пришёл в полный восторг. Эти случайные ноты сделали незатейливую мелодию настоящим шлягером. Карандаш часто слышит это произведение по радио и телевидению и всех уверяет, что это его сочинение и 8 одинаковых нот соль во вступлении он написал не случайно: так, по его мнению, звенят полевые цветы колокольчики, падающие утренние росинки или весенняя капель, так звучит оборвавшаяся струна на скрипке, а может быть, слёзы грусти или падающие ночью звёзды, когда кто-то не успевает загадать желание. А ещё так звучит тишина, ведь есть же звенящая тишина! Композитор с ним полностью согласен.
Ставший совсем маленьким за время своих приключений, сейчас Карандаш живёт у писателя. Писатель относится к нему очень внимательно, не пугает ножами и точилками. При необходимости он его аккуратно шлифует на очень тонкой наждачной бумаге.
Свои истории писатель, конечно, набирает на компьютере, но всегда носит с собой небольшой блокнот, где в середине устроился Карандаш. Чтобы не забыть, он записывает всё, что видел и слышал, а также пришедшие на ум мысли. Пока не понятно, что из этих записей в конце концов получится, ведь он решил написать что-то совершенно новое и оригинальное.
Как говорится с кем поведёшься, от того и наберёшься. Наш Карандаш стал считать себя сочинителем. И ему это слово нравится больше, чем «писатель». Сейчас в свободное время, обычно ночью, он сочиняет оригинальный сценарий для фильма в стиле роуд-муви – фильм-путешествие. Он уже записал несколько эпизодов, в которых главный герой в дороге преодолевает то или иное испытание. Думаю, вы догадываетесь, кто этот главный герой.
Уставшему Карандашу под утро снится его детство. Он – стройная высоченная сосна в лесу на берегу огромной реки – видит, как красиво в небе перекатывается с востока на запад солнце, слышит, как поют птицы, ощущает, как ветер, словно прядями волос, играет его ветвями, чувствует, как дурманит запах реки.
Из той сосны, не удивляйтесь, было сделано 300 тысяч карандашей стандартной длины в 17,5 сантиметров. У каждого карандаша, склеенного из двух деревянных половинок с графитовым стержнем внутри различной твёрдости, а соответственно различного характера, своя судьба и своя история, но каждому из них предстоит за свою жизнь научиться быть полезным и счастливым: или начертить различных линий длиной более чем 50 километров, или написать около 45 тысяч слов, да и много чего ещё.
Утром писатель очень недоволен тем, что ему постоянно достается Карандаш с исписанным за ночь грифелем. Но при этом он по-доброму посмеивается над сочинением своего партнёра и говорит, что название фильма «Приключения тупого Карандаша» очень необычное и весёлое.
Наш герой на него не обижается, он счастлив, что ежедневно нужен, не исписан до конца, и его радует одна присказка: тупой карандаш всё же лучше острой памяти.
Вот такой непростой Карандаш.

Художник Ирина Победа

Рекомендую к прослушиванию
Ennio Morricone - Chi Mai
https://www.youtube.com/watch?v=CqEGnLgTcWQ


Рецензии