Что такое покаяние?

             Многие неоднократно слышали этот греческое слово (метанойя), которое переводе означает изменение. О покаянии говорят всегда, когда речь идет о грехах или неблагочестивом образе жизни. Большинство людей отождествляют исповедь и покаяние, не ведая, что между двумя этими понятиями существует большая разница. Покаяние – очень сложный психический и духовный процесс, в основе которого лежат сложнейшие переплетения мировоззрения, сознания, интеллекта, морально-нравственных и духовных ценностей конкретного человека. Именно поэтому покаяние также индивидуально и неповторимо, как и отпечатки пальцев. Для возникновения этого процесса требуется совокупность различных факторов, главным из которых является вера. Без веры покаяние невозможно, потому что это одна из форм богообщения, т.е. личных отношений человека с Богом. А такие отношения возможны только на основании веры, ибо невозможно общаться с Тем, в существование Кого не веришь. Этим покаяние отличается от т.н. «угрызений совести», которые присущи каждому человеку вне зависимости от его религиозных убеждений или конфессиональной принадлежности, потому что совесть неотъемлемая часть образа Божия. Покаяние отличается от суда совести тем, что совесть указывает на совершенное зло, обличает в нем и не более того, а покаяние предлагает путь к его устранению. Человек может, как говориться, загнать свою совесть под лавку и приказать ей не высовываться, чтобы она не мешала жить. С большинством людей так и происходит; а покаяние под лавку не загонишь, и если оно началось в душе, то остановить его невозможно. Итогом покаяния является твердое намерение изменить образ жизни или желание открыть грех Богу на исповеди. Благодать Духа, которая действует во всех церковных таинствах незримым образом, имеет такую силу, что во-первых, порождает в душе особые переживания дотоле неведомые и умиротворяет мятущуюся душу, уврачевывая ее и насаждая мир в сердце; и, во-вторых, дает человеку бесценный духовный опыт, т.н. «опытное православие». Питаемый этими ощущениями и опытом, он вновь и вновь прибегает к этому Таинству для исцеления души и облегчения духовных мук.  Состояние особого мира, благости и неизреченной духовной радости является итогом состоявшегося покаяния. Соответствующе таинство в церкви называется «Таинством покаяния», а не исповеди, как некоторые ошибочно полагают. Существенные отличия между покаянием и исповедью состоят в том, что исповедь завершает покаяние, а покаяние предваряет исповедь. При этом важно отметить, что Бог принимает не исповедь, а покаяние, ибо можно прийти на исповедь, не имея никакого чувства покаяния и выдавливать из себя грехи перед священником только потому, что так принято. Порочная практика нашей церкви ставит в прямую зависимость исповедь с допуском к Причастию, что есть и канонически недопустимое и богопротивное дело. Как говорил митрополит Антоний Сурожский: «У нас исповедь стала билетиком к чаше». Вы можете назубок знать все Евангелие, но так и не найти ни одного места, в котором говорится об исповеди, зато о покаянии знаем весьма определенно от Господа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Важно знать, что покаяние было и в Ветхозаветной церкви. Так например, св. Иоанн Предтеча крестил народ в Иордане «Крещением покаяния» (Деян.19:4). Этим же крещением крестился от него и Спаситель и не потому что имел в этом нужду, а для того, чтобы показать иудеям, что Он пришел не нарушить закон, а исполнить и как Бог, и как Человек, в котором нет греха. Тема крещения Христа очень емкая и мы не будем углубляться здесь в ее богословское исследование. Св. Василий Великий писал: «Иоанн проповедовал крещение покаяния, а Господь проповедовал крещение усыновления». Покаяние Ветхозаветной церкви, к которой принадлежал пророк Иоанн Предтеча, ставило своей целью выразить сожаление о содеянном и принести очистительную жертву за совершенный грех, т.е. своего умилостивить Бога за совершенный проступок. Так, например в Библии мы читаем: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт.6:6). В данном контексте слово «раскаялся» означает сожаление. Разумеется, что это антропологическая метафора, ибо Бог никогда и ни о чем не жалеет и ни в чем не раскаивается. Также пример покаяния, как формы сожаления, мы встречаем и в другом месте Писания: «…ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет (Исх.13:17), т.е. чтобы народ Израильский не пожалел о выходе из Египта. Покаяние в Ветхозаветной истории часто сопровождалось наложением поста, причем не только среди Израиля, но и у язычников, о чем мы читаем в Книге пророка Ионы: «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: "Еще сорок дней - и Ниневия будет разрушена!" И поверили ниневитяне Богу, и объявили пост...» (Ион.3:4). При всем этом Ветхозаветное покаяние не очищало человека от грехов, а свидетельствовало о его сокрушении и сожалении за совершенное, что приравнивалось к очистительной жертве Богу, по слову Писания: «Жертва Богу сердце сокрушенно и смиренно» (Пс.50:19). Таинство Крещения в христианской церкви, заповеданное Христом (Мф.28:19), позволяло не только очистить человека от Первородного греха, но и в Таинстве Покаяния прибегать к очищению грехов всегда, и каждый раз человек будет очищаться от греха, что, пусть и на мгновение, но делает его Сыном Божиим по обетованию. Поэтому св. Василий Великий и говорит о крещении во имя Святой Троицы, как о крещении усыновления, а св. Игнатий Брянчанинов идет дальше и делает очень важное сотериологическое открытие: «Отверзет для Вас Царствие Небесное исповедование разбойника, а не святыня Иоаннова». Этот означает, что Ветхозаветное покаяние, которое проповедовал Иоанн Предтеча, не приводило к спасению человека и никак не влияло на посмертную участь души, ибо врата рая и Царствия Небесного для людей были закрыты вне зависимости от отношения к своим грехам. Таинство Покаяния возможно, как и принятие остальных таинств Церкви,  только после Крещения, т.е. после приобщения к Церкви Христовой. Не принявшим крещения оно не доступно, а значит остается для них недоступным и само спасение, поскольку невозможно прийти ко Христу без покаяния и Причастия. Именно поэтому крещаемые приступают к купели без покаяния и исповеди. Точнее, они могут нести в своем сердце покаяние, но Таинство исповеди перед крещением для них и необязательно, и недоступно. Теперь необходимо выяснить момент возникновения чувства покаяния и какие условия должны этому предшествовать. Истинное покаяние возникает, когда человек осознает милость, любовь неисчислимые дары благодати, которые Бог изливает на нас грешных. Душа видит, что она недостойна такой божественной любви и начинает скорбеть от осознания своей греховности и ничтожности перед милостью и любовью Бога. Тогда возникает подлинное чувство смирения, уничижения и покаяния. Просто так покаяние возникнуть не может. И тот, кто не испытывает милость и любовь Бога, изливаемые непрестанно на него, не может иметь истинного покаяния, а чувства, которые он приписывают этому состоянию – есть обман лукавого, т.е. прелесть.
               Мы рассмотрели лишь несколько аспектов Таинства Покаяния, не углубляясь в сложные богословские исследования, с целью показать любомудрствующим отличия между покаянием и исповедью. Раскрыть сущность покаяния, как необходимого условия спасения и правильного подхода к исповеди. Можно прийти на исповедь без покаяния, превращая ее в формальность противную Богу, никак не влияющую на отпущение грехов, а можно принести Господу покаяние и получить полное прощение, минуя исповедь. Все зависит от устроения сердца человека.


Рецензии
«Покаяние – очень сложный психический и духовный процесс, в основе которого лежат сложнейшие переплетения мировоззрения, сознания, интеллекта, морально-нравственных и духовных ценностей конкретного человека».
Но это же не реально!
Судя по вашей формулировке «покаяния», на него способны только очень немногие люди. А значит такого (настоящего) покаяния не делает практически никто и никогда. И значит от него нисколько не больше пользы, чем от угрызений совести, а наверно и меньше. Ведь тот, кто «покаялся», сразу успокаивается, а тот, у кого есть угрызения совести, ещё долго переживает за свои грехи.
А тот, у кого «нет совести», тот и после «священного покаяния» ничего не почувствует, и будет легко грешить и дальше, ни о чём не беспокоясь.

Игорь Горев   07.09.2023 04:51     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию и вопрос! Христос никогда не дает невыполнимых заповедей. Просто, надо правильно понимать смысл "покаяния". Если я пишу, что покаяние - очень сложный психический и духовный процесс, то это не значит, что оно не доступно человеку и ему не под силу. Любой мыслительный процесс - еще более сложный процесс, но люди мыслят и не задумываются над тем, как это происходит. В основе покаяния лежит чувство вины перед Богом и ничто иное. Есть у вас есть такое чувство - значит покаяние уже идет. Тот, кто покаялся обретает мир и успокаивается только потому, что в нем действует через покаяние благодать и благодаря ей, в душе наступает мир и покой. Тот, кто испытывает угрызения совести, но не приходит к покаянию, в том благодать не действует, и совесть продолжает его мучить, призывая к покаянию. Совесть действует практически во всех, а вот к покаянию приходят единицы.

Игорь Устичев   07.09.2023 09:46   Заявить о нарушении
Извините.
Хорошее общение в этой рецензии, не ругливое.

Среди текстов Игоря Горева отметился текст "Глаза ничего не видят".
Где Игорь говорит о том, что любая внешняя информацыя проектируется в иную систему логики. Во внутреннюю.
Нааерное, так и здесь - с покаянием - какова внутренность - такой и результат.

С вопросом перепроецырования информацыи - интересно и важно.
Оно заметно и в языке.
На него много раз вынужден ссылаться автор страницы о языке Сергей Горохов 2
(В моём резюме отмечена страница)

Да и сама система смыслов, куда проецыруется - она НЕ В МОЗГЕ.
она в ... ??? .... но не в мозге.

====

М.б. окажется полезным мой текст "игра против игры..," с тезисом о возможности решения любого (!) Вопроса.

Был бы вопрос. И искренно заинтересованый вопрошающий.
Искренно.
А если нет искренности - тезис так и остаётся лишь тезисом.- потенцыальным лишь.
Успеха !


Георгий Сотула   04.10.2023 16:35   Заявить о нарушении
Игорю Устичеву :
Посмотрел ваш текст "Что такое смерть"
Замечания :
Если поставлен вопрос, то :
Возможен :
1) обзор определений, УЖЕ данных другими.
Нужен :
Пункт с именно своим определением. Как вы ЛИЧНО можете дать определение.

Без своего ответа - как то нехорошо получается.

Георгий Сотула   04.10.2023 16:41   Заявить о нарушении
Добрый день, Игорь. Исходя из вашей логики, если я скажу что: 2х2=4, то это тоже "не очень хорошо получается", потому что об этом сказали до меня другие. Да, и, вообще, прибегать к трудам других людей, по-вашему, тоже не очень хорошо, надобно и что-то свое придумать. А что есть у человека такого, чего ему не было бы дано? Как пишет апостол Павел: " Что есть у тебя такого, что не дано тебе свыше? А раз дано, к чему хвалиться этим как своим достижением"? А что вы имеете такого, чего до вас не было? В чем вы первооткрыватель? Любое мнение исследователя всегда основано на данных, собранных до него другими, иначе никакое исследование невозможно в принципе. Оригинальность суждения (или мудрование плотское) не всегда свидетельствует об истине или новизне, а сложность словосплетения - о высоком интеллектуальном уровне. Что сказал Христос в Евангелие такого, чего до него никто не знал? Другое дело в какую форму Он это облек и как учил! Если бы учение Христа не было бы основано на Ветхом завете, т.е. на том, что до Него было, то лишилось бы всякого смысла. Теперь по существу вашего вопроса. Вы, наверное, невнимательно прочитали мою статью, в которой сказано: "Смерть – это мгновенный переход из одного состояния в другое". Это мое личное мнение и мои слова! Вы можете, конечно, снова обвинить меня в плагиате и сказать, что это уже кто-то сказал до меня, но увы! Я пишу, потому что учусь у других. Если вы точно такую же фразу найдете у кого-то еще, то поделитесь, сделайте милость. Я вам так скажу: между первыми христианскими богословами II-IV вв., и например, свт. Игнатием Брянчаниновым разница в 1600-1700 лет. Но пишут они об одном и том же только построение фраз разное. (Здесь не место и не время приводить конкретные примеры. Поверьте на слово.). Не будете же вы обвинять свт. Игнатия, что он не свои мысли высказывает, а заимствует их, например, у прп. Аввы Амона или Иоанна Златоустого, которые жили за 1600 лет до него? По вашей логике и Евангелистов синоптиков нужно обвинить в том, что они озвучивают мысли друг друга, а не собственные. Ведь в Евангелие от Матфея, Марка и Луки очень много схожих мест. Истина как раз тем и подтверждается, что у нее источник один - Святой Дух и пьющие из него, хотя и пьют по-разному, но одну и туже воду. Если бы свидетеля свидетельствовали об истине каждый по-разному, то где была бы истина? А из одного источника горькая и сладкая вода одновременно не текут. Или у каждого должна быть своя истина? Но истин много, но Истина - одна!

Игорь Устичев   04.10.2023 17:28   Заявить о нарушении
Простите: по ошибке написал "Игорь", а нужно "Георгий"!

Игорь Устичев   04.10.2023 17:31   Заявить о нарушении
следует читать: "если бы ДВА свидетеля"

Игорь Устичев   04.10.2023 17:36   Заявить о нарушении
Игорь Устичев,
не буду вступать в подробные ответы, но чтобы почестнее -
скажу :
Вот только сейчас
я стал к вам относиться плохо, а не ранее, когда писал вам.
Плохо - по причине вашей агрессивности, как желания защитить то, что вы и сами видите как свой недостаток.

И вкратце о одном моменте :
У ап Павла есть и выражение "а иное от лукавого.." на которое ссылаюсь в тексте "игра против игры..."
Где говорится о нужности однозначных ответов.

О только Да или Нет.
А вы, Игорь Устичев, имеете скоонность как раз к противоположному. - к уходу от труда пути к однозначному. К которому нужен именно ТРУД.

И кстати о однозначном :
"Смерть - мгновенный переход из одного состояния в другое" (ваше) - не отметил спецыально из вежливости - по причине его НЕГОДНОСТИ

переход в другое состояние (даже если мгновенный) например - из радости в печаль - не ВСЕГДА называют смертью.

Игорь, Прошу не считать меня неким ментором. Но согласитесь, и вы сейчас вовсе не такой, каким были десять лет назад - полагаю - умнее. И, полагаю, допускаете, что находитесь
не на самом пике своей развитости.
Есть ещё куда идти ...

Георгий Сотула   05.10.2023 14:12   Заявить о нарушении
у меня образования не хватает понять, что вы написали....Бог с вами.

Игорь Устичев   05.10.2023 14:41   Заявить о нарушении
Спаси Боже.

Георгий Сотула   05.10.2023 15:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.