О фильме Механическая сюита

Я читал о том, что Достоевский использовал газетные публикации при создании многих своих произведений, и мне как-то сразу стало ясно, какие из его произведений основаны на личном опыте, а какие основаны на газетных публикациях. И те, что были написаны по газетным статьям интереса у меня не вызвали. Дмитрий Месхиев, написал на основе газетной публикации прекрасных сюжет для своего фильма, мастерски доработав подробности. Не вполне приятная реальность российской глубинки, благодаря нелепой ситуации, становится милой для глаз зрителей. Даже отрицательные герои, вроде подлого опера выглядят смешными, и потому не вызывают враждебного отношения. И беспросветная жизнь видится так, что её не хочется оборвать раньше времени, с помощью алкоголя.

Сюжет заключается в том, что двоих работников со столичного завода отправляют в командировку для того, чтобы они доставили из далекого маленького городка тело умершего работника их завода. Родственников у умершего Коли поэта не было, потому его похоронами занялся завод. Никто на заводе не знал, зачем Коля отправился в далекий городок, где умер от инфаркта. Двое отправленных в командировку являются антиподами - один циничный карьерист, рвач, а другой романтик, интеллигент, идеалист. И вот карьерист заставляет идеалиста выпить в поезде. Идеалист Маркеранц, говорит, что у него язва, что пить ему не следует, отказывается, но Митягин говорит, что полностью берет на себя ответственность за все. Надо признать, что не то, что быдло, а вполне интеллигентные люди, вроде этого Маркеранца хотели бы, чтобы кто-то нес ответственность за их действия вместо них. Хотя у них и есть мозги, в отличии от быдла, чтобы понять, что ответственность за свои действия им нести всё равно придется. Однако, слушая такие обещания, они решают об этом не думать, не заморачиваться, раньше времени и из-за этого случаются разные аварии и не всегда забавные, как в этом фильме.

К месту назначения командировочные прибывают очень веселые и за пару часов до открытия морга. У Митягина, который обо всем позаботился заранее, была фляжка с крепким алкоголем, и они пошли пить не куда-то под кустом, а в библиотеку, где влюбленная в одноклассника библиотекарша засиделась на всю ночь, и согласилась пустить гостей столицы, чтобы они выпили за упокой души своего коллеги поэта. Маркеранц слишком поздно понял, что библиотекарше наливать не следовало, потому что она запойная, хотя и чистая хорошая девушка. Но Митягин решил воспользоваться её раздраем, чтобы получить достаточно низменное удовольствие, чего ему не позволил его товарищ, который не хотел гулять с бутылкой водки, а ломился в номер станционной гостиницы, где карьерист пытался соблазнить библиотекаршу, рыдавшую о своей несчастной любви к однокласснику, который не хочет читать Достоевского и зарекомендовал себя как главный соблазнитель городка. Но главное, что не понял Маркеранц, так это того, что ему самому пить не следовало, и далеко не только потому, что у него язва...

В итоге двое командировочных остаются совсем без денег, а библиотекарша исчезает  из города. Митягин судит её в меру своей испорченности, говорит, что она просто запудрила им мозги литературой, а сама украла их деньги. Его коллега сомневается, говорит, что она на такое не способна. А потом вспоминает, что сам отдал ей все деньги на билеты в новую жизнь, чтобы она уехала подальше, и начала жизнь с чистого листа, забыв о своей несчастной любви. Он кается, испытывает угрызения совести, признает свою вину, предлагает позвонить на работу и честно во всем признаться. А циничный Митягин, говорит, что его напарник не виноват, а в полном дерьме, потому что Колю он не привезет, с работы его за это уволят, и в Москву он не приедет, потому что у него нет денег. Но прожженные карьеристы просто так не сдаются! У него была заначка, которой хватит на три билета в купе до Москвы. Вот только Маркенарнцу не понятно, кто третьим поедет с ними в купе. И Митягин раздраженно отвечает, что поедет Коля.

Работники морга, соглашаются отдать тело за часы идеалиста и романтика, боящегося покойников, и обещание устроить билеты в любой московский театр или цирк. Маркеранц, когда дело дошло до дела, и надо было тащить одеревеневшее тело по улице, хотел, было, взбрыкнуть, но Митягин во время пьянки узнал о том, что ему изменила жена, и пригрозил, всем на работе рассказать, что он лох рогатый. Проводница пыталась не пустить Колю в вагон, потребовала гарантий, чтобы он не шлялся по вагону, когда очнется, и Митягин охотно дал ей эти гарантии. Водрузив тело на верхнюю полку, коллеги отлучились из своего купе, а в него зашел их сосед - Эдик, который был на нервах. Он вез чемодан с чужим золотом, которое его начальник украл с завода и захотел продать в другом городе. Эдик спрятал чемодан в полке наверху, поезд дернулся, когда трогался. И вот Коля упал вместе с чемоданом. Эдик понял, что Коля мертв, и решил, что он погиб из-за того, что ему на голову упал чемодан. Он уже давно находился на грани нервного срыва и тут такое. Вот и решил он выбросить тело из окна, и это у него получилось. Когда являются сопровождающие Колю, и спрашивают, где он, Эдик спокойно читает газету и говорит, что Коля вышел покурить. И так убедительно он это говорит, что Митягин даже побежал искать Колю, а Маркеранц, не смотря на весь свой романтизм, в чудо не поверил, и сразу понял, в чем дело. И тут вернувшийся Митягин увидел обрывок красного шарфа Маркеранца, который они намотали на Колю на оконной раме снаружи. Эдик заплакал, и они втроем отправляются искать Колю, причем Эдик надеется на то, что Коля всё-таки жив.

А тело Коли падает на окно локомотива, идущего по встречной линии, и ведет этот локомотив как раз возлюбленный библиотекарши, которая, протрезвев, вернулась домой, правда, деньги у неё украли в поезде. После "сбития человека на смерть", провинциальный Казанова становится импотентом, и хочет сесть в тюрьму за убийство. Бестолковый опер пытается выслужиться сшив дело на несчастного машиниста, и ухаживает за продавщицей магазина, к которой регулярно приезжал поэт Коля из Москвы, но в последнее время куда-то пропал, и она хочет его найти с помощью незадачливого опера. В то же время работники морга недоумевают по поводу возвращения Коли, и утверждений милиционеров того, что он бросился под поезд. А потом ещё опер Плюгановский является, чтобы побыть с этим Колей какое-то время наедине, а точнее, чтобы подсунуть в карман трупу улику, доказывающую то, что он был вором, которого никак никто не мог поймать...

Я не возьмусь утверждать, что все люди делятся на таких, как Митягин и маркеранц, но в определенных конфликтных ситуациях, двое человек начинают себя вести так, что один становится Маркеранцом, а другой Митягиным. В этой легкой комедии поднят достаточно фундаментальный вопрос о том, может ли оправдать цель средства.

Митягин хочет добиться повышения, сам вызвался поехать в эту командировку, хочет быть у начальства на хорошем счету. Он говорит коллеге, что он все доводит до конца, и люди об этом знают, и потому верят ему, а он этим доверием дорожит, потому что он не лох, какой-то, который даже жену удовлетворить не может, так что она ему изменяет. И все бы ничего, пока он, проявляя изобретательность, вез Колю в Москву, но потом он начал шантажировать Эдика, решил отобрать у него чемодан с золотом, истратил его аванс на водку, и становится ясно, что он готов идти к своей цели по трупам. И это сразу делает его отрицательным героем.

С другой стороны Маркеранц, который отказался в свое время от высокой должности, конфликтовал с начальством из-за своих принципов справедливости. Он простил неверную жену, не смотря на то, что её измена сильно мучила его. Он поет песню о любви, он готов честно во всем признаться начальству и взять всю вину на себя. Но с другой стороны он тоже герой далеко не положительный. Ведь он отдал библиотекарше чужие деньги, хотел быть щедрым за чужой счет. Он знал, что пить ему нельзя, но стоило товарищу взять ответственность на себя, и он тут же с радостью наковырялся. Да, люди такого типа на первый взгляд кажутся честными альтруистами, но когда дело доходит до того, чтобы заплатить за свою честность и альтруизм, они тут же пытаются сесть на шею циникам и рвачам. Он же мог и не согласиться на авантюру Митягина с самого начала. Но нет, он согласился сначала, чтобы сохранить рабочее место, потом из страха того, что все узнают про измену жены. Да и потом он осуждал шантаж Эдика, но тоже пропивал его аванс, и не сказал ему, что не убивал он Колю. И ведь таких пассивных, как он в обществе половина, они вроде и хотят быть честными, декларируют это, осуждают рвачей, идущих по трупам к незатейливым целям, но сделать что-то ради принципов они не могут...

В этом фильме нет положительных героев, как и в жизни, не существует положительных людей, и тут автор фильма не вытаскивает скелетов из шкафа, а именно заставляет совершать банальные логичные поступки, которые делают героев отрицательными. Причем зрители эти неблаговидные поступки героям прощают, понимая, что поступили бы так же в той ситуации. Когда смотришь эту комедию смех настоящий, потому что смех этот над собой. В этих героях каждый может увидеть себя, какие-то свои черты. Я смотрел и обсуждал этот фильм с самыми разными людьми, и никто к нему не остался равнодушен. Одни сочувствовали Плюгановскому, другие говорили мне, что нечего насмехаться над бедным Эдиком, третьи говорили, что Маркеранц нормальный мужик, и если бы не Митягин, то он бы прекрасно со всем справился, а четвертые говорили, что если бы миром управляли такие, как Митягин, то в мире был бы порядок, все беды от остальных, которые только и делают, что косячат, а исправлять не хотят, предоставляют это делать более активным и честолюбивым. 


Рецензии