Загадочный Платон Михайлович
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» имеется герой по имени Платон Михайлович.
Этот человек не прост. На первый взгляд кажется, что это – бывший товарищ и ровесник Чацкого, который вследствие женитьбы стал подкаблучником, тряпкой, размазнёй.
В нём Грибоедов талантливо сочетал черты, роднящие его с Чацким, черты, несколько отдаляющие его от главного героя и даже показал нам в нём его полного антипода.
На первые две характеристики вы легко найдёте в тексте подтверждения, это изучают в школе, на этом не будем останавливаться. А вот почему мы называем его антиподом Чацкого?
Обратите внимание на Явление 9 во втором действии, когда к нему и к Чацкому подходит Загорецкий.
«Платон Михайлович:
Прочь!
Поди ты к женщинам, лги им и их морочь;
Я правду об тебе порасскажу такую,
Что хуже всякой лжи. Вот, брат,
(Чацкому)
рекомендую!
Как эдаких людей учтивее зовут?
Нежнее? – человек он светский,
Отъявленный мошенник, плут:
Антон Антоныч Загорецкий.
При нем остерегись: переносить горазд,
И в карты не садись: продаст.
Загорецкий:
Оригинал! брюзглив, а без малейшей злобы.
Чацкий:
И оскорбляться вам смешно бы,
Окроме честности есть множество отрад:
Ругают здесь, а там благодарят.
Платон Михайлович:
Ох, нет, братец! у нас ругают
Везде, а всюду принимают».
Платон Михайлович также, как и Чацкий, способен весьма остро, колко, обидно отзываться о других людях. Кажется, что он не антипод, а такой же как и Чацкий?
Это только кажется!
Чацкий, если вы заметили, говорит обо всех или почти обо всех с большой эмоциональностью резко отрицательно. Не обходит он своими колкостями даже Фамусова, к дочери которого питает, как ему кажется, любовь! И это даже в её присутствии! Задевает почти всех, настолько, что София спрашивает, бывало ли, чтобы он хоть раз, может быть хотя бы в детстве, хотя бы случайно сказал о ком-нибудь доброе?
Но ни разу мы не видим, чтобы Чацкий сказал о ком-то плохо прямо при нём, ему в лицо. Тем самым, по-видимому, Чацкий кажется себе умным и осмотрительным, он не подозревает, что эти его высказывания могут быть легко переданы тем, о ком он говорит. В этом Чацкий далёк от положительного человека.
Есть неплохое правило, которое можно сформулировать так: «Никогда не говорите ни о ком за глаза ничего такого, чего вы не могли бы сказать ему в глаза».
Вдумайтесь!
Если вы всем собеседникам рассказываете гадости про всех прочих, но только не про них самих, то ваши собеседники с полным правом могут заподозрить, что другим вашим собеседникам вы говорите гадости и про них тоже. Это и случилось с Чацким.
А если бы Чацкий поменьше гадостей говорил про отсутствующих, то и присутствующие не имели бы причин подозревать, что про них он говорит эти самые гадости.
А вот в отношении Платона Михайловича никто не подумает, что он сплетничает, так как тем, кого он не уважает, он говорит это прямо в лицо.
Чацкий этого правила не знает, не выполняет. От этого все его беды. Абсолютно все. И именно поэтому его «Горе». Не от ума, а от недостатка ума!
Платон Михайлович же поступает иначе. Он говорит плохо, но в присутствии человека, о котором говорит.
В этом случае он высказывает порицание, рискует, конечно же, навлечь обиду на себя, но, как ни странно, не навлекает! Знаете, почему?
Потому что он прекрасно осознаёт, что Загорецкий не изменит к нему отношения после этих слов. Он знает, что Загорецкий прекрасно понимает, что Платон Михайлович его не уважает, поскольку осведомлён о его грехах и грешках. Он не станет отпираться. И он не откажется от общения с Платоном Михайловичем, поскольку он ему, по-видимому, нужен, и будет нужен ещё не раз. Сам же Платон Михайлович вовсе не дорожит обществом Загорецкого, гонит его прочь, и не стал бы переживать, если бы это самый Загорцкий больше никогда не встретился ему на пути. Платон Михайлович также не боится и того, что Загорецкий будет что-либо рассказывать о нём другим людям, прекрасно понимая, что словам Загорецкого веры нет никакой, а также что то, что Загорецкий сможет о нём рассказать, касается лишь того, что о нём, о Загорецком, сам Платон Михайлович отзывался крайне плохо. Кого это касается кроме самого Загорецкого?
Теперь же смотрите. Если Загорецкий начнёт кому-либо говорить, что, дескать, Платон Михайлович об этом человеке плохо отзывался, то ему не поверят! Потому что все знают, что Платон Михайлович ежели не любит и не уважает человека, то говорит ему об этом сам, прямо, в лицо.
А теперь вернёмся к Чацкому. Каждый слышит от него колкости в адрес других лиц, не присутствующих при разговоре, но не слышит обвинений в свой адрес. Из этого легко сделать вывод, что Чацкий не уважает многих, презирает, надсмехается над ними, но скрывает это от них. Из этого каждый может заключить, что и о нём самом Чацкий говорит всякие гадости, лишь бы посмешней, позлей. Поэтому любому рассказу о том, что Чацкий и про вас говорит гадости, вы поверите сразу же, и доказательств никаких не надо.
Итак, всё общество может понять, что Чацкий говорит гадости про всех без исключения. Тогда что же с этим делать, как это понимать? Человек, которому не нравится всё общество полностью, это человек, который не может встроиться в систему, на него не угодишь! И не надо к нему подстраиваться, всё равно он не будет доволен. Такого человека общество не примет, он не нужен обществу, если он всех ненавидит, но старается это скрыть, однако у него это плохо получается по показанным выше причинам, то и общество его имеет право ненавидеть, или презирать. Ненавидят сильных, презирают слабых. Он слаб! Ведь он сам очень зависим от мнения всех тех, кого высмеивал. Когда он узнаёт, что его объявили сумасшедшим, он в отчаянии! То есть он желал бы оставаться в обществе всех тех, кого высмеивает, презирает! Презирает он каждого в отдельности, а всё общество в целом не презирает, поскольку это – его жизнь, он дорожит этим общением, он хотел бы, чтобы всё общество имело о нём доброе мнение, но сам не имеет доброго мнения ни о ком конкретно.
Платон Михайлович выделяет в обществе действительно плутов и мошенников, и говорит им прямо в лицо, что они плуты и мошенники. Этот человек смелый. Мы напрасно называем его подкаблучником. Он просто понял, что с женой спорить – что против ветра плеваться. Только сам же и будешь оплёван. Поэтому он попросту не воюет на этом фронте. Но вне семьи он вполне готов к баталиям и одерживает победы. Воевать же внутри семьи нет никакого смысла. Если при всех недостатках супруги Платон Михайлович находит целесообразным делить с ней дом, он предпочитает уступить, чем затевать скандал. Если же он сочтёт этот брак бессмысленным и невыносимым, он, вероятно, наберётся духу и расстанется с супругой.
На этом основании я бы сделал вывод, что истинно положительный герой комедии "Горе от ума" - Платон Михайлович. Он умён, принципиален, честен.
Он дослужился до майора или полковника и вышел в оставку в связи с женитьбой.
Почему майор или полковник? Потому что Чацкий спрашивает его: "Ты обер или штаб?"
То есть обер-офицер или штаб-оцифер?
Поскольку супруга не позволяет дать ответ, можно предположить, что он скорее майор, чем полковник.
Но ошибочно было бы думать, что он стар. Он не потому вышел в отставку, что стар, а потому, что решил жениться. А решение жениться приходит не в старости. Конечно, если бы он был очень богат, тогда он мог бы жениться и на молоденькой в старости. Но он не очень богат. Если бы был богат очень, тогда Фамусов с ним иначе бы разговаривал. Очевидно.
Вот такой наш Платон Михайлович. Увидел, что полковника ему получить не светит, больших денег и чинов в ближайшее время не получить, но на семейную жизнь пенсии майора в отставке будет достаточно. Вот и бросил службу и женился.
А Чацкий антигерой, он достоин осмеяния и он его получает. А как вы хотели?
Он хочет, чтобы его уважали те, кого он не уважает!
Платон Михайлович вовсе не стремится к уважению со стороны Загорецкого. Он не хочет, чтобы его уважали те, кого он не уважает. Ему достаточно, чтобы его уважали лишь те, кого он и сам уважает, и о ком он не станет плохо отзываться. Вот - истинная мудрость!
У Чацкого такой мудрости нет, нет ума. И зачем только он ездил за границу набираться ума? Да и чего можно было бы набраться? Если не набрался ума дома - никакая "заграница" не поможет.
Потому что Чацкий - вовсе не Пётр Первый, который изучил всё, что можно было изучить дома, решил, что ему этого мало, и поэтому отправился за опытом в Европу.
Да и не ездил Чацкий за гранцу!
Год назад он был в армии. Сам признался. И был он там не наездом, а пребывал.
Так что его трёхгодичная поездка за границу - это байки для семьи Фамусовых.
И ведь ничего не рассказал он о ней ни Софье, ни Фамусову!
Потому что нечего было рассказать! Даже страну пребывания не назвал, или несколько стран или городов.
И сувениров не привёз. И не писал. Если бы написал хоть одно письмо Софье, можно было бы говорить что-то о его чувствах к ней. Но этого не было.
Так тогда какие вопросы на тему того, что она к нему охладела?
Три года отсутствия и никаких известий!
А он не понимает этого по той причине, что служил в кадетах. И не мог писать из Петербурга, не выдав, что он вовсе не за границей.
Как-то так.
Свидетельство о публикации №223090600749