37. Из памяти, из детства - памяти бабулечки

Проносятся дни и годы. Даже десятки лет. Мы стареем. Мудреем в чем-то. Что-то нам открывается и становится ясным как день. Что-то становится пустяком, а что-то наоборот - таким дорогим сердцу, что невозможно сдержать слёз.
Вчера похоронили бабушку.
День выдался ясным, хорошим, если это слово можно применить к такому скорбному событию.
Жил человек. И нет человека.
На фото она жива. И она всегда для меня будет жива. Бабушка, бабушка. Где-то теперь все твои платочки? Где твоё сердце? Где ты?
Помню бабушка доила корову, а я кормила свиней хлебом, вареной картошкой. А бабушка всё говорила: не приучай их. Ты уедешь, а они будут орать , стоять на загородке. Просить значит. А я, маленькая девочка, мне всё интересно, я люблю животных. Ну как не общаться с ними? Как не подкормить?
Помню, сижу на русской печке, потом лягу, она горячая даже через несколько постеленных покрывал. Грею спину. И вот лежу, а у меня так зубы разболелись ! Боже мой! И бабушка входит в избу. Говорит я пошла обряжаться, овец надо кормить. И вот я думаю: счастливые овцы, у них не болят зубы! Была б я овцой. А я тогда ещё не знала, что и у животных зубы могут болеть.
А пироги бабушкины! Драчены, лепешки, пироги с яблоками, с творогом! Слава Богу они были в моей жизни. Теперь такие уже не пекут, почти не осталось людей того поколения, переживших войну.
Бабушка никогда нас, детей, не ругала, у нас в деревне было свободное и счастливое детство.
Не смотря на тяжелый физический труд находилось нам и время для отдыха.
Где эти года? пролетели перелетными птицами и скрылись в облаках нашей памяти.
Бабушка, бабулечка моя, всегда кроткая, терпящая, слова поперёк не скажет. Своеобразная конечно. Но мы все такие, и даже , порой, для кого-то странные. У каждого своё видение человека.
Бабушка лежала в русском платке в гробу как Княгиня Ольга. Маленькая моя бабулечка, как  куколка лежала. Аккуратная, складная, такая ж, как и при жизни. Носик лишь, показалось, немного больше стал.
Бабушка, солнышко ты моё маленькое! Моя радость и боль!
Сколько помогала она в жизни!
А какие толковые подарки были: по холодам  - тёплые носки. В трудные времена - денежка. Порой вот как спросит что-то! Мне иной раз казалось, что она какая-то как прозорливая что ли...

Вечер, мы сидим в доме, бабушка рассказывает что такое тюря. Интересно. Мучаха. Тоже. Кто сейчас знает что это такое? А мне довелось прикоснуться к этому.
Бабушка любила ароматное подсолнечное масло. Хлеб помочит водой, сверху сахаром посыпет и ест. Ей вкусно!

Сейчас прошло совсем мало времени, и, конечно же, этот мой очерк, эти воспоминания будут дополняться. Сейчас трудно сосредоточиться. А что-то и не вынесешь. Это же личное.

На второй день как узнала о её смерти я написала эти строки:

Маленькое солнышко светило,
Грело, улыбалось и цвело
До поры, пока была в нём сила,
А вчера внезапно вот ушло.

Маленькое солнышко навечно
Скрылось в тучах промелькнувших дней.
Бабушка... И сердце жгут мне свечи
В память бесконечную о ней...

В этих строках необъятный, не имеющий дна, океан боли.
Если бы кто-то знал чего мне стоило не реветь на похоронах!

А овец в нашей деревне называли бАрушки. Вот так.
Вот и бабушка моя, как барушка, мягонькая была ко мне.  Проявляла терпимость, и хвалила меня порой. Это было очень приятно, так как мать меня не хвалила никогда.

Бабушка знала, что я пишу стихи. Может под конец жизни и забыла, но знала.
Не успела я ей записать на телефон и привезти прослушать как играю на пианино Полонез Огинского, она любила его. Но я сыграла его уже после её смерти. И буду играть в память о ней.
Бабушка научила меня еще в далеком моем детстве вязать салфеточки, простым совсем узором. Обычные круглые салфетки. У меня в них весь дом. Много навязано. И впредь буду вязать. Тоже в память о ней.
А бабушка умела вязать и хорошо! Шали, варежки (она называла деницы), носки... Саама пряла, и вязала из этих ниток. Помню её прялку и вечера, когда она пряла.
А еще у бабушки были связаны (видимо крючком) лебеди. Маленькие белые птицы, в шейку спичка вставлена, ватой набиты, чтоб голову держали и сзади широкий шлейф. Посадит их на полотенце, и они плывут, как по озеру... Нет их давно... Но они есть в памяти.
И бабушки теперь нет. Но она есть. И на фото, и в сердце, и в памяти. И во мне.
Помню как я целовала её. Когда мы приезжали в деревню её проведать, разговаривали, обменивались новостями, а при расставании я всегда старалась её поцеловать. У неё тоненькая такая кожа была, тёплая. Мне казалось ей эта ласка нужна. Я думаю кроме меня её никто не целовал. Быть может я ошибаюсь. Но мне хочется верить, что ей было приятно.

Отчетливо помню последнюю прижизненную встречу. Всё было хорошо. И пусть так и будет: моя бабулечка-красотулечка запечатлелась на моём сердце.

Люди! Берегите своих родных. Пока они живы. Говорите им добрые слова. Я старалась это делась и при её жизни. Но всего не уместишь. И все равно теперь начинают всплывать какие-то несказанные фразы, которые могли бы прозвучать для неё.
Берегите жизнь! Она так скоротечна.

Люди добрые, верующие, читатели, случайно заглянувшие, живые!
Помолитесь о новопреставленной рабе Божьей Валентине!

И пусть Господь благословит Вас!

Это НЕ конец.

 


Рецензии