II. Неподвижность
«Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим».
(Иеремии 10:23)
Если вы обращали пристальное внимание на ход своих мыслей, то наверняка поразились тому моменту, когда мысль непроизвольно совершает скачок на новую тему, лишь ухватившись за ассоциацию или категорию предмета. Например. Вы вспоминаете, куда положили красную рубаху, а затем подумали, что надо идти купить томаты и другие овощи. Интересно, как дела у друга, с которым вы иногда бродили по рынкам, собрал ли он ребёнка в школу. В школе у вас была похожая рубаха, она вам совсем не шла, может быть и эта вещь, которую вы ищете, вам не подходит. И так далее. Мысль бежит, прочно вытекая из себя же, полагаясь на укоренившиеся связи, попутно подхватывая все внешние раздражители. То есть мы не только не участвуем в происходящем, но и не являемся зрителями поставленного шоу, ведь для этого нужно видеть самим и мыслить самим, отдельно от мира, а мы видим всего лишь всё это вокруг. То есть это даже не мы видим, а мир видит себя и думает себя. Мы же где-то в «чёрной пустой комнате», едва ли знаем о существовании мира, вряд ли заглядывали в него, так как в нём вообще нет следов нашего присутствия.
Запишем вышеупомянутую цепь состояний мира, в которой каждое звено вытекает из предыдущего, как M_i = f(M_(i-1)) = f(f(M_(i-2))) = ..., где i – номер звена (положения материи), а f – функция превращения одного состояния в другое. Так выглядит карма на языке математики. Заметим, здесь нет никаких параллельных вселенных и нет самой возможности для существования альтернативной реальности, а есть лишь один этот мир, содержащий много всего сложного. Поскольку даже в существовании виртуальных частиц, которые облаком кружат вокруг реальных и образуют их в местах своего сгущения, нет ничего удивительного для любого, кто знаком с клеточными автоматами. Но вернёмся к нашей формуле. В данном представлении «толщина» слоёв или звеньев не играет роли, а также не имеет значения, удаляемся ли мы вперед или назад по цепи. То есть мы можем сравнить любые два звена M_i и M_j, находящиеся на любом удалении друг от друга, и точно выразить их прочную связь. Здесь введём n = |i-j|, выражающую удалённость этих звеньев друг от друга, и коэффициент k = (i-j)/n, при n > 0, принимающий лишь два значения (1 или -1), характеризующий направление превращения. Откуда придём к общему виду, где охватим и прошлое, и будущее, и где все звенья уже известны наперёд, то есть вычислимы «с точки зрения вечности»:
M_i = n{f_k...f_k(M_(i-kn)) = n{f_k...f_k(M_j) = f(k,n,M_j)
«Я, Господь, возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось. Я предначертал, и приведу это в исполнение».
(Исаия 46:10)
Сходу можно предположить, что параметр k прямо выражает второе начало термодинамики – единственный закон, который определяет направление превращения материи. Шрёдингер, кстати, посвятил несколько статей данной теории, связывая направление времени с возрастанием энтропии. Однако изначально идея принадлежит Уильяму Джеймсу Сайдису, который расширил второе начало термодинамики и добавил, что когда материя делает шаг вперёд, то неживые объекты смещаются согласно прямому закону, а живые объекты смещаются согласно обратному. Так или иначе, наш параметр k выражает такой шаг материи, заключающий все внутренние тенденции, то есть выражает движение материи в целом. Впрочем, и сам Сайдис доказательно снимал иллюзорные различия между живым и мёртвым, оставив лишь чистое механическое действие.
Мы не только не участвуем в происходящем и не являемся зрителями, но и не можем ничего сказать о своём настоящем «Я». Вероятно, мы чего-то хотим и что-то делаем, но мы не имеем никакого представления об этом. Наше действительное состояние нам недоступно. Не предоставляется возможности узнать, чем мы живём и о чём мы думаем. Конечно, из доказательства того, что нас здесь нет, не следует, что мы где-то есть, однако мы говорим о таком надсуществовании, где нет такого рода значений: есть или нет. В данном контексте можно вспомнить известный эксперимент Эрвина Шрёдингера, раз мы уже «заехали» на территорию квантовой физики, который как раз и конкретизировал то, о чём древняя культура говорила давно, делая утверждения о Боге, о Бездне, о человеке. Мы имеем подобное условие, при котором волновой пакет (реальная частица) находится в рассеянном состоянии, в красоте одновременности, но не нарушающем данное место, где мы не находимся: в бескрайнем и беспросветном море автоматических реакций различной сложности. И застреваем на выходе, между местом, где нас нет, и местом, о существовании которого ничего не известно и не может быть известно.
Свидетельство о публикации №223090701169