Ещё раз об Автоэкспорте

         Прочитав статью Алекса Суханова “Автоэкспорт” от 07.02.2015 г., опубликованную  на сайте Proza.ru, хочу её дополнить, т.к. я тоже имел отношение к этой организации, хотя непосредственно в ней не работал.
         Всесоюзное объединение “Автоэкспорт” было организовано в 1956 году.
         Примерно до 1970 года оно размещалось в одном из боковых 6-ти этажных крыльев высотного здания на Смоленской площади. Затем было перемещено в здание на ул. Волхонка д.14, где сейчас размещается Галерея искусства стран Европы и Америки. Вход в здание тогда был со стороны ГМИИ им. Пушкина, т.е. от М. Знаменского переулка. Рядом с бывшим входом висит мемориальная доска художнику В.Сурикову, который жил и работал в этом доме. В вестибюле рядом с бюро пропусков дежурил милиционер.
        Функцией объединения были экспорт и импорт автомобильной техники. Главные подразделения “Автоэкспорта”, осуществлявшие конкретные экспортно-импортные операции, назывались “конторами”, но были ещё и отделы – технический, рекламный, кадровый, первый (режимно-секретный) и другие.
        Я большей частью работал с конторой № 5, занимавшейся импортом в СССР автобусов, и с техническим отделом. Основными моими партнёрами в Автоэкспорте были А.Розанов, В Сахарчук, А.Волокитин, Копытин, Полторацкий и другие, фамилии которых я уже не помню.
        С 1961 по 1977 г. председателем В/О “Автоэкспорт” был В.М.Петров. После его смерти председателем был назначен Е.Н.Любинский. (А.Суханов указывает, что это был Н.М.Дмитриев, но мне про это неизвестно).
        Празднование 10-ти летнего юбилея “Автоэкспорте” в 1966 г. было омрачено смертью одного сотрудника на банкете. Во время беседы с другим сотрудником он подавился куском пищи и умер от удушья.
        Объединение много лет входило в состав Министерства внешней торговли СССР. После ликвидации последнего в 1988 г. В/О “Автоэкспорт” вошло в подчинение Минавтосельхозмаша СССР. Причём зам. председателя “Автоэкспорта” Э.Лопатко был назначен начальником Управления внешних сношений этого Министерства.
        Основными контрагентами “Автоэкспорта” в зарубежных странах были: “Мотоков” (Чехословакия), “Могюрт” (Венгрия), “Машиненэкспорт-импорт” (ГДР), “Дойче Лада” (ФРГ), “Конела” (Финляндия), “Матреко АБ” (Швеция), “Конела Норге Бил” (Норвегия), “Жак Пок” (Франция), “Скалдия-Волга” (Бельгия). “Томсон энд Тзйлор” (Великобритания), “Марторелли” (Италия), “ВААТЕКО” (Нигерия)  и другие. В этих же странах “Автоэкспорт” имел центры технического обслуживания продаваемых автомобилей.
         Как и во всех советских внешнеторговых организациях в “Автоэкспорте” многие работники были секретными сотрудниками КГБ, т.е. “стукачами”, завербованными через Первый отдел и отчитывавшиеся перед ним. Разумеется, все сотрудники объединения были членами КПСС, женатыми и не имевшие за последние 10 лет допусков к совершенно секретным работам и документам. Это были обязательные условия для их командировок за границу. Женщин в “Автоэкспорте” работало мало и почти все они были на второстепенных должностях.
        Отсутствие без уважительной причины какого-либо сотрудника на партсобрании или даже опоздание на него могло повлиять на возможность выезда этого сотрудника в зарубежную командировку, т.к. каждая загранкомандировка санкционировалась парткомом.
        Помню неприятный случай, произошедший с одним сотрудником – Сергеем Б.
        Я его хорошо знал, т.к. вместе с ним учился на одном факультете в МАМИ и вместе его оканчивали. После окончания института Сергея взяли в т.н. “спецгруппу”, которая готовила сотрудников для работы во внешнеторговых организациях. По окончании “спецгруппы”  Сергей был принят на работу в В/О “Автоэкспорт”.
        Первая его краткосрочная командировка состоялась в Польшу, на Познаньскую международную промышленную ярмарку, где он был назначен администратором экспозиции  В/О “Автоэкспорт”. На приёме по случаю открытия (или закрытия) ярмарки Сергей хватил лишнего и устроил скандал с рукоприкладством. Вызвали польскую полицию, откуда было сообщено в советское посольство. Сергей был объявлен в Польше “персоной нон грата”. Посольство отправило шифртелеграмму в В/О “Автоэкспорт” и в результате этого Сергей по возвращении в Москву был уволен.
        По своей натуре он не был пьяницей и хулиганом, но попав впервые в жизни на приём, “не рассчитал своих возможностей и с ним произошёл несчастный случай на производстве”, как было сказано в известном фильме. Серёжа потом очень жалел об этом случае, но хорошая работа была для него потеряна.
        “Автоэкспорт” издавал периодический журнал-бюллетень на нескольких языках под названием  “Автоэкспорт” информирует”. Но информация в этом журнале нередко была излишне хвастливой и, мягко говоря, не совсем правдивой.
        Время от времени мне приходилось бывать на различных совещаниях и внутренних командировках с сотрудниками В/О  “Автоэкспорт”.  Я заметил, что они всегда были в костюмах с белыми рубашками и при  галстуках. Никогда не слышал от них нецензурной лексики.
        В первое время после своего создания В/О “Автоэкспорт” занималось главным образом экспортом автомобилей М20 "Победа" и “Москвич-401”. Но наивысшего расцвета его деятельность достигла на экспорте автомобилей “Москвич-407” в 1960-х годах. Вторым всплеском  был экспорт автомобилей ВАЗ-2121 “Нива” со 2-й половины 1970-х.
        Мне по работе больше была знакома импортная деятельность В/О “Автоэкспорт”.
        Её предметом в разные годы были автомобили-самосвалы Tatra-138 и -148, Мagirus-Deutz, IFA-W50, седельные тягачи Skoda 706 RTTN с полуприцепом-рефрижератором N13H Alka, малотоннажные грузовики Avia A20 и Avia A30, малотоннажные фургоны Nysa и Zuk, легковые Skoda 1201 с кузовами универсал и фургон, большое количество автобусов Ikarus (городских и междугородных). Для нужд Олимпиады-80 была закуплена партия легковых автомобилей Меrcedes-Bеnz  (в основном модели W 123). Также была куплена небольшая партия легковых автомобилей Tatra-613 для обслуживания некоторых руководителей КГБ СССР.
        Упадок В/О “Автоэкспорт” стал происходить в начале 90-х годов, когда внешняя торговля была значительно демонополизирована, а на автозаводах организовались свои внешнеторговые отделы. В сильно урезанном виде эта организация перебралась неподалёку, в здание по адресу М.Знаменский пер. д.8 по соседству с редакцией газеты "Клаксон", а потом и вовсе прекратила своё существование.
        Сотрудники “Автоэкспорта” стали разбегаться кто куда. Многие стали работать в московских представительствах различных инофирм, с которыми у них раньше были контакты, другие стали организовывать свой бизнес.

 


Рецензии