Воронка образования

Вещи, без понимания которых нельзя

Поскольку народ у нас всесторонне развитый и энциклопедически образованный, ни у кого нет времени на самые важные «детали».
Мы все ведём своих детей в школу и при этом совершенно не вникаем в то, что с ними там происходит.
Во-первых у нас есть иллюзия что наш собственный опыт посещения школы позволяет нам уверенно судить о пребывании нашей крошечки в этих стенах государевых. Увы! Это именно иллюзия.
Во-вторых мы посещаем мероприятия, классные родительские собрания, общешкольные посиделки. И вновь – ничего реально существенного мы там не узнаем. И времени на выяснение «подробностей» у нас как правило не остаётся.
Понятно что все себе на уме и что у каждого есть что-то свое уникальное личное. Это не важно.
Маркс с самого начала еще в 1848 году сравнивал социальные механизмы с микроанатомией.
Каждая отдельная клетка тела может думать о себе самой всё что ей угодно. Она не способна понять того, что происходит с нею и с организмом в целом.
Наш ребенок в школе – это загадка и вечная лотерея для нас. Он сам является единственным источником какой-то обрывочной информации и классный руководитель, который ведет у ребенка три урока в неделю тоже небог весть какое суперзнание о…
Мне довелось общаться с огромным числом завучей и руководителей школ. Никто из них и близко не подходил к вопросам, имеющим действительно фундаментальное значение. Большинство педагогических работников это просто функционеры, исполнители спущенных им «сверху» программ. Увы! Увы!
Один из важнейших вопросов, это вопрос о «воронке образования», которым никто из родителей и большинства педагогов даже никогда и не задаётся.
Но вопрос такой есть!
Имеется!
И подлежит неизбежному разрешению.
Так или иначе.
Но познакомимся с вопросом как таковым.
Ребёночек растёт!
Период до школы мы пока пропускаем.
Как то рос, рос и подрос.
С 6-7 летнего возраста он попадает в начальную школу.
Через три-четыре года переходит в неполную среднюю школу.
Затем перебирается в среднюю полную школу.
И далее идет или в колледж (техникум) или в институт (академию, университет).
Такова общая модель движения ребёнка в образовательных структурах.
В начальной школе у него одна основная учительница и пяток основных предметов.
В неполной средней школе у него уже компактная группа педагогом и полтора десятка основных предметов.
В средней школе число предметов увеличивается в основном за счет факультативов но число предметов и практик неуклонно растёт.
Когда ребенок попадает в колледж или выше у него уже группы специалшьных предметов и группы узких специалистов преподавателей.
Пока вроде бы всё просто и понятно.

Возникает как бы образ расширяющегося круга людей и предметов, текстов и не только.
Это похоже на растущее дерево. В основании толстенький ствол, а чем выше тем шире и больше!
Крона!
Однако если копнуть чуть глубже то мы внизу обнаруживаем «дерево наоборот». Там тоже чем глубже тем шире и больше!

Таким образом общая структура образования как бы дерево с корнями и с ветвями а в серединке один толстенький ствол.
Вот эта «конструкция» и представляет собой своеобразную «воронку образования» через которую мы вместе со школой и другими  образовательными институциями проводим наше дитя, вообще говоря не очень ясно понимая что там к чему и почему.
Вот один интересный момент: в начальных классах естествознание это один урок в неделю.
В средних классах это шесть уроков в неделю.
В старших классах это девять-десять уроков в неделю.
Русский язык: в начальной школе это девять – десять уроков в неделю. В средней школе это шесть уроков в неделю. А в старшей один-два урока в неделю.
То есть естествознание противоположно языкознанию в «воронке образования».
Здесь я пока далёк от конкретики. Мне важно дать общее представление о том, в какой общей форме «знания, умения, навыки», традиции и общая культура «заливаются» в головушку моего дитятки.
Вот несколько общих позиций представленных на иллюстрации.
В каждом из «этапов» воронки образования господствует свой конкретный модуль.
В додетсадовском возрасте это модуль сна.
В детском саду это домашний и (или) семейный модуль.э
В начальной школе главенствует полужёсткий модуль.
В средней неполной школе главенствует жёсткий модуль.
В старшей школе главенствует гибкий модуль.
И вопрос здесь не в словах, а в реальном понимании контента образования и форм, в которых он подаётся ребёнку.
Фундаментальная проблема в том, что мы до сих пор не имеем строгой структуры.
Гипотетически наиболее адекватна олимпиадная структура.
3-6 лет
7-10 лет
11-14 лет
15-18 лет.
19-22 года
Пять Олимпиад (олимпиада – четыре года) – простенько и со вкусом.
Увы! Детки рождаются круглогодично! И для каждого индивидуально его личные «олимпиады» начинаются в разное время года.
Вторая проблема – вообще девочки и мальчики и растут не параллельно и по многим предметам должны иметь разную парадигму образовательного процесса.
Третья проблема – переход в ПТУ чуть не половины выпускников восьмых классов.
В общем тут море проблем и вопросов и без серьёзного исследования «воронки образования» вам с этими вопросами актуальными именно для вашего ребёнка не разобраться.
Именно непонимание конструкции «воронки образования» загубило немало одарённейших педагогов-самоучек и привело в стратегически неверным решениям в отношении собственных детей множество замечательных родителей.
Именно на «воронке образования» сломались судьбы многих великих спортсменов и художников, композиторов и музыкантов. А сколько политиков погибло именно потому, что в «воронке образования» были допущены непоправимые в дальнейшем «проскоки».
Ну вот, запроблематизировал, как успел. Или не успел…


Рецензии