Люди Солнца - 4, Глава 16

Итак, наш флаер в шлюзе базы Изгоев.

Самое сложное позади, или как? – подумала я.

К нам подошли трое. Мы открыли дверь. Дейн вышел, мы с Райном остались внутри. Мы назвали себя, встречавшие нас сделали то же.

- Интересно познакомиться с врагами наших врагов! – сказал один из них, который представился как Мэт.

Я сразу заметила, что речь его несколько отличалась от того, как говорили Тар и Пин. Она звучала более мелодично, и, как выяснилось позже, кое-какие отличия имелись даже в грамматике и оттенках смысла многих слов. Да и сам словарный запас был богаче.

Тану пригласили нас пройти во внутренние помещения базы. Дейн последовал за ними, мы с Райном остались во флаере.

- Вам что-нибудь нужно? – спросил Мэт. – Еда, вода, техническая или медицинская помощь?

- Пока нет, спасибо! – ответила я. – Но, если можно, мы хотели бы познакомиться с вашей культурой! Книги, музыка, фильмы...

Дейн ушел вместе с тану. Мы с Райном осмотрелись. Кроме нашего флаера в шлюзе располагались еще два летательных аппарата. Один из них был в точности такой, какие пытались атаковать нас во время нападения на нашу экспедицию.

Вскоре к флаеру подошла красивая рыжеволосая девушка.

- Мэт сказал передать вам! – она протянула несколько книг и плоскую коробочку, напоминающую старинный инт.

Я не смогла сдержать слов восхищения:

- Бумажные книги! Какая прелесть!

Мы познакомились, ее звали Эя. Она без всякого опасения зашла в наш флаер и принялась объяснять, как пользоваться воспроизводящим устройством для прослушивания музыки и просмотра фильмов.

- Ваш спутник, Дейн, рассказал, что вы подобрали двоих безмозглых...

- Безмозглых? – удивилась я.

- А как их еще называть? Если они сами отказались от свободы воли, от возможности самостоятельно мыслить? Они не хотели думать, принимать решения, нести ответственность за свой выбор, и в результате превратились в стадо, которое пасут пастухи-Трансляторы по указке хозяев – Тех, Которые Велят.

- Те, Которые Велят, действительно бессмертные? – спросила я.

Эя засмеялась и сказала:

- Что ты! Это просто обман! Лет до двухсот они, конечно, дотягивают, они ведь не стесняются в средствах, чтобы продлить свое никчёмное существование. В ход идёт всё – эмбриональные стволовые клетки, трансплантация, искусственные органы. А после неизбежного конца, на момент которого мало что остается от их изначального тела, появляется очередной двойник.

- Ну и ну! – изумилась я. – Как же у них получилось заморочить головы целой планете?

- Если бы люди сами этого не позволили, ничего бы у них не вышло!

Эя ушла, и я включила оставленный ею проигрыватель. Музыка тану оказалась очень интересной, а некоторые вещи были настоящими шедеврами. Я даже достала синтор и попробовала кое-что воспроизвести. Но тут вернулся Дейн.

- Думаю, с ними можно иметь дело! – сообщил он.

Мы забросали его вопросами, потом я рассказала про наше знакомство с Эей.

- Они все тут выглядят такими открытыми и дружелюбными, – сказал Дейн. – И это при том, что им приходится выживать в тяжелейших условиях. Но им удалось сделать пригодной для жизни даже столь враждебную среду. Вот только еда у них отвратительная! Даже малообеспеченные жители городов Старого Айрина питаются гораздо лучше!

- Откуда они ее вообще берут? – спросила я.

- Выращивают один неприхотливый злак, почти сорняк, привезенный с Оданы, они используют изначальное название планеты, которую подмял под себя Иттан. Еще какое-то бобовое растение и парочку культур с крахмалистыми корневищами. Зерно сразу идет в пищу, остальное – на переработку. Представьте себе, они это измельчают, обрабатывают химикатами в специальных установках, и таким образом получают сахар! Еще выращивают дрожжи, делают белково-витаминные концентраты, искусственное мясо. Ужасное на вкус, но иных технологий у них нет, а животных тут держать проблематично. Хотя они разводят в своих оранжереях каких-то рыб. В общем, выкручиваются, как могут...

- Ничего, если мы станем союзниками, поделимся с ними нашими изобретениями, – заметил Райн.

Тар проснулся, едва забрезжил рассвет. В последнее время это случалось всё чаще, и заснуть опять ему не удавалось. Он ворочался в спальном мешке, не в силах отделаться от навязчивых мыслей об одном и том же.

Как долго это будет продолжаться? Тар стал бояться, что сойдет с ума. Иногда ему даже казалось, что это уже происходит.

Он подверг сомнению и переосмыслил почти всё, чем жил в родном мире. Но и здесь он так и не стал своим.

Возможно ли это вообще? Еще не так давно он склонялся к мысли, что надо приложить больше усилий, и тогда у него получится стать таким же, как арья. Раньше, в Иттане, он и предположить не мог, что люди могут так хорошо и интересно жить.  А потом Тэми отправилась на его родину и позвала его с собой...

Иттан или Айрин? Где-то в глубине души тану всё-таки понимал: что-то тут не то. Неправильно это. Разве можно отказаться от родины ради чужого мира, каким бы добрым и прекрасным тот ни был?

Он уцепился за эту мысль и стал думать дальше. Иттан и Айрин...

Как же он не видел, не понимал, что на самом деле всё просто? – осенило вдруг его. Ведь ничто не мешает ему любить и желать добра обоим мирам – и своему родному, и тому, в который его забросила судьба.

Все обрело вдруг ясность и смысл. Его задача – донести до Иттана добрую весть! Тану не мог пока точно сформулировать, что же он должен передать своим соотечественникам, и даже не представлял, как и при каких обстоятельствах это произойдёт. Понимал только, что нужно готовиться к этому уже сейчас. Но сначала надо исправить все те нестроения, что он вольно или невольно успел учинить здесь.

Тар надел инт и отправил сообщение Марку. И тут на экране высветилось обращение о поиске пропавшего – его самого. Он в ужасе схватился за голову и тотчас вызвал Лелу.

- Прости, что я причинил тебе столько беспокойства! Мне стыдно показаться на глаза! Да ты, наверное, и не захочешь меня больше видеть...

- Ну что ты, Тар! Как ты мог такое подумать?

- Я прилечу, скоро... Но сначала мне нужно сделать одну важную вещь!

- Да, конечно! Я буду тебя ждать!

Тану тотчас поспешил к ближайшему поселку, где взял флаер.

Теперь знакомиться с базой Изгоев отправилась я. Да, это впечатляло... За полвека, прошедшие с ее основания, был создан уходящий далеко вглубь многоярусный подземный лабиринт из коридоров, соединявших жилые и производственные помещения. Несколько энергетических установок и размещенная во многих местах аппаратура по поддержанию температуры, состава воздуха и нормальной гравитации, а также гермозатворы, которые могли надежно отсечь поврежденные сектора, обеспечивали вполне приемлемую надежность и безопасность.

Мне стало ясно, почему Иттан не трогает своих беглецов. Взять такую базу очень, очень сложно. Тем более, как я уже заметила, все носят с собой оружие, и наверняка у них припасено немало неприятных сюрпризов для штурмующих.

На стенах коридоров висело множество картин, причём иногда явно чувствовалась детская рука. Большинство изображало природные ландшафты, но выглядели они несколько необычно, то ли из-за того, что натура была чуждой для нас, то ли потому, что рисовавшие их определённо не ступали на биосферную планету.

В нескольких широких подземных галереях располагались оранжереи, точнее, маленькие поля. Туда выходили окна жилых комнат, а на стенах между ними протянулись ряды гидропонных труб, в отверстиях которых росла какая-то зелень. На краю одной галереи даже имелся небольшой бассейн. Сейчас там плескались двое детей лет десяти на вид.

Но, несмотря на это, мне становилось не по себе, когда я представляла, каково было бы прожить здесь всю свою жизнь. Хотя так, конечно, лучше, чем стать безвольными рабами...

А вот люди здесь оказались просто замечательные! Тану по имени Хет, который показывал мне базу, был таким дружелюбным и внимательным, и к тому же обладал на удивление широким кругозором. Он трудился в лаборатории, но помимо химии и биологии неплохо разбирался и в других сферах, а ещё писал стихи. Вообще культура и наука были здесь на высоте. Я искренне удивлялась, почему Тар и Пин оказались настолько невежественными. Я даже спросила об этом Хета.

- В Иттане всё иначе! Они ведь Исполнители, и считается нецелесообразным обучать их широкому спектру наук и приобщать к высоким культурным достижениям, – принялся объяснять тану. – Их удел – узкая специализация и примитивная массовая культура. Хотя среди Исполнителей есть небольшая прослойка, специально отобранная для овладения творческими профессиями. Те, Которые Велят желают, чтобы их качественно развлекали. Еще они любят комфорт и красивые интерьеры. Так что некоторое количество музыкантов, артистов и дизайнеров там всё-таки наличествует.

- А знаешь, один из попавших к нам тану сумел наверстать упущенное, – сказала я. - Он начал учиться, освоил управление флаером, и даже стал рисовать неплохие картины. Жаль, что он отказался лететь с нами.

- Отказался? – удивился Хет.

- Увы... Не хочется думать о нем плохо, но, скорее всего, он просто струсил. Или не захотел лишиться комфортной жизни. Хотя, казалось бы, в его развитии был такой прогресс по сравнению с тем плачевным состоянием, в котором он находился изначально.

- Ну-ка, расскажи подробней, что за прогресс? И как он вообще смог научиться отказываться? Они же как биороботы!

Я кратко рассказала ему всю историю Тара.

- Это просто невероятно! – изумился Хет. – Значит, ваши технологии позволяют без последствий для здоровья и психики извлечь то, что они называют Оком? Удивительно, как они вообще выжили после такого!

- Им было очень трудно, они страшно мучились первое время...

Потом Хет привел меня в свою лабораторию, напоил незнакомым, но вкусным горячим напитком с довольно приличным печеньем и принялся расспрашивать о жизни у нас. Особенно его впечатлила телепатия. Он даже слегка испугался, что мы можем читать их мысли, но я дала ему почувствовать защитный барьер, попытавшись войти в его сознание.

Я, в свою очередь, расспрашивала его о Тех, Которые Велят. Мне очень хотелось понять, как и почему них получилось поработить целую планету.

Наконец, тану проводил меня до нашего флаера.

- Такая компактная машина, и совершает межзвёздные прыжки? – удивился он.

- Как видишь!

- У нас всё время ходят разговоры, что хорошо бы покинуть нашу звёздную систему и отправиться на поиски новой биосферной планеты. Но до контакта с другими арья не все верили, что таковые вообще имеются. Ведь космос исследуют уже давно, однако пригодных для жизни людей планет до сих пор не нашли.

- Они действительно очень редко встречаются! Поэтому мы занимаемся терраформированием. Делаем мертвые планеты живыми.

- У нас тоже пытались оживить соседнюю планету, Кенну. Только война разрушила эти планы. Правда, кое-что из занесенных на планету бактерий и примитивных растений сохранилось. Вполне возможно, жизнь окажется сильнее и неблагоприятных условий среды, и человеческого безрассудства. Там всё же имеется хоть какая-то атмосфера, сглаживающая перепады температуры.

- На той планете жил ведь другой народ, киру, не так ли? – спросила я.

- Да, Кенна была прибежищем Кирона, что сначала потерпел поражение от Иттана на самой Одане. Но их не оставили в покое и на новом месте. Когда дело дошло до боев в атмосфере и на поверхности планеты, киру отправили два звездолёта, на которых в основном находились дети и подростки, фактически в неизвестность, в отчаянной надежде найти биосферную планету. До сих пор никто не знает, что с ними стало... После окончательного разгрома Кирона тану из пояса астероидов стали потихоньку летать на Кенну, чтобы разжиться запчастями для техники и материалами. Иногда они натыкались на киру, которым посчастливилось выжить в подземных помещениях уничтоженных поселений. Нашим удалось спасти несколько сотен человек, теперь они живут среди нас.

Эти тану совсем, совсем другие! – подумала я.

Я пригласила Хета осмотреть наш флаер. Райн и Дейн как раз занимались обслуживанием гидропонной установки. У нас имелась компактная панель вертикального озеленения, где росли съедобные салатные овощи, и ягодница с несколькими кустами специально выведенного сорта, которые постоянно давали новые плодоносящие побеги, так что одновременно можно было увидеть и цветки, и ягоды.

- Интересно взглянуть на ваши растения! – сказал Хет.

- Если хочешь, можем ими поделиться! – ответил Дейн.

- Было бы неплохо!

Я взяла подходящую емкость и налила в нее воды, а Дейн поместил туда ягодный куст и некоторое количество водорослей, что активно вырабатывали кислород и переводили некоторые нерастворимые вещества в легко усвояемые растениями формы.

- Они очень неприхотливы, могут жить без света при температуре чуть выше точки замерзания воды и разлагать с выделением кислорода распространенные почти на всех небесных телах минералы!
 
Дар, Согласующий поселения тану, принявшего арья, размышлял о том, стоит ли дать им доступ в информаторий. С одной стороны, полученные данные свидетельствуют о том, что с ними можно иметь дело. С другой, кто знает, может, там у себя они прошли такую подготовку, что и не поймешь, действительно ли они правдивы. Но у них ведь телепатия, от которой ничего не скроешь, что явно не благоприятствует лжи, как норме жизни. Странно, другие арья об этом даже не упоминали...

Хет вошел к нему с торжествующим видом и сунул чуть ли не под нос колбу с плавающими в ней тёмно-зелеными, почти черными, переплетающимися нитями.

- Что это за гадость? – удивился Дар.

- Это подарок пришельцев! Можешь себе представить, эти водоросли с помощью специальных ферментов разлагают с выделением кислорода даже распространенный повсюду оксид железа!

- Да ну?

- Это действительно так, я проверил! Арья держат их в гидропонных установках на своих звездолётах и используют при терраформировании планет. Я подумал, может, заселить ими озёра под полярными шапками Кенны?


Рецензии
остановите Землю, я сойду. На астероидах жить буду ;)

Роман Дудин   27.09.2023 10:58     Заявить о нарушении
Я сама не знаю, почему так получается, но от параллели с нашей реальностью никуда не деться... Правда, в фантастике людям повезло больше, они успели улететь с планеты до разразившейся там большой войны, по итогам которой случилось полное порабощение населения с последующим чипированием.

Тэми Норн   27.09.2023 13:22   Заявить о нарушении