Поляницы. Славянские амазонки?

Ой ты, гой еси, добрый молодец... или молодица? Оказывается, в Древней Руси богатырями были не только мужчины, но и девушки.

Наш былинный эпос полон сказаний, которые неизвестны совсем или знакомы лишь ограниченному кругу лиц. На мой взгляд, это следствие прозападной ориентации научной элиты. Никогда не понимал, почему в школе подробно изучают греческие мифы и легенды, обходя при этом молчанием наследие народов, исконно проживающих на территории РФ.

К примеру, не многие знают о существовании в народных сказаниях не только былинных богатырей, но и богатырш. А они тем временем, активно упоминаются. Учёные историки на этот счёт строят различные версии. Кто-то предполагает наличие у славян женщин-воительниц, а кто-то относит эти персонажи на счёт многовековой перекрёстной культуры со степняками. В частности, многие вспоминают о широко известных амазонках скифо-сарматского мира.

Принято считать, что название «поляницы» означает термин «поляковать», то есть искать себе приключений (поединщиков) в степи (поле). Нам объясняют, будто богатыршам не было больше никаких дел, кроме как мотаться по опасной Дикой степи и вызывать на поединок всех неосмотрительно приблизившихся к ним мужиков. Может не такая уж и опасная была эта Дикая степь?

Надо при этом оговориться, что зачастую и мужей они себе находили именно после подобных поединков. Обращают на себя несколько нюансов. Слово поляница, коррелируется не только со словом поле, но и с хорошо знакомым словом поляне, а также половцы. И это наводит на всякие размышления на тему неочевидности известной нам версии истории.

Рекомендую к прочтению статью "Черкассы, чёрные клобуки и другая Русь…"

Стоит добавить к этому, что довольно долгое время представители степных народов, так называемые чёрные клобуки (предки казаков), вместе с киевской старшИной выбирали князя, которого планировали нанять на княжение. И воевали вместе, и власть избирали.

Ещё раз обращу внимание на схожесть названий поляне и половцы. Ко всему прочему, русские князья и цари, из всех степняков роднились исключительно с половецкими родами. В общем, тут есть о чём подумать и наверное, пора приступать к давно задуманной статье о тех самых загадочных половцах. А пока вернёмся к поляницам. Вот несколько примеров из народных преданий.

Василиса Микулична — старшая дочь богатыря Микулы Селяниновича, стала женой Черниговского боярина Ставра Годиновича, который на пиру закусился с великим князем, похваляясь богатством и красавицей женой. Владимир по части женского пола был дюже охоч, не чураясь похищений и насилия. Естественно, дерзкий Ставр был посажен в погреб, а за женой послали не абы кого, а Добрыню Никитича и Алёшу Поповича.

Земля слухами полнится и Василиса заранее узнав об уготованной судьбе, взяла события в свои твёрдые руки. Былина не упоминает, как она узнала об этом настолько скоро, но изучая историю, я готов в это поверить. Когда это было нужно, вести распространялись быстрее молнии. Переодевшись в мужское платье и в сопровождении малой дружины, она отправилась в стольный Киев.

Встретив по пути посланных по её тело богатырей, представилась послом Василием Васильевичем и развернула их восвояси. Прибыв пред очи князя-женолюбца, Василиса вынуждена была доказывать что она не женщина, для чего прошла ряд испытаний: парилась в бане, играла в карты и боролась с другими богатырями. В итоге, пройдя все этапы проверки и обхитрив князя Владимира, она вызволила мужа из неволи и уехала с ним домой.

Младшая дочь Микулы Селяниновича Настасья Микулична, тоже была поляницей и взяла себе в мужья Добрыню Никитича. Причём именно в такой постановке вопроса. Встретив добрую женщину в поле, Добрыня не нашёл ничего лучше, как напасть на нё со спины. Можно предположить, что он тоже решил с ней посоревноваться в чём-то, удали, например.

Но молодая поляница легко выдержав удар богатырской палицей по шелому (хорошо хоть в головном уборе ездила), посмеялась над силой удара Добрыни, который совсем недавно прихлопнул словно муху Змея Горыныча. Завязался поединок, в котором победа за явным преимущество осталась за девушкой. Богатырь не обиделся, а предложил ей руку и сердце, на что поляница согласилась.

Но и у неё судьба сложилась не просто. Добрыня мотался по заставам целых 12 лет, не заглядывая к своей зазнобе. А в это время его сослуживец Алёша Попович не переставал свататься к Настасье. Получая отказ за отказом, он пошёл на хитрость и прибыв к Настасье в сопровождении князя и княгини, объявил ей о гибели мужа при исполнении. В этот раз «не хотою взяли — неволею».

И снова вести пришли к заработавшемуся супругу очень вовремя. Он успел вернуться к себе, как раз во время свадебного пира, обрадовал жену, укорил князя и навалял Алёшке. И тут уж он свою богатыршу не покидал больше, во избежании, так сказать.

Вообще, былины не пестрят простыми жизненными ситуациями, как правило передавая нам трагедии и накал страстей. Чаще всего, впрочем, с хорошим завершением в итоге. Как в случае с историей поляницы Настасьи Окульевны и богатыря Михайло Потыка. Пока муж истово и верно сражался с недругами на полях брани, его жена Марья Лебедь белая спуталась с царём и сбежала в царские палаты.

Как в таких случаях водится, Михайло быстро получил печальную весть и бросив все дела бросился в погоню. Его бывшая, видимо предполагала такое развитие событий, поэтому расставила на пути честного мужа целую россыпь ловушек. Он пил сонное зелье-вино, проваливался в глубокую яму, был превращен в горючий камешек.

А в последний раз, напоив богатыря, распяла Марья его в подвале на каменной стене и оставила умирать. Тут в дело вступила другая участница, дочь того самого любвеобильного царя Настасья. Справедливо рассудив, что грех разбрасываться такими мужчинами, она взяв в кузнице клещи и каким-то образом устранив охрану, собственноручно вырвала из каменной стены удерживающие цепи штыри, освободив богатыря.

Дело у них сладилось. Но требовалось как-то легализоваться, что при такой коварной бывшей жене было делом опасным. Поэтому после излечения, поляница достала хитростью от брата саблю и палицу богатырскую, доброго коня. Михайло без всяких препятствий добрался до царских палат, покарал смертию неверную жену и коварного царя. И уже после этого, взял в жёны душу-девицу, сев с ней вместе править страной.

Однако есть былины и с печальным концом. Когда князь Владимир захотел руки королевны Апраксьи, дочери короля Литвы Данилы Манойловича, то отправил сватами богатыря Дуная Ивановича с дружиной. Получив отказ, те не расстроились, а силой выкрали королевну. Интересно, что вслед за похитителями отправилась не вся королевская рать, а сестра Настасья Королевична.

Догнав дружину, она вступила в поединок с богатырём, который после длительной схватки сделал ход конём — предложил противнице руку и сердце. Поляница неожиданно согласилась, что наводит на мысль о том, что она отправилась в погоню не столько за сестрой, сколько за понравившемся киевским богатырём.

Так литовский король лишился сразу двух дочерей, а в Киеве сыграли разом две свадьбы. В отличии от судьбы княжеской пары, богатырская чета радовалась совместной жизни не долго. Видимо дух соперничества не покинул их со времён погони и однажды, богатырь похвалился своей удалью, а Настасья Королевична ему возразила: «А ничем-то ведь я не хуже тебя: сила моя есть побольше твоей, а ухваточка моя удалее тебя» .

Дунай Иванович такого вытерпеть не смог и вызвал жену на соревнование в меткости. Требовалось попасть стрелой калёной в серебряное кольцо на голове соперника. Настасья справилась, а вот рука Дуная дрогнула и стрела попала жене в головушку. Но беда, как известно, не приходит одна. Выяснилось, что погибшая носила во чреве ребёнка и богатырь с горя бросился на копьё.

Былина утверждает, что от его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра. В этой связи весьма интересно было бы узнать, что это за стольный град Киев во главе с князем Владимиром, располагался по сведениям древних былинников, рядом с Дунаем? И всё ли верно нам передают современные сказители?

Есть и загадочные сюжеты, как например в сказании о дочери Ильи Муромца. В один из ясных дней, перед степной заставой вдруг появилась неизвестная девица на боевом коне. Размер коня и стати поляницы, сразу бросились в глаза дружинникам и они на всякий случай затворили ворота. Как показали дальнейшие событий, мера была совсем не излишней.

«…Ай удала поляничища великая,
Конь под нёю как сильня гора,
Поляница на кони будто сенна копна,
У нёй шапочка надета на головушку
Ай пушистая сама завесиста,
Спереду-то не видать личика румянаго
И сзаду не видеть шеи белоей…»

Могучая богатырша, вероятно от скуки, принялась насмехаться над воинами и вызвала на поединок желающих померяться силами. Дружинники были ребятами опытными и не понаслышке знали, чем заканчиваются подобные соревнования. Илья Муромец, находившийся в то время на заставе, предложил сослуживцам выйти и не посрамить дружину, но как раз по этой причине все и ответили ему отказом.

Тогда известный богатырь сам вышел против поляницы. Бились они долго, разным оружием и безрезультатно. По ходу схватки они разговорились и каким-то образом выяснили, что против него бьётся родная дочь. Илья тут же прекратил меряться с ней силами, обнял дщерь и отпустил. Но вероятно, доченька что-то такое знала о папеньке, что толкнуло её на чёрное дело.

Она вернулась и попыталась убить Илью во сне. Надо полагать, что ей удалось пробраться сквозь часовых внутрь терема, но наш богатырь был начеку и не сплоховал. На этот раз он не стал устраивать игрища, одолел соперницу и скормил серым волкам и чёрным воронам. Надо отметить, что Илья Муромец частенько принимал вызовы поляниц, то ли места знал, то ли они его специально разыскивали…

Среди них — и жена богатыря Савишна, и Златыгорка, родившая ему сына. Но нам в школе это предпочитают не рассказывать, оберегая деликатное детское восприятие, от крайне эмоциональных и неоднозначных сюжетов. Ничуть не опасаясь, при этом, покупать своим чадам смартфоны с бесконтрольным доступом к интернету. А зря.

Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: (https://velikayaevraziya.ru) "Великая Евразия".

Каталог публикаций канала: пожаловать или посторонним В".

Моё сообщество ВКонтакте (https://vk.com/public220540923)— «Великая Евразия». Немного другая история…

Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы« (https://ridero.ru/books/vera_nashikh_predkov/). Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и МТС «Строки», где возможна услуга «печать по заказу».


Рецензии