Рейд на Тобрук

В последнее время я прослушал на канале TacticMedia цикл лекций о противостоянии британцев с немцами и итальянцами на севере Африки и на Средиземном море. Оказалось, что  и там происходили интересные события, хотя и не сравнимые по масштабам с войной немцев на Восточном фронте. И войск поменьше, и вооружений, и нет того массового героизма местных жителей, как в нашей стране. Еще бы, там один оккупант воюет с другим на земле аборигенов, которые от этой войны несут только неудобства и временами – гибель.  К тому же война велась на узкой полоске земли вдоль побережья Средиземного моря, от которой  к югу сплошная пустыня и немногочисленные оазисы, где есть растительность и главное, пресная вода.

К началу осени 1942 года фронт в Северной Африке стабилизировался. После череды громких побед немецко-итальянские войска были остановлены британцами у Эль-Аламейна, всего в 80 километрах от Александрии. Основным портом снабжения для армии Роммеля был Тобрук, находившийся в 450 км от линии фронта. Город был равноудален от английских баз на Мальте и в Александрии, следовательно, довольно безопасен для разгрузки конвоев снабжения. Пока 8-я армия Монтгомери копит силы для наступления, британское командование решает в ночь с 13 на 14 сентября провести силами флота и наземных групп коммандос набеговую операцию с целью разрушить пути снабжения войск Оси у Эль-Аламейна.

План операции "Эгриент" подразумевал совместные действия групп коммандос и морского десанта. Соединение В под командованием подполковника Хазелдена (83 человека на 18 машинах) должна была выдвинуться на Тобрук из оазиса Куфра. Задачей переодетых в немецкую форму коммандос был захват береговой батареи 105-мм орудий, расположенной к юго-востоку от Тобрука у бухты Марса-эль-Шиауск, что открыло бы дорогу морскому десанту. Одновременно с этим ещё три сухопутные группы на грузовиках должны были атаковать оазис Гиало, порт Бенгази и аэродром Эль-Мардж. Чтобы закрыть тему действий этих групп отметим, что успехом увенчалась только атака аэродрома, в ходе которой было уничтожено 16 самолетов.

Морские силы были поделены на 4 соединения. Соединение А в составе эсминцев "Зулу" и "Ситх" должно было высадить 400 морских пехотинцев севернее Тобрука. Морпехи должны были захватить береговые батареи, а затем атаковать порт с суши. Для обеспечения высадки эсминцы приняли на борт дополнительные шлюпки и 9-тонные десантные боты. Соединение С в составе 19 торпедных катеров должно было частью сил высадить подкрепление для соединения В, в то время как от остальных катеров требовалось ворваться в гавань, атаковать стоявшие там корабли торпедами, а затем высадить непосредственно на пирсы 160 морских пехотинцев и 40 саперов. Огневую поддержку десанту должно было оказать соединение D состоявшее из крейсера ПВО "Ковентри" и 8 эскортных миноносцев типа "Хант". Соединение Е представляло собой группу коммандос на борту подводной лодки "Таку". Задачей отряда было в час ночи 14 сентября высадиться в бухте Марса-Мрера к северу от Тобрука и зажечь здесь навигационный огонь для соединения А, которое должно было начать высадку спустя час после отряда Е. С целью отвлечения внимания противника крейсер "Дидо" и 5 эсминцев должны были обстрелять порт Эль-Даба в 55 км к западу от Эль-Аламейна. С этой же целью английская авиация должна была провести в ту ночь серию налетов на сам Тобрук.

Тобрук обороняли в основном итальянские войска в составе 3-го батальона морского полка "Сан-Марко", усиленного несколькими ротами. Береговую оборону порта обеспечивали 5 береговых батарей, на которых стояло 17 орудий 120-152 мм. ПВО базы обеспечивало 18 88-мм зенитных орудий, сведенных в 2 батареи, и 3 батареи 20-мм зенитных автоматов. Всего на 20-км отрезке побережья было развернуто 13 береговых батарей с 47 орудиями калибром от 75 до 152 мм. и 12 зенитных батарей на 78 орудий. В гавани Тобрука стояли 3 миноносца ("Касторе", "Касчино" и "Монтанари"), а также 10 итальянских и 7 немецких быстроходных десантных барж БДБ. Вооружение БДБ состояло из одного 76-мм орудия и двух зенитных автоматов.

С самого начала операции все пошло не по плану. Вечером 13 сентября подлодка "Таку" была обнаружена миноносцем "Монтанари", который в этот момент сопровождал в порт транспорт "Сибилла". Субмарине пришлось срочно уклоняться от преследования, из-за чего было потеряно время и к месту назначения лодка пришла только в 01:45. В результате группа, которая должна была зажечь навигационные огни оказалась на берегу только в 02:45, вместо запланированного часа ночи. В довершении всего командир лодки неверно опознал местность и вместо бухты Марса-Мрейра, расположенной к северу от Тобрука, в 02:45 высадил группу в бухте Марса-эль-Ауде в 5 км западнее.

С 21:30 британская авиация начала серию налетов на гавань и городские кварталы Тобрука длившуюся до 3 часов утра. В налете приняли участие свыше 90 бомбардировщиков, сбросивших на город 70 тонн бомб. В полночь группа во главе с крейсером "Дидо" также успешно выполнила свою миссию, обстреляла Эль-Даб и благополучно вернулась в Порт-Саид.

На суше "Соединение В" подполковника Хезелдена благополучно достигло окрестностей Тобрука. Около 10 часов вечера коммандос прибыли в район Марса-эс-Шиауск (к востоку от Тобрука), перерезали линии проводной связи, а затем, сняв часовых, атаковали позиции 105-мм береговой батареи № 825 на мысе Шиауск. Гарнизон, оказавший неожиданно сильное сопротивление, смог сообщить в Тобрук о нападении. В 01:20 Хезелден передает по радиосигналу об успешном захвате батареи, получив который в дело должны вступить соединения А и С с основными силами десанта.

Тем временем в Тобруке уже принимали меры к отражению нападения. Были приведены в готовность все береговые батареи, одна рота была отправлена отбить батарею, в то время как остальные части гарнизона заняли позиции в порту. У входа в бухту был развернут дозор из трех БДБ. В первом часу ночи с них заметили катера Соединения С. А именно те шесть, которые должны были высадить подкрепление для отряда Хезелдена. Отыскать с моря в скалистом берегу удобное место для высадки было непросто, так что только 2 катера смогли подойти к берегу и высадить 20 человек. При этом один из них (MTB-314) попал под огонь одной из БДБ, загорелся и выбросился на берег. Моряки пытались его взорвать, но подрывные заряды не сработали.

Тем временем коммандос подполковника Хезелдена, не теряя времени зря, попытались захватить ещё одну батарею, на этот раз 152-мм орудий. Спецназовцам удалось захватить КПП и склад боеприпасов, но дальше продвинуться не смогли - гарнизон батареи, закрепившись в орудийных двориках, оказал ожесточённое сопротивление. В 3 часа ночи из Тобрука прибыла пехотная рота. К утру подполковник Хезелден был убит, а его отряд рассеян. С восходом солнца батарея смогла открыть огонь по кораблям противника. Тогда же, в три часа ночи, катера Соединения С попытались прорваться в гавань Тобрука, но напоролись на боновое заграждение, наличие которого разработчики операции почему-то не предусмотрели. Обнаружив противника, итальянцы осветили катера прожекторами и открыли огонь, в результате чего был потоплен катер ML-353.

А что же в это время происходило с Соединением А - эсминцами "Зулу" и "Ситх" и четырьмя сотнями морпехов на борту? Как мы помним, субмарина "Таку" не только опоздала с высадкой группы, которая должна была зажечь навигационные огни, но и высадка была проведена в 5 км западнее намеченного. Только в те же 3 часа ночи сигнальщики заметили на берегу свет сигнального фонаря. В 03:30 эсминцы подошли к берегу и спустили на воду десантные боты и шлюпки. Из-за плохой погоды высадка шла медленно - у десантных средств постоянно глохли моторы. Плюс ко всему на берегу во время высадки десантные боты и шлюпки были освещены прожекторами с берега , а затем попали под огонь итальянских зенитных орудий, стрелявших с дистанции всего 700 метров. В результате до берега смогли добраться всего 150 человек во главе с майором Хэдли.

Около 5 часов утра прожекторами были освещены уже сами эсминцы, и береговые батареи открыли по ним огонь. По кораблям начали лупить из всего что могло достать, включая зенитные орудия, и британцам не оставалось иного выхода, как уходить в море. Во время отхода "Ситх" получил ряд тяжелых попаданий. На эсминце встали машины, был заклинен руль, пришлось затопить кормовые погреба. "Зулу" закрыл товарища дымовой завесой, а затем взял его на буксир. Спасательная операция длилась два часа. Буксирный конец дважды рвался, и в 7 часов, когда всходило солнце, командир "Зулу" приказал прекратить буксировку и уходить в море. Итальянцы пытались захватить брошенный "Ситх", но в 07:52 эсминец затонул.

В то время, когда "Зулу" пытался спасти "Ситха", итальянцы вывели свои корабли из гавани, чтобы блокировать с моря оба района высадки, пока сухопутные силы проводят зачистку местности. Под огнем БДБ катера соединения С также были вынуждены начать отход. В 07:40 последние коммандос "Соединения B" на батарее № 825 начали сдаваться. Многие торопливо переодевались из немецкой в формы в британскую, чтобы избежать расстрела. Примерно в то же время в бухте Марса-эль-Ауде сдавались люди майора Хэдли. Между тем, для британского флота испытания только начинались, так как с восходом солнца проснулась авиация Оси. И пока итальянские штурмовики долбили уходящие на восток катера, немцы обнаружили более жирную цель.

По британскому плану днем 14 сентября войскам, захватившим Тобрук, должно было оказывать поддержку Соединение D во главе с крейсером ПВО "Ковентри", но теперь, в силу сложившихся обстоятельств, командир получи приказ идти спасать эсминцы и катера. Приказ поступил в 9 утра, и тут выяснилось, что у миноносцев "Олденхем" и "Бельвуар" не хватает топлива, из-за чего их пришлось отпустить в Александрию для дозаправки. Таким образом с "Ковентри" осталось только 6 эскортных миноносцев типа "Хант".

Вскоре после 9 часов Соединение D было обнаружена немецкими воздушными разведчиками, и уже в 11:40 соединение было атаковано 16 двухмоторными бомбардировщиками Ju 88, каждый из которых нес одну 500-кг и три 250-кг бомбы. Британские корабли прикрывала тройка дальних истребителей Бристоль "Бофайтер I", но сделать они ничего не смогли. В "Ковентри" попало 4 бомбы. Старый крейсер 1918 года постройки сразу же потерял ход. В 12:13 миноносцы сняли с крейсера команду и на полном ходу двинулись в сторону Александрии, оставив рядом с "Ковентри" эскортные миноносцы "Хёрсли" и "Крум" с задачей добить поврежденный крейсер. Однако, миноносцы типа "Хант" не имели торпедных аппаратов, поэтому добивать пришлось артиллерией, а подбитый крейсер упорно не желал тонуть. В 14:45 к миноносцам присоединился уходивший от Тобрука эсминец "Зулу", на котором торпедный аппарат был. Поле неудачной попытки буксировки в 15:05 "Зулу" добил крейсер двумя торпедами. Дав 25 узлов корабли, три корабля взяли курс Александрию.

Но немцы были полны решимости добиться максимального успеха. Налеты продолжались. Уже в 15:15 группе из 7 Ju 88 удалось положить бомбу рядом с бортом "Зулу", от чего на эсминце вышло из строя электро- и радиооборудование. В 16:15 19 пикировщиков Ju 87 добились прямого попадания в "Зулу", вызвав затопление машинного отделения. Эсминец потерял ход. "Хёрсли" взял повреждённый корабль на буксир, но пробоины заделать так и не удалось. Корабль, на котором была оставлена только аварийная партия, постепенно заполнялся водой. Последовало ещё несколько налетов, но поразить идущую на буксире цель немцы больше не смогли. Тем не менее, несмотря на отсутствие новых прямых попаданий, эсминец спасти не удалось. В 21:54 "Зулу" опрокинулся на правый борт и затонул, не дойдя до базы каких-то 70 миль.

Подведем итоги. Потери стран Оси в людях составили 16 человек убитыми и 50 раненными. При дневных налетах на корабли немцы потеряли от зенитного огня два Ju 88, ещё один разбился при посадке. Англичане потеряли крейсер ПВО "Ковентри", эсминцы "Зулу" и "Ситх" и 6 катеров, один из которых (MTB-314) достался врагу в качестве трофея. Потери в людях составили 886 человек, из которых 576 попали в плен. Нельзя недооценивать врага, даже если это итальянцы.

Когда знаешь из истории, что английский премьер-министра Уинстон Черчилль упорно не хотел открывать второй фронт высадкой в Нормандии, по наиболее короткому пути в Германию, по другому воспринимаешь это нежелание после событий с неудачным рейдом на Тобрук против с целом слабых войск итальянцев.  Неудачными были десантные операции британцев и в Первую мировую войну на берега тогда еще Османской империи (потом Турции), десант на берег Франции и вот здесь, в Северной Африке. Три попытки – и все неудачные. Вот и боялся Черчилль, что и десант в Нормандии постигнет та же участь. Но, как говорится, обошлось.


Рецензии