Миссия бабки Пелагеи

- Эх-х…, – с грустью вздохнула Пелагея, утирая ладонью слезинку. – Как же так?..
Бабка Пелагея присела на старенький любимый диванчик мужа, просматривая альбом с фотографиями.

Сегодня для нее был особенный день – годовщина смерти мужа. Уже год прошел, а она до сих пор скучает.

Мужчины в этой деревне зачастую умирали довольно рано. Хоть она и носила название «Долгожители» – однако жизнь людей не соответствовало этому. Жители никогда не жаловались на деревенские тяготы, решая проблемы по мере их поступления, но всегда надеялись и верили в чудо. Ведь одна проблема не поддавалась никому уж много поколений – искоренить алкоголизм в деревне. С каждым годом «вирус» распространяется мгновенно, увеличиваясь в масштабах. Поэтому мужчины умирали чаще по одной единственной причине, а вот «Как?» и «Где?» - найти необходимый выход, решение, односельчане не знали. Вот и у бабки Пелагеи схожая ситуация…

На дворе стоял конец мая. Шел сильный проливной дождь, но это и к лучшему. Огороды у всех посажены, осталось ждать всходов, а скот в поле пасется.

На печи у бабки Пелагеи уже стоят - наваристый борщ в кастрюле, жареные котлеты, картофельное пюре с подливом, а на столике - кутье и кисель. Все было подготовлено, осталось только дождаться прихода дочери и зятя с внуками. С болью оглядывая комнату, ее взгляд упал на старенький фотоальбом, и в груди защемило. Пелагея взяла его и присела на диванчик, неспеша просматривая фотографии с любимым, и под равномерные стуки дождя незаметно для себя быстро задремала.


… Сидит дед за столом. Худенький, щупленький, а оброс-то как!.. Не бритый, редкие седые волосы в разные стороны торчат, а глаза – голодные! Одежонка на нем та же, в чем схоронили – старенький его любимый парадный пиджак, рубашка в клетку серого цвета, да брючки темненькие под цвет пиджака. Сам сидит, трясется весь, заикается, с трудом смог произнести первые слова:

- Пелагеюшка, родненькая, не покормишь меня?! – смотрел он ей прямо в глаза, быстро моргая от страха и неуверенности.

Бабка медленно встала, грозно нахмурила густые брови «домиком», шагнула к нему, а после… расплылась в милой улыбке и тихо с любящим голосом сказала:

- Что ж ты, окаянный, при жизни мне таких слов-то не говорил?

- Прости, моя пышечка! Я только на «том свете» понял, что я кретином был…, – раскаивался дед, опустив голову.

- Это ты меня прости, говорила, чтоб не пил… а сама… по зову вам с зятем самогоночку ставила...,. – и ринулась к нему в объятия – так тепло и легко на душе стало.

Они еще долго стояли молча, не разрывая объятий, как вдруг в тишине прорезался тоненький просящий голосок Кирилла:

- Ну и как на счет покормить?.., – улыбнулся он.

- Ой! Прости, дуру старую! – всплеснула бабка руками и заметалась по кухне. – Сейчас, сейчас… и наливочки поставлю для согрева…

- Нет, этого мне не надо, – удивил он ее. – Ты лучше-ка мне чаек сделай, а в него листочек мяты положи. Я видел, уже свежая есть. Да-а, тяжело тебе без меня. Хотя… и при жизни-то я помощником был не очень…

- Жаль, конечно, что ты умер, но я справлюсь, – уверенно произнесла Пелагея, улыбнувшись, именно за эту черту в характере дед и любил ее. – Я вот только со спиртным-то не поняла – если один стесняешься, так я тебе компанию составлю.

- Ты не поняла, Пелагеюшка, – помотал он головой. – Я “там” навсегда пить бросил, а мог ведь просто по праздникам либо по субботам после баньки под горяченькие твои пельмешки…, – говорил дед с набитым ртом, успевая уплетать со стола все, что ставила жена.

- Ешь, миленький, ешь, – проговорила бабка, усаживаясь напротив него. – Э-э, как тебя там быстро обработали-то… сегодня год, как ты не с нами. Дочка с внуками скучают, да и зятек тоже, нет-нет, вспомнит тебя добрым словом.

Тут дед изменился в лице, отложил в сторону деревянную ложку, которой борщ хлебал. Аккуратно собрал крошки хлеба со стола в ладонь и разом закинул в рот, запивая оставшимся чаем. Затем ладонью пригладил отросшую бородку и встал из-за стола.

- Спасибо тебе «за соль, за хлеб», как говорят, но я по делу пришел, и у меня мало времени.

- Я слушаю тебя, Кириллушка. Что случилось?

- Я по поводу зятя, да и остальных тоже… имею ввиду сильно пьющих, – пояснил он, заметив вопрос в глазах жены, и тяжело вздохнул, продолжая. – Увидел я, что всех ожидает такая учесть как моя, вот и рассказал «там», что смогу остановить эту эпидемию, но для исполнения мне нужен «проводник»…

- И какая твоя идея? – перебила его вдохновленная Пелагея. – И я здесь причем? Или посоветоваться хочешь? Или…

- Не тарахти, бабка! Внимательно слушай да запоминай. Начнем с зятя, ты же не желаешь ему смерти?

- О, Боже, нет конечно, да и другим тоже… Что я сделать должна, говори, все сделаю, дабы покончить со всей этой напастью, – она даже слегка приподнялась со стульчика, опираясь на руки, показывая свою готовность к немедленному действию.

- Так вот. Сегодня у меня годовщина – вот там-то с зятя и начнешь. Он как обычно перепьет, и именно в тот момент ты смотри ему прямо в глаза и думай обо мне, а дальше уже я займусь делом. Войду в его сознание и покажу, как живется на «том» свете умершим от пьянки, и другим также, а заодно увидят, что будет с родными после их смерти. Нет, кто-то безусловно выйдет замуж и будет жить богато, но без любви, только ради оставшихся без отца детей, чтобы их на ноги поставить, даже выносят ребенка от нелюбимого мужчины. Либо всю жизнь будут хранить верность и любовь умершему мужу, существуя от заплаты до зарплаты. Также они увидят другую вероятность развития событий, если будут выпивать только по праздникам и, правда, на похоронах тоже, но – зато все живы и здоровы, и с внуками встретят свою старость. Пелагеюшка, все в твоих руках, а у пьющих будет выбор – что они хотят для себя и своих родных в будущем. Потом будешь ходить на все застолья в деревне, а как излечим всех – в соседние пойдем. Родненькая, ты справишься, я верю в тебя. Считай, что это наша с тобой главная миссия – искоренить алкоголизм! И еще…, – дед молча подошел к спящей бабке и, нежно поцеловав ее в губки, с трепетом добавил. – Я люблю тебя и буду всегда любить. Прости, значит так надо было, и моя смерть была не напрасна.


- Теща, вы чего спите?! Я вот продукты привез, – указал зять на пакеты в руках, шагая к столу. – Сегодня же Кириллычу год. Сейчас и мои подойдут. Вот смотрите, любимая самогоночка его была, – и вытянул из пакета литровую бутыль.

Тут Пелагея окончательно проснулась, словно ее током ударило, на коленях лежал фотоальбом, перед ней зять, ставящий «горючее» на пустой стол, а рядом сидел Кирилл, улыбнувшись и подмигнув, но это была уже ее тайна…


Рецензии
Рассказ понравился и возможно продолжение могло бы быть

Евгения Шалимова   04.11.2023 13:27     Заявить о нарушении
Благодарю вас! О продолжении пока думаю
С уважением, Леони

Леони Александрова   05.11.2023 03:21   Заявить о нарушении