Немецкие охотники в небе Днепра - 1
Оберлейтенант Вальтер Крупински, командир 7 отряда JG52, был одним из наиболее успешных асов этого периода. Он заявил 57 побед за эти три месяца. Мы рассмотрим эти заявки по мере возможности.
Итак, 21 сентября он открыл счёт на этом участке. В тот день он сбил Ил и ЛаГГ. Сразу скажем, что в III группе ЛаГГами обозначали в тот период все истребители, которые не были "Кобрами". Ил сбит в ходе атак на 672 шап. Вылет осуществлялся пятёркой. Крупински, который вообще-то не был большим спецом по Илам, на сей раз сбил один и ещё один сильно повредил, заявлять не стал, но по факту этот штурмовик тоже был потерян. Кроме того, он в тот день сбил истребитель из состава 291 иап, погиб пилот Данилкин.
22 сентября ас сбил внезапной атакой лидера группы 116 иап, Щербича Георгия Гавриловича, имевшего 5 побед на счету, советский пилот погиб. Этот приём - внезапные атаки по наиболее опасным советским пилотам, стал типовым для Крупински. И, как мы увидим, ему таким образом удалось нанести немало потерь именно опытным советским пилотам. Так, 23 сентября от атаки аса пострадал вылетавший ведущим пары на фоторазведку пилот 866 иап Бахматков Евгений Маркович, к счастью он смог покинуть самолёт с парашютом. А 24 числа ас сбил лётчика Крайнюка из 402 иап. 25 числа ас атаковал группу 897 иап, которая сопровождала Илы. На сей раз атакованный им пилот Ткаченко был лишь подбит и совершил вынужденную посадку на брюхо, чуть-чуть не дотянув до аэродрома.
Большой день был для аса 27 числа, он заявил целых четыре победы над истребителями. Из них мы смогли точно идентифицировать две. В 14:21 ас внезапно атаковал ведущего группы Яков 483 иап, Дунайцева Михаила Арсентьевича, сопровождавшего Илы, и сбил его, пилот спасся на парашюте. Вечером он сбил Як из состава 866 иап, отражая налет на аэродром. Остальные две победы, одержанные утром, пока точной идентификации не поддаются.
28 сентября ас сбил Ил из состава 108 гшап, пилот Афанасьев. А 30 сентября ас атаковал 16-й гиап, в своём стиле - внезапно со стороны солнца. Он выбрал целью ведущего одной из пар, знаменитого аса Труда, но сбить его не удалось, был сбит ведомый Труда - Черников. Также сбил был ещё один молодой лётчик - Семёнов. Крупински, однако, оформил только одну заявку, вероятно не видел падения одной из Кобр.
Как видим, Крупински провел сентябрь ударно. В октябре он оформил целых 32 победы.
Начал он с того, что утром 1 октября заявил три ЛаГГа, а потом ещё один днем. В первом случае он сбил Ла-5 из 116-го иап. Советские истребители атаковали "раму". Успеха они, по немецким данным, не добились, а в ходе боя Крупински, выбрав ведущего советской группы, атаковал его. Сбит был видный ас Белкин Александр Никитович, имевший 13 побед на счету, к счастью он спасся с парашютом и вернулся в часть. Меньше повезло пилоту Кормильцеву, будучи подбит в бою, он разбился насмерть на обратном пути. Возможно, он тоже попал в прицел Крупински, но заявлен не был.
Затем ас вёл бой против группы 483 иап, которая пыталась прорваться к ю-87. К сожалению, группа состояла из неопытных пилотов, поэтому понесла серьёзные потери: лётчик Резодубов был сбит атакой Крупински и погиб, ещё два пилота в ходе боя столкнулись в воздухе. Их немцы заявлять не стали, хотя, конечно, и к этим потерям Крупински имел отношение. Сохранив достаточно боезапаса, ас в том же вылете провел ещё один бой. Он атаковал ведущего одного из звеньев 866-го иап, который сопровождал Илы. В прицел Крупински попал опытный ас Казаков Владимир Васильевич, имевший 7 побед на счету. Он погиб в том бою. Последней жертвой аса в тот день стал пилот 161 иап, тоже ведущий советской группы, Тимин Александр Николаевич. Он был сбит типовой атакой Крупински, спасся с парашютом, но, к сожалению, в часть не вернулся. Он имел 5 побед на счету.
Кстати, вероятно, это даже не все победы аса в тот день. Так, около 10 часов был сбит в том же районе будущий знаменитый ас 866 иап Сурнев Николай Григорьевич, уже имевший две победы на счету. Ранен и на вынужденной посадке разбил самолёт. Способ атаки и место, а также выбор цели (Сурнев был ведущим звена) намекают на то, что и этот успех может быть на счету деятельного Крупински. Поскольку никаких заявок на Сурнева немцы не оформили. В общем, при определённом стечении обстоятельств мы можем предположить, что Крупински сбил не четыре, а восемь (!!) советских самолетов. Феноменальная честность для немцев, особенно если мы вспомним, насколько "объективны" пилоты той самой JG52 были в 44 году.
Насчёт ЛаГГа, заявленного 2 октября в боях против 8-й ВА, нет точных данных. Зато 3 октября ас поучаствовал в разгроме группы 483-го иап, ведущий майор Поляков. У пилотов группы не было опыта и побед на счету, командир также не относился к числу асов. Этим немцы и воспользовались и, атаковав, сбили в ожесточённом бою три советских Яка, в том числе самого Полякова. Группа эта сопровождала Илы, и другая группа немцев пробилась к штурмовикам и сбила один из них. Немцы в бою против истребителей честно оформили три победы, одну из них - Крупински. А вот подтверждения на ЛаГГ, заявленный 4 числа, нам не удалось найти. Случай весьма редкий для данного аса.
На запорожском участке бои на короткое время затихли. Советские войска готовились к решающему штурму. Ас сосредоточил в данный период свое внимание на участке Бородаевка - Мишурин Рог, где ему противостояла 5-я ВА. Уже 5 числа он сбил здесь пилота Хлебалина из 240 иап. А на следующий день он сбил ещё один Ла-5 из состава 302-й иад, которая потеряла три своих самолёта.
9 октября ас атаковал группу 9-го иап. Этот полк прибыл на фронт недавно, он вооружён был "Кобрами", опыта у пилотов, включая командиров групп, не было. Оценив обстановку, ас провел две разящих атаки и сбил двух командиров - звеньевого командира Малышева Павла Григорьевича и командира всей советской группы Смирнова Николая Михайловича.
10 октября ас заявил целых шесть побед над советскими истребителями. В первом случае ас атаковал четверку 483-го иап, которая сопровождала "Илы", ведущим был Дунайцев Михаил Арсентьевич. Как вы помните, 27 сентября Крупински уже сбивал этого пилота. Тогда советский лётчик спасся с парашютом. На сей раз закончилось всё трагичнее. Дунайцев был тяжело ранен, совершил вынужденную посадку, самолёт его сгорел. Более Дунайцев на фронте уже не появился. Из всей четверки уцелел один самолёт, пилотировал его лётчик Козловский. Он с трудом дотянул до аэродрома, но самолёт был списан. Отважные советские пилоты всё же выполнили основную задачу: к штурмовикам враг так и не прорвался. Крупински сбил два самолёта в том бою, ещё один сбил Гюнтер Ралль. В общем, малоопытным советским пилотам пришлось в том бою противостоять лучшим асам JG52.
Затем ас уже в районе Мишурина Рога сбил две "Кобры" 304-й иад, к счастью лётчики выжили. Потом он снова бился в районе Запорожья, где начались опять жестокие бои. Что за самолёт он сбил в 12:18, пока не удалось точно установить. Возможно, это был самолёт из состава 161-го иап, который в неустановленное время потерял два своих самолёта. Зато точно известно, что вечером ас внезапной атакой сбил истребитель из состава 866-го иап, лётчик Лебедев спасся с парашютом.
12 числа этот опасный воздушный хищник заявил ещё четыре победы. Утром он сначала атаковал ведущего советской группы истребителей, сопровождавших "Илы". Погиб пилот Кузнецов Юрий Николаевич из 897-го иап, имевший 4 победы на счету. Затем ас сбил один из "Илов" 6-й гшад.
В следующем бою Крупински удалось сбить одного из лучших асов 295-й иад. Улучив момент, он атаковал на выходе из атаки в разгар воздушного боя лётчика Школина Михаила Петровича из состава 116 иап. К сожалению, этот пилот, имевший 12 побед на счету, погиб. В том бою также подбит был пилот Антонов и на вынужденной его самолёт сгорел. Возможно, и эта атака была проведена Крупински, во всяком случае заявок на Антонова не оформлено. Четвёртый сбитый им в тот день самолёт принадлежал 31-му иап.
Ещё двух сильных асов сбил Крупински на следующий день. Утром он атаковал ведущего группы 116-го иап, штурмана полка Ковальчука Григория Сергеевича, имевшего 5 побед, и сбил его, ас погиб. А днём он атаковал группу 5-го гиап. Первая атака по ведущему одного из звеньев, Васильеву Константину Николаевичу, была неудачной, но повторной атакой ас сбил его ведомого, Потехина Михаила Алексеевича, имевшего на момент гибели 5 побед на счету.
После этого наступил перерыв в боях, и снова ас отличился только 19 числа, заявив "Кобру" из состава 5-й ВА. В том бою две таких машины потерял 69-й гиап, одну из них и сбил Крупински. В последующие дни в боях против 5-й ВА ас одержал ещё несколько побед, большинство из них сверить непросто. Однако достоверно известно, что 29 октября он сбил очередного выдающегося аса. Своей фирменной неожиданной атакой он сбил Кобру 508-го иап, командир эскадрильи Гайдуков Александр Васильевич, имевший 8 личных и 13 групповых побед, был тяжело ранен и вскоре умер от раны. Этой победой Крупински подвёл черту под ярким месяцем. Причём, как вы убедились, его заявки и реальные потери совпадают почти идеально, а в некоторых случаях ас даже не заявлял победы, которые, тем не менее, имели место быть.
В ноябре ас оформил 13 побед. Накал боев спал, и он не так много работал.
6 ноября ас заявил 4 победы. И снова в его прицел попали два опытных аса. В первом случае ас в паре со своим ведомым, оберфельдфебелем Паулем Эберхардом, отправился на охоту и, обнаружив "Кобры" 508-го иап, атаковал. Оба пилота добились успеха в атаке. Причём Крупински сбил Заваду Василия Андреевича, имевшего 6 личных и 15 групповых побед. От очереди Эберхарда погиб лётчик Медведев Евгений Алексеевич. Затем уже ас отличился в бою против 17-й ВА. И снова он выбрал в качестве цели ведущего советского звена. Погиб лётчик 866-го иап Сурен Арменакович Аведисьян, имевший 6 побед. Также известно, что в тот день ас сбил пилота Сновалкина из 27-го иап. Пилот этот летал на "Кобре", но ас ошибочно заявил ЛаГГ.
После этого ас отличился только 22 ноября, заявив ЛаГГ. Это был Як из состава 427 иап. Лётчик Хвостов Василий Тимофеевич, имевший на счету 5 побед, был подбит и совершил посадку на брюхо.
Конец месяца знаменовался всплеском активности в небе Запорожья, чем ас и воспользовался. 27 ноября он оформил 3 заявки. Нам известно, что он сбил лётчика 897 иап Михайлова, по поводу остальных двух заявок точных данных нет, так как нам неизвестны по времени все потери 8-й ВА. В том бою Крупински потерял своего постоянного напарника, оберфельдфебеля Пауля Эберхарда, имевшего уже 20 побед на счету. Его обстрелял Чугунов Виктор Васильевич из 897 иап. По докладу, бф-109 был подбит. Так оно и было. На вынужденной посадке Эберхард разбился насмерть. Немцы думали, что его зацепили с земли.
28 ноября ас заявил две победы. Утром шестёрка 866-го иап была внезапно атакована. С первой же атаки были выведены из строя два "Яка", они вышли из боя и вернулись на аэродром. А третьей атакой был сбит командир группы. Им был сам командир полка, подполковник Пётр Михеевич Иванов. Он не смог покинуть горящий самолёт и погиб.
Иванов был выдающимся асом и хорошим организатором. 866-й иап отлично воевал в небе Запорожья, показывая в боях слаженность, поэтому и избежал тяжёлых потерь, в отличие от двух других полков 288-й иад. Сам Иванов оставался не просто командиром-теоретиком, но и асом-практиком. На счету его было 13 побед. Он участвовал ещё в войне в Испании, правда там побед не имел и сам едва не погиб. Воевал и в Финляндии, также без побед. Все победы свои он одержал во Второй Мировой. Сбил Иванова именно Крупински.
Бой продолжался. На помощь полку вызвали пару Яков 897-го иап, которые неподалёку сопровождали "Илы". Ведущим был лётчик Барченков. Пара пришла на помощь поздно и была атакована в лоб. Атаковавший Барченкова немец применил сложный приём - атака в лоб с кабрирования, то есть самолёт шёл чуть снизу и вел огонь из слегка "задранного" положения. Барченков был подбит в бою.
Интересно, что атаковал его Гюнтер Ралль и эта победа стала для аса 250-й. Это был второй случай в истории люфтваффе достижения такого успеха, первым был Новотны. Зато в 52-й эскадре это было впервые. Ралль так хотел поскорее достичь этого успеха, что явно завысил результат атаки: Барченков сбит не был. Хотя непонятно, был ли его самолет пригоден к дальнейшему использованию. Этот успех был шумно отпразднован эскадрой, однако, в отличие от Новотны, Раллю так и не вручили бриллианты к РК. Что не очень огорчило честолюбивого аса, так как ему разрешили и далее, в отличие от Новотны, вести воздушные бои, и в итоге он сильно опередил Новотны по итоговому результату. В тот день Крупински также сбил ещё один истребитель, из состава 31 иап.
29 числа ас сбил Бостон из состава 861-го бап, летавший на разведку. Собственно по данным 244 бад было потеряно оба экипажа, вполне возможно, что один из них Крупински не заявил. Также он подбил истребитель из состава 897 иап, лётчик Колендо, несмотря на тяжелейшие повреждения, смог посадить самолёт на брюхо.
Наконец, 30 числа ас заявил ЛаГГ, но точно сказать, одержал ли он эту победу, на основе документов мы не можем.
А в целом, подводя итог, мы видим, что Крупински был действительно опаснейшим охотником. Тактика его была проста и эффективна: он подбирался, используя солнце и облачность как прикрытие, максимально близко к советским самолётам, затем находил благоприятный момент для атаки и атаковал почти всегда ведущих. В бой на вираже он принципиально не вступал. Эту тактику копировал его прилежный ученик, Эрих Хартманн. Крупински, как видим, и сам был ас хороший, и воспитал ещё более опасного аса.
Отметим, что Крупински, в отличие от большинства асов JG52, попав на западный фронт, тоже там не затерялся и значительно пополнил счёт. Хотя его как командира III группы JG26 никто не любил.
P.S. Наши статьи не преследуют цели прославления лётчиков Третьего Рейха. Совсем напротив. Изучив тактику Крупински, мы можем видеть, что только такие асы, как он, и могли в тот период приносить неприятности советским истребителям. Советским пилотам приходилось иметь дело с опаснейшим противником. Стоит напомнить, что советские лётчики несколько раз сбивали этого аса, например в первый день Курской Дуги он едва не погиб, о чем шла речь в одной из наших статей. В жизни Крупински был далек от образа жестокого воздушного убийцы, он был весьма общительным человеком, большим любителем выпивки и прекрасного пола. Количество побед его на любовном фронте едва ли уступало победам в небе. Этим он, кстати, отличался от однолюба Хартманна. Нельзя сказать, чтобы он был безразличен к рекордам и к наградами, как раз наоборот. Но, как и Раллю или Вольфруму, этому асу были неинтересны бумажные победы. Он был ранен 8 раз за Войну, однако успешно её пережил.
Свидетельство о публикации №223090700638