Письма Виктора Сербского на Урал

Идёт работа по выпуску пятого номера альманаха "Приморская, 49"

В очередном выпуске альманаха «Приморская, 49» широко представлены письма, размышления, воспоминания и литературоведческие заметки современников о деятельности клуба при поэтической библиотеке имени Виктора Сербского (1933-2011). Впервые публикуем оригинальную прозу правнука Виктора Соломоновича Милорада Сербского, который
продолжает литературные традиции семьи сибирского библиофила и поэта. Читатель на страницах пятого выпуска встретит не только знакомые, но и новые имена авторов, которые стали нашими друзьями.

_________________________________
Письма Виктора Сербского на Урал
_________________________________

Виктор Соломонович Сербский долгое время переписывался с книголюбом из Екатеринбурга Инессой Иосифовной ЕРЕНБУРГ, которая сохранила послания из Братска и передала в библиотеку русской поэзии. Это письма о стихах, о семейных историях, о дружбе людей, для которых самой большой ценностью в жизни были книги. Малую часть переписки двух интеллигентов редакция альманаха решила опубликовать.


Уважаемая Инесса Иосифовна!

Спасибо Вам за письмо и книжку. Геннадий Жмаев — это уже продолжение знакомства с тавдинскими поэтами. Раньше мне прислал книжку «Журавлиный язык» Валерий Ермолаев. Как видите, я собираю всю поэзию. Моим хорошим знакомым был Георгий Мелентьев из Саранска, который мне писал о Вас. А на обороте — заметка из московского молодежного журнала (тираж 100 экз.), на которую я получил уже несколько книжек. Не так давно прислал свой венок сонетов В. Розенблат. Б. Вайсберг прислал уже более 40 книжек — спасибо ему. В общем, поэтическая библиотека пока живет дарами россиян. Надеюсь, что она выживет.

Теперь — о генеалогии. Я сам этим вопросом очень серьезно занимаюсь, но видимо уперся в стенку. Архивы, в которых ещё что-нибудь мог бы узнать, остались за границей (Украина, Казахстан, Армения, Грузия, Азербайджан). Я посылаю Вам свою миниатюрку. Больше ничего сейчас нет.
В Братске очень серьезно занимался своей родословной (раскопал до 1645 года) Верещагин Евгений Петрович. Его адрес: 665717 г. Братск, ул. Рябиновая, 22.
Я ему звонил, Вы можете ему написать. Он инсультник (как и я), но заинтересовался.
А в конце 1996 г. я получил книжку из Магадана «Фамильные ценности». Автор — Михаил Александрович Ильвес. Книга о том, как он разыскивал свою родословную. Но в эту книгу включена брошюра Александра Николаевича Онучина «Твоё родословное древо». - Пермь: Изд-во Ассоциации генеалогов —любителей, 1992. В книжке много интересного и много адресов.
Всего самого доброго Вам и Вашим близким.

Виктор Сербский
18.09.98
Братск

Уважаемая Инесса И.!

Где-то в моем беспорядке не найду Ваше письмо и книжку, но по-моему я не ответил на Ваше письмо.
Спасибо большое за присланные книжки. На этот раз я посылаю Вам нашу областную газету с уральскими материалами по генеалогии. Мне кажется, что Вам и Вашим друзьям это будет интересно. Я с интересом прочел. Я ведь тоже уралец — родился в Верхнеуральском политическом изоляторе. Так что какие-то гены меня притягивают к Уралу.
Вашу просьбу о Чехове запомнил. Если будут попадаться такие стихи — сообщу или книжку пришлю.
Примите мои рождественские и новогодние поздравления.
Всего Вам самого доброго.

Сербский

14.12.98.
Братск


Уважаемая Инесса Иосифовна!

Очень рад, что Вам по душе пришлась статья Каминской «Родовое гнездо». Посылаю отклик на нее и адрес «Восточно-Сибирской правды», где она была напечатана. Каминская в этой газете — зам. гл. редактора. А до этого долгое время заведовала в ОК КПСС отделом печати. Может быть, этот отдел её не испортил, а может — перестроилась. Я с ней не знаком. Иркутск был от нас в 500 км на самолете, а теперь стал 800 км поездом, да и то туда дороги нет. Так что мы — самая настоящая глухая сибирская провинция. Есть, конечно, ещё глуше, но там дышится легче, а в Братске тяжело. Спасибо за книжку М. Найдича, это настоящий большой поэт. И название книги очень бодрое — «Глоток солнца». Приходится сожалеть, что пришла пора глотать валидол, но верим
«все имена иуд и палачей
останутся в особом чёрном списке»
За поэму «Через годы» ему особая благодарность. Я, конечно, знаком с поэтом Михаилом Найдичем. И у меня даже были 3 его книжки. Но что такое 3 книжки, когда я пытаюсь собрать всю поэзию на русском языке. А в его биографии, помещенной в книге «Путь», вышедшей к его 50-летию в 1974 г, сказано, что у него 11 книжек. У меня кроме того есть московская «Богатство» и «Готовность» 1978 г..
Заиметь все его книги сейчас нереально, но я бы хотел получить  подробную библиографию и большой развернутый автограф хотя бы в одну из названных книг. Я бы его в нее вклеил.
Спасибо за новогодние пожелания.
Правда, читателей у меня больше, чем бы я хотел, а вот книг никогда не будет много. Недавно М. Луцкий прислал 21 свою книгу. Спасибо ему.

Всего Вам доброго.

С уважением Сербский

25.01.99
Братск


Дорогая Инесса Иосифовна!

Спасибо за поздравление с днем рождения. Спасибо за письма и книги. Извините за нерегулярные ответы великодушно. Я всегда помню о Вас с самыми добрыми чувствами. Но писать мне всё труднее. Вспоминаю Георгия Мелентьева — вот кто был мастак на письма. Но я отвечал ему еще реже, чем Вам. Сейчас лежат штук 30 писем, на которые бы надо ответить. Общество инвалидов стало забрасывать меня книжками. Шлют книги стихов и скромно просят прорецензировать. Инвалидам не отвечать не могу, да еще и надо похвалить тактично. Эта работа просто в тягость, но надо. Вам посылаю давнишнюю статью. Вообще в моей жизни много интересного, но писать... Вы, по-моему, понимаете, как никто. Спасибо Вам. Жизнь идет к концу, а надо много успеть. А еще нет и, главное, здоровья. Расплакался... А Вайсберг заставляет еще одну книжку писать, а потом еще одну... Скоро, надеюсь, пришлю Вам.
Всего Вам самого доброго, здоровья и удачи.

С признательностью и уважением,
Виктор Сербский

Дорогая Инесса Иосифовна!

   Получил от Вас Экзюпери: спасибо большое. Несколько авторов в книжке мне знакомы и есть подаренные ими книги: Евладов, Луцкий, Ладейщикова. Ладейщикову подарил Илья Фоняков из СПб., он и брал автограф для меня.
  А вот Конецкого у меня в библиотеке нет. Отсюда у меня к Вам просьба: разрешите мне передарить один экземпляр ( из присланных двух)  братскому детскому литературному объединению «Маленький принц», а Вы мне пришлете другой —  с автографами авторов и их адресами, кого можно разыскать. Вот такая просьба, если Вас не очень затруднит.
    Посылаю Вам свою книжку, изданную у Вас в городе [«Из записок библиофила»]. К сожалению, Вайсбергу не ответил. Он просил позвонить. Я три недели звонил каждый день. Не знаю, что-то со связью случилось. Так что, если Вам не трудно, пожалуйста, передайте от меня ему привет и благодарность. Я очень болею.

Всего Вам самого доброго.

С уважением, Виктор Сербский.


Дорогая Инесса Иосифовна!

Спасибо за письмо и за книги. Они наглядно показывают, как много лакун в моей библиотеке, но я себя продолжаю уговаривать, что больше никто в России не собрал.  Есть тут и Ваша одна.
Книги Рины Левинзон у меня нет, м.б. только малого формата, которые под самым потолком и туда я добраться не могу. А сил у меня нет. Стихи её в каких-нибудь книжках, во всяком случае... знаете.
В. Боровицкой «Элегия» у меня есть. Несколько книг Ладейщиковой у меня есть, но все они изданы в Москве.
Книги Олькова и Ладейщиковой я получил.
Грант я получил, после него мы должны...
Публикация в «Знамени» очень интересная. Я очень хочу купить книгу Рыжего. Как это сделать? Не знакомы ли Вы с Ириной Князевой? Может быть это может Н. Мережников?
Извините за мою мазню.

Всего Вам доброго. Виктор Сербский.
 17.02.2005, г. Братск


Рецензии