Предание седьмое. Общество трезвости Предтеченской

«Церковь сия кирпичного цвета, с пристроенными папертями, снаружи испещрена муравлеными поясами с различными арабесками и точеными из кирпича фигурами; две башни, возвышающиеся одна с правой стороны над приделом трех святителей, а другая — с левой, со своей отдельной колокольней, над приделом Казанских чудотворцев, срастаясь в одно гармоническое целое, увенчанное 15-ю позолоченными главами, поражают смелым и замысловатым стилем зодчества. Церковь Иоанна Крестителя величественна и в стенах своих: иконостас шести ярусный, царские врата обложены серебром; иконы древнего письма и при том некоторые богато украшены; сплошная живопись — памятник 1695 1696 годов, покрывает стены храма, его своды и паперти. Словом, в этом по истине благолепном здании, начиная от крылец и портика над входом, все носит на себе печать художественного вкуса, хорошо постигшего тайну церковного зодчества и иконописи» — такое великолепное признание в любви этой уникальной церкви можно прочесть в «Кратком Путеводителе по церквам г. Ярославля» г-на В. Листвицына за 1887 год. 
Предтеченская церковь, что в Толчкове, имеет два каменных храма: теплый и холодный. 
Предание гласит, что Предтеченский холодный храм построен русскими мастерами под руководством голландцев (по другим источникам — голландскими мастерами) за шесть лет (с 1671 — 1687) иждивением прихожан и приношениями других доброхотных жертвователей. Ранее на месте его был женский Вознесенский монастырь, разрушенный поляками в 1609 году. Теплый храм построен в 1658 – 1665 годах. В том и другом храме престолов пять. До построения каменных храмов здесь был храм деревянный, который сгорел то ли в 1649 то ли 1659 году.
Внутри храм расписан живописью, которая представляет из себя незаурядный памятник русского настенного письма. Стенопись алтаря имеет литургико-символический характер.
Профессор Покровский пишет об этой живописи так: «В целом мире едва ли возможно найти другую, столь обширную по объему и замыслу стенопись, как это произведение русских иконописцев; оно смело может стоять не только рядом, но даже превзойти знаменитые стенописи саламинские, о которых сообщались западными учеными легендарные известия». Мастера здесь были русские, православные. Во главе их стоял известный своими работами даже в Москве потомственный иконописец Димитрий Григорьев Плеханов. Характеризуя степопись Предтеченской церкви, Покровский отмечает, что она не чужда западного влияния, которое «ясно обнаруживается в западных изображениях коронования Богоматери, в стремлении к природе, роскоши форм и в иностранных костюмах; но это влияние не убивает здесь ни исконного влияния со стороны греческого искусства, ни проблесков русской самобытности. В центральном куполе храма — Господь Вседержитель, а в трибуне купола — праотцы ветхозаветные; в куполах побочных — Богородица и Иоанн Предтеча с крыльями; возле него две группы детей, которые означают души праведных; по ту и другую сторону ветхозаветные пророки, святители и преподобные».
Церковь замечательна изобилием древних икон:
а) Шестиярусный иконостас превосходной древней работы, потрясающий воображение. 
б) Храмовая икона, в холодной церкви Иоанна Предтечи, современная самому храму.
в) Икона Усекновение главы Иоанна Предтечи греческого письма, которой более шести веков. 
г) Собор св. Иоанна Предтечи, древнего письма. Предание говорить, что эта святая икона найдена была не поврежденною в пепле, после того, как сгорел Предтеченский храм в 1659 году.
д) Казанская икона Божией Матери, написанная на стене теплого храма, которая почитается чудотворною.
е) Феодоровская икона Божией Матери, с мощами святых, пожертвованная из дома купцов Работновых в 1852 г.
ж) Икона Страстей Господних с мощами, пожертвованная из дома купца Угримова.

Среди выдающихся артефактов: 
Царские врата в приделе Гурия и Варсопофия, казанских чудотворцев, привезенные по преданию из Казани тамошними благотворителями.
Антиминс, освященный святителем Димитрием, митрополитом ростовским в 1704 году.
Сосуды серебряные позолоченные современные устройству храма.
Грамота ростовского митрополита Варлаама, данная в 1644 г, попу предтеченского прихода Копону на постройку и освящение деревянной церкви.
Грамота царя Алексея Михайловича, данная в 1671 г. на постройку кирпичного завода попу Абросину, да диакону Родиону.
При Предтеченском храме устроены две часовни: одна — построенная в 1884 году купцом Свешниковым, а другая — в 1889 году купцом Черногоровым.
Совершенно отдельно от храмов стоит каменная, колокольня, представляющая собою восьмигранный столб 21 саженей вышиной, который завершается небольшою главкою.

17 мая 1892 г. Его Высокопреосвященством Ионафаном, Архиепископом Ярославским и Ростовским, утверждены правила общества трезвости при церкви Иоанна Предтечи в г. Ярославле; посему 17 мая 1892 г. должно считаться днем открытия названного общества, первоначальное возникновение и зарождение которого относится к концу 1891 года. Задумывая открыть общество трезвости, учредители его руководствовались следующим побуждением: юго-западное предместье города Ярославля, с тремя фабриками и семью заводами изобиловало не одним десятком различных заведений с продажею алкогольных «питей». Отвратительные картины пьяного разгула, расстройство семейного мира, бедность, нищета — типичная картина предместья. «Простолюдины, зашедшие в Ярославль для заработков издалека и поработав немного, предаются пьянству, бросают свои семейства, превращаются в бездомных и небезопасных бродяг, не только не отсылают своим родным, заработанного, но пропивают здесь все: и свои юные силы, свой ум, свою честь и свою совесть, губят и душу, и тело» — тревожились учредители Общества.   
В начале деятельность общества трезвости ограничивалась церковными собраниями за вечернее богослужение и раздачей книжек о вреде пьянства. По мере присоединения новых членов за вечернее богослужение стало стекаться довольно значительное число богомольцев. После Пасхи, в апреле 1892 года, Бог послал Обществу добрых людей, при содействии которых оказалось возможным расширить его деятельность путем учреждения для него библиотеки, чтений «с туманными картинами» и чайной — альтернативной окрестным трактирам: купец Николай Николаевич Вахрамеев предоставил обществу трезвости в принадлежащем ему каменном доме, близ Предтеченской церкви, бесплатное помещение для библиотеки, читальни и чайной; директор фабрики Ганшина инженер-механик С. А. Федосеев на свои средства сделал необходимые приспособления в помещении и устроил мебель; директор Ярославской большой мануфактуры, инженер-механик С. А. Федоров и выдал на нужды общества более 200 р. В виду столь благоприятных условий к развитию деятельности общества, в мае составлены и представлены и представлены на благоусмотрение Его Высокопреосвященства Ионафана, Архиепископа Ярославского и Ростовского правила общества трезвости с прошением о дозволении открыть обществу 1) библиотеку из книг, разрешенных Свят. Синодом и Министерством Народного Просвещения, 2) читальню для чтений с туманными картинами и 3) чайную. Резолюцией от 17 мая 1892 г. за № 1399, правила общества трезвости при церкви Иоанна Предтечи в г. Ярославле были одобрены и дозволено было обществу открыть библиотеку, чтения с туманными картинами и чайную, о чем и объявлено было заведующему делами общества трезвости священнику названной церкви, указом Ярославской Консистории за №3612.
С разрешением открытия библиотеки, чайной и чтений деятельности нашего общества трезвости значительно расширилась. Кроме храма Божия общество имело теперь свое пристанище в помещении, для которого общество приобрело святую икону, как залог милосердия Божия. На совещании по делу сему определено было изобразить на иконе Святого Иоанна Предтечу, как небесного покровителя того храма, при котором учреждено общество и охранителя всей Ярославской Толчковской слободы, где оно зародилось. Вместе с Предтечею определено было написать на иконе мученика Вонифатия и преподобного Моисея Мурина, из жизни которых известно, что они сами испытали с одной стороны тяготу недуга пьянственного и с другой — возможность исправления при помощи Божией.
«Утешаемое Господом» Общество существовало до 1900 года, привлекая в свои ряды все новых и новых членов, в благородной надежде вырвать их привычной среды бедных рабочих предместий. Переменное число его членов достигло к этому времени почти 1500 человек, однако дальнейшие следы его теряются в перипетиях исторических событий начала XX века.      


Рецензии