Как с Кошки Луну снимали 40 гл

КРИСТАЛЛ ОРИОНА - ВИРТУАЛЬНАЯ ИГРА В КРЫМУ

В этой виртуальной игре, кажется, всё постепенно выходит из повиновения. Вот и калейдоскоп перестал слушаться робота Гошу – он крутился теперь сам по себе, набирая скорость. В пространстве нарисовались ярко-красные губы, скрипичный ключ, спираль  и какие-то непонятные фигуры. Всё это на фоне старинной церкви с одной стороны и здания, похожего на нефтеперегонный завод – с другой.

– Я не знаю, что это, – растерялся робот.
– Зато мы знаем, – улыбнулся Павлик. – Это фонтан Стравинского на площади его имени. Видели мы это в Париже. Церкви Сен-Мери – 500 лет. Здание с промышленными трубами по фасаду – музей модернистского искусства имени бывшего президента Франции Жоржа Помпиду.

И как будто в подтверждение его слов заиграла музыка этого композитора. Фигуры пришли в движение и стали выпускать струи воды.
Гоша сверкнул лампочками и выдал информацию:

– Игорь Стравинский – русский гений в мировой музыкальной культуре: композитор, пианист. Кроме русского, имел гражданство Франции и США. В Крыму, в Мисхоре он отдыхал на даче известного химика Келлера. Химик любил искусство, был поклонником Питерской филармонии и приглашал к себе на дачу в Крым  именитых музыкантов.

Скрипичный ключ вдруг превратился… в бомбу. Растворились в пространстве все остальные элементы пейзажа.

– С 1950 года дача Келлера в Мисхоре стала принадлежать академику, трижды Герою Социалистического труда Игорю Васильевичу Курчатову – «отцу» советской атомной бомбы. За создание атомной бомбы Сталин подарил учёным дачные участки под Москвой. Курчатов попросился в Крым. Он ведь вырос в Симферополе. Здесь учился в школе, окончил Таврический университет, проявил себя как учёный. В Севастополе вместе с Александровым (тоже академиком в будущем) они разработали метод защиты кораблей от электромагнитных бомб.

– Сколько кораблей и людей спасли в годы войны! – воскликнул Егор.
– Я смотрю: без Крыма – никуда. Даже атомная бомба каким-то боком сюда вписалась, – покачал головой Мишка.

Пространство вокруг мальчиков заполнили крошечные люди, среди них – рыцари в золотых латах и самый настоящий король, только совсем маленького роста. Все с почтением приветствовали большую чёрную курицу.
– Это уже похоже на квест, – задумался Мишка. – Вам это ничего не напоминает?

– Может, сказку Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»? Кстати, моя любимая сказка была в детстве, – откликнулся Павлик.
– Погорельский, – засверкал лампочками робот, – псевдоним Льва Алексеевича Перовского, участника войны с Наполеоном, управляющего кабинетом Его Величества. Это он написал сказку «Чёрная курица» для своего племянника Лёши, который впоследствии стал русским писателем Алексеем Константиновичем Толстым. А сказка так понравилась детям, что вошла в классику русской литературы.

– Ещё один Толстой?
– Талантливый род! И Лев Николаевич, и Алексей Николаевич и Алексей Константинович – родственники. В 1834 году Перовский купил участок земли в Крыму, в Мшатке, построил здесь дворец в средневековом стиле, разбил прекраснейший парк и назвал своё имение Мелас.  Всё это он завещал племяннику Лёше – Алексею Костантиновичу Толстому.

– Повезло этому Алёше, – заметил Егор.
– А ему вообще везло по жизни: красив, талантлив, успешен, – откликнулся робот. – Маленький граф Алёша был другом Саши Романова, будущего императора Александра II. Свои детские проблемы решал на кулаках, в том числе и с  наследником престола, а однажды с самим императором Николаем I. В заключение этой битвы император поднял его, поцеловал и сказал: «Молодец и богатырь!»

– Нестандартное детство! – улыбнулся Павлик.
– Да, он был нестандартным человеком, – продолжал рассказывать робот. – В годы Крымской войны решил приобрести на свои деньги пароход или яхту, набрать добровольцев, вооружить и по-пиратски бороться против английского флота.
– И что?

– Проект был отложен потому, что Толстой занимал высокую должность при царском дворе. Пират при императоре – это уже международный скандал!
– А что он написал? – спросил Егор.
– На его стихи самые именитые русские композиторы написали 150 романсов. Это рекорд! – сказал Павлик. – Его драмой «Царь Фёдор Иоаннович» открылся в 1898 году Московский Художественный театр.
– По-моему, он вообще любил писать исторические драмы, – заметил Мишка.

– И стихи, в том числе сатирические. Это он с братьями Жемчужниковыми создал Козьму Пруткова, – заметил Павлик.
– Это даже я знаю, – засмеялся Егор. – «Не всё стриги, что растёт», «Держаться партии народной и современно, и доходно»…

– А его дядя Лев Перовский в Крыму не только сады разводил. Он возглавил комиссию, которая проводила археологические раскопки. Большие коллекции греческих древностей были отправлены в Эрмитаж.

Гошин калейдоскоп наращивал обороты. Вот показалась усадьба внучки великого полководца Суворова – графини Варвары Аркадьевны Суворовой-Рымникской. Оно и названо по её имени — Варино.

Затем возникли огромные виноградники участника войны 1812 года, инженера-полковника Петра Васильевича Шипилова, строившего первую шоссейную дорогу в Крыму: от Симферополя на Ялту и Севастополь. Путь к морю в Крыму был опасным и трудным. Даже Екатерина II не смогла попасть на Южный берег – только полюбовалась на него с горного перевала.

Виноградники Шипилова сменил роскошный парк забытого гения русской философии Данилевского. Он написал две книги, которые его прославили и обеспечили ему массу врагов. В книгах «Дарвинизм» он доказывал нелепость учения Чарльза Дарвина. В книге «Россия и Европа» говорил о великой миссии славянства.

После великих слов о славянстве возникла роскошная роза фиолетово-пурпурных оттенков под названием «Амедей Филибер».
– А Крым здесь при чём? – заинтересовался Павлик.
– Розу вывел французский селекционер Луи Левек и посвятил её Амедею Филиберу – главе русской делегации на Всемирной выставке в Париже в 1879 году.

– И кто у нас Филибер? – не унимался Павлик.
– Родился в Швейцарии, в России, в Приазовье, успешно занимался сельским хозяйством. За него вышла замуж дочка полковника Шипилова Анна. Их сын Николай приобрёл в Крыму около 300 гектаров земли. Он разводил здесь сады. Пурпурная роза «Амедей» украшает старинные питомники Франции. В России этого цветка нет. А вот черешня «Филиберовская» долго была популярной в Крыму.

Из цветка вдруг выросла обсерватория. Её построили в 1908 году  на горе Кошка дворяне Мальцовы и подарили астрономам Пулково. В годы второй Мировой войны обсерватория была полностью разрушена. Часть оборудования было найдено в Германии, включая главный телескоп, хотя его зеркало было повреждено. После войны обсерваторию восстановили  и оснастили современным оборудованием. 

Отсюда в 1959 впервые в истории были получены фотографии обратной стороны Луны. Это принесло Крыму мировую известность. В Гошином компьютере появился один из участников этого события Рудольф Бакитько и стал рассказывать, как это было. А это было время, когда в СССР только появились первые элементарные транзисторы. Микросхемы, процессоры – это ещё в будущем!.. А надо было создать первый в мире приёмопередатчик для дальней космической связи!

Как работали? Им поставили на предприятии раскладушки. В понедельник утром они приходили на работу, в субботу вечером уходили домой. Никто не жаловался и денег за сверхурочную работу не просил. И всё получилось!

Автоматическая станция «Луна-3» была запущена в космос. Учёные отправились в обсерваторию Крыма, чтобы успеть наладить оборудование, пока станция летит к Луне. Режим работы был прежний, правда, можно было купаться в море. Крымская обсерватория – небольшой деревянный домик на горе Кошка с двумя антеннами.  Теснота неимоверная. Даже самого Сергея Павловича Королёва попросили как-то отойти от стола, чтобы «не мешал работать».

– Нормально! И что Королёв?
– Спокойно отошёл в сторону.
– Умный человек: не руководит там, где могут сделать и без него.

Фотоаппарат на «Луне-3» был плёночный, цифровые ещё не появились. Он сделал снимок Луны, плёнка проявлялась прямо на борту станции в космосе. Затем  фотоэлемент «считал» его в виде чёрных и белых точек. Это преобразовали в электрические сигналы и передали  на Землю. На Земле из электрических сигналов получили первый в мире снимок обратной стороны Луны.

… В небе показался летающий робот Мотти. Мальчики  приветливо замахали ему руками. Мотти выпустил щупальце, схватил Павлика и стал быстро удаляться.
Мишка и Егор побежали следом. Но разве могут догнать мальчики летающее электронное чудовище?

..................................
– И что ты хочешь делать с Павликом? – спросил Боб у Ярика.
– Я? Ничего. Я всё еще не владею игрой. Спрашивай у летающего робота.
– А он может с мальчиком делать всё, что взбредёт в его электронную голову?
– Похоже, что так.
– А нельзя этого робота подбить обычным кирпичом?
– Можно. Он уронит Павлика, и тот разобьётся о скалы.
Продолжение следует.
Художник Елена АБРАМЕНКО.


Рецензии