Жажда души человеческой
Почему любая страсть, будь то любодеяние, чревоугодие, гордость, абсолютно любая страсть – не знает меры и снова и снова мучает нас бесконечными требованиями всё нового насыщения? И напрасно мы думаем успокоить её, уступая ей…
Св. Феофан Затворник открывает нам, что «ничем неудовлетворимость» - это свойство духа человеческого, образа Божия в нас:
«В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества - совесть и ничем неудовлетворимость. - Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Душа - низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такого же чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетания с нею духа. Дух из Бога сочетавшись с душою животных возвел ее на степень души человеческой».
Св. Феофан Затворник объясняет безмерность наших страстей тем, что после грехопадения, когда из-за греха расстроилась первозданная гармония в человеке, мы пытаемся удовлетворить духовную жажду бесконечного не стремлением к Богу, а следуя требованиям страстей:
«И стал человек двояк. Одно тянет его горе, - другое - долу. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, т.е. страхом Божиим водится, и совести слушает, и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольней, то выходит из своего чина, - и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится, и крушится. Дух тут как пленник в узах, - находится в услужении у варваров, страстей похотных. - Сам он не удовлетворяется, и страсти делает неудовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив. От чего животные потребности у животных все в своей мере: а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? - Эту безмерность сообщает им дух, попавшийся в плен к ним; а дух сею безмерностью чает затушить свою жажду бесконечного, по образу Коего создан, и в Коем едином благо его». (Письма. Письмо 1462)
Итак, человек запутался. Мы заблуждаемся постоянно, ища утешения в том, что, возрастая в душе, убивает её, - в страстях. Но сколько их ни тешь, - они обманут, не утолят нашей жажды, оставят нас во мраке, в пустоте, в безутешности. Любое мирское сокровище, будь то власть, или богатство, или слава, или даже земная любовь, мирские знания, талантливое, но бездуховное искусство, - всё обернётся призраком и суетой. Только Божественная благодать дарит душе и жизнь, и мир, и радость, и свет.
Святитель Тихон Задонский поэтически пишет об этом:
"Душа человеческая есть дух. Поэтому ничем иным, как только единым Богом удовольствоваться не может, будучи создана по образу Божию (Бог же есть Дух).
От Бога произошла — Богом и довольствуется. Нет такой вещи, которой бы удовольствоваться могла, кроме Бога. …
Солнце, луна, звезды и все небо хороши и прекрасны, но тело увеселяют. Земля со всеми плодами и украшением своим хороша, но тело довольствует. Вода хороша, но тело прохлаждает. Сладко пение птиц, но для тела сладко. Приятна музыка, но телу приятна. Пища и питье хорошо, но то и другое тело насыщает и прохлаждает. ...
Но души никакое создание удовольствовать, насытить, прохладить, утешить и возвеселить не может. Есть иной покой, которым упокоевается, есть пища, которой питается, есть питье, которым прохлаждается, есть свет, которым просвещается, есть красота, которой увеселяется, есть центр, к которому стремится и, достигнув того, ничего более не ищет.
Бог и Божественная Его благодать — для души все: покой, пища, питье, свет, слава, честь, богатство, утешение, радость, веселье и все блаженство, которым тогда удовольствуется, когда отыщет Его. И чем более ныне ищет Его, тем более желает Его, и до тех пор будет желать и желаемого искать, пока лицом к лицу не увидит. И тогда чем более будет пить от сего живого и приснотекущего Источника, тем более будет жаждать Его, без болезни и сытости, через всю вечность.
Ибо Бог чем более видится, тем более желается. Отсюда бывает, что души, духовно печальной, ничто не может утешить, кроме Бога и святого слова Его.
А из того, что миром этим душа удовольствоваться не может, можно познать, что миролюбцы чем более здесь ищут сокровищ своих, тем более желают их и насытиться не могут. Сребролюбцу недостаточно никакого богатства: чем более собирает его, тем более желает. Желающие чести чем более возвышаются, тем выше подняться хотят, так что многие, не довольствуясь высоким царским титулом, богами себя повелевали называть, как читаем в историях о царях-язычниках. Любители роскоши и сластолюбцы сколько выдумывают прихотей к удовольствию своему, сколько брашен и напитков приятных и прочего, известно всякому, но удовольствовать себя и души своей не могут.
Причина этому в том, что хотят душу свою удовольствовать тем, чем она не удовольствуется. Ибо дух есть бессмертный, и потому не тленным и смертным веществом, но живым и бессмертным Божеством удовольствуется.
Так бедный человек, потеряв живой воды Источник, Бога, копает мутные кладези в созданиях и от них ищет для своей души прохлаждения! Но копай, копай сколько хочешь, бедная душа, кладезей этих, жажды твоей от них не утолишь, еще и еще будешь жаждать.
Знаешь ли где отыскать живую воду? Слушай, вот призывает к Себе живой Источник: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин 7:37); и еще: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:14). От этого Источника черпает душа и прохлаждается, напаивается и увеселяется, так что «не будет жаждать вовек». (Письма келейные)
Св. Феофан Затворник вторит ему, говоря, что ничем земным не насыщаемая душа удовлетворяется только верой и богообщением:
«Относительно души … Она … обнаруживает высшие стремления, ничем земным не удовлетворяемые. ... Если не удовлетворяется душа земным; то следует удовлетворять ее неземным. - И осмотритесь, не было ли прежде, нет ли и теперь лиц, которые находят высшие свои стремления удовлетворяемыми. - Если увидите таких, разберите, чем удовлетворяется их ничем ненасытная душа. - Наперед вам сказываю, что вы найдете и удостоверитесь, что они удовлетворенною имеют душу свою потому, что веруют в Бога, ищут Его и имеют свидетельство, что Бог благоволительно принял их искание и общится с ними».
Итак, наше подлинное сокровище – Божия благодать, богообщение. Об этом хорошо бы нам вспомнить, когда возникает желание, по образному выражению св. Тихона, «искать для своей души прохлаждения» в «мутных кладезях» мира, - там, где ей нет прохлаждения. Как часто мы забываем об этом, любя свои немощи, склонности, страсти, словно это наше сокровище…
Но каждому из нас, о любой нашей немощи, сказал Господь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21).
Сокровище христианское – Божия благодать, богообщение. Ища его, не обманешься приманками страсти. Вспоминаются тут дивные слова из 7-го икоса акафиста Пресвятой Богородице: «радуйся, любы, всякое желание побеждающая!».
Такая любовь ко Господу, которая в Пречистой Деве победила всякий грех, для нас, конечно, недостижима, но Она показывает нам путь. Страх Божий, благоговение перед Ним, боязнь удалиться от Него из-за греха, - это тоже любовь к Нему, и это посильно для каждого. И это – тот кладезь, в котором жажда нашего духа найдёт утоление – радостное и вечное. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4:14).
Свидетельство о публикации №223090700979