Польское НАРЫ в аварском диалекте
Происхождение слова "нары" в русском языке неизвестно, в этимологических словарях присутствует лишь отсылка к польскому "nary" (датированно XVI в.) и укр. "нарi".
Термин НАР представлен в аварской диалектной лексике и он явл. синонимом ав. МАНГИ, СОНО, АДХВЕЛ, ТАХ.
Что касается СОНО,то это "гранат" и здесь мы видим банальное название граната в мусульманских языках. Этот фрукт имел важное значение у зороастрийцев и символизировал бессмертие. У перс. отрядов "джавидан" ("бессмертные") на копьях имелись знаки "граната". А ключевом для перс зороастрийцев г. Йезд, гранат растёт повсюду и его настолько много, что он даже не продаётся на местных базарах. МАНГИ и ТАХ "дощатая конструкция в хлеву, устройство для водопоя животных; трон". АДХВЕЛ абсолютно то же самое, что и МАНГИ (представлено ткж. в чеченском) "тахта, трон".
В предыдущих статьях мы выдвигали и обосновывали нашу версию о том, что этноним МОНГЪОЛЪ (МОНГОЛ), введённый Чингисханом должен был означать "тронный, тронные". Эта же конструкция с помощью досок и настила (войлок, ковры?) была возведена монголами Субудэя и Джебэ над пленёнными русскими князьями с целью их удушения в 1223 г. возле р. Калка.
1. К ав. НАР "гранат" имеет отношение халха-монг. НАР(ан) "солнце, солнечный" (нари улс "Япония", нари цэцэг "подсолнух"), НАРЛАХ "находиться, быть на солнце, загорать".
2. Доски и пр. дерявянные конструкции для возвышения могут быть связаны с халха-монг. НАРС "сосна, сосновый".Здесь у нас нет ни малейших сомнений, так как это дерево также связано с понятием "бессмертие". В древнегреческой мифологии "сосна" синоним "корабль, судно". С ним связано представление о плоте на котором по подземной реке уплывают в царство мёртвых души умерших. Ср. ав. НАКIКI "облако", "дымка на небе", "сосна" при ав. НЕКIО "в старину, в древности", афг. НУКУНА "предки" и др.-греч. NEKYIA "жертва, приносимая мёртвым для того, чтобы их вызвать из подземного царства", NEKROSIS "умерщвление, смерть", но NEKTAR "напиток богов, приносящий бессмертие".
Не исключено, что эти деревянные конструкции могли иметь отношение в том числе к погребальному обряду.
Свидетельство о публикации №223090801227