Монг. ханз, гуанз и ав. хунз
Халха-монг. ХАНЗ "лежанка, нары",ХАНЗ 2. "иероглиф", ГУАНЗ "столовая, кафе", ГУАНЗДАХ "питаться в столовой/кафе, есть в ресторане", ГУАЛИН "бревно,балка, бревенчатый, балочный".
Кит. GUAN (1 тон) "гроб",GUAN (3 тон) "гостиница, отель, чайная, дворец (дом) культуры",GUAN (1 тон) "чиновник, казённый, официальный, чиновничество" и т.п. Из китайской лексики можно выделить две подходящие лексемы: "гроб" и "гостиница, отель" и пр., так как речь идёт в обоих случаях о "нарах", "досках" и т.п.
Налицо связь с дощатыми конструкциями, а значит и сооружениями типа трона, см. нашу предыдущую статью "Польское НАРЫ в аварском диалекте".
Результаты археологических раскопок в Сибири показали, что азиатские гунны (Hsiongnu) в зимний период проживали в сооружениях типа землянок с нарами.
Схожие лексемы в кетском и дагурском:
? Кетское К.УНгТЭТ "отталкиваться шестом в лодке",К.ОЬН "пихтовая ветвь, хвоя", К.ОНгСЯЙДО "обед, обедать" (ср. ав. КВЕН "еда", КВАНАЗЕ, диал. кванадэ, кунадэ, кунази, кванае "есть"), К.ОНгЕЙ "обдирать (кожу, бересту), грызть, обглодать (кость)", КОНЯНг "хвоя"
Дагур. КУЬНСЕН "провизия, продовольствие, съестные припасы", ср. ав. КВЕН "еда" и кет. К.ОНгСЯЙДО "обед, обедать". Обр.внимание также на К.ОНгЕЙ "обдирать (кожу, бересту), грызть, обглодать (кость)" и халха-монг. ХАНЗАХ "распарывать".
ав. ХУНЗ (род. п. хундерил)- историческое название ав. общества на территории совр. Хунзахского района РД, известное в прошлом как Хунзахское (ткж. Ауарское) ханство.В КАЧЕСТВЕ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ПРЕТЕНДЕНТА НА РОДСТВЕННУЮ СВЯЗЬ С АВ. ХУНЗ МЫ ВИДИМ МОНГ. ХАНЗ "НАРЫ,ЛЕЖАНКА", ТАК КАК ЭТА ОСНОВА МОГЛА ТАКЖЕ ИМЕТЬ ЗНАЧЕНИЕ "ТРОН,СЕДАЛИЩЕ". Предположительная исхлдная форма в аварском ХwNZ. Мы также знаем о местности ХУНЗА в горах Гималаев,говорящим на изолрованном языке бурушаски, но имеет ли этот хороним какое-либо отношение к ав. Хунз, Хунзах нам неизвестно.
СОВПАДЕНИЯ С КЕТ. и МОНГ. ЛЕКСИКОЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ИНТЕРЕСНЫ И ТРЕБУЮТ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ. Довольно неожиданной оказалась связь ав. КВЕН, КВАНАЗЕ с кет. К.ОНгЕЙ "обдирать (кожу, бересту), грызть, обглодать (кость)".
Вероятно, к рассматриваемой нами теме какими-то сложыми для фиксации путями имеют отношение ав. микротопонимы БОКУНЗАА, БАСРАКУЗАХ, КУНДЭ. Последнее - название леса. Не исключена связь с чеч. ХЬУН "лес" (имеет отношение к "деревянный" в чеч. яз.), ав. ХЬОНОБАКI "скамейка" и т.п. Эти формы обозначающие "лес, дерево,густая растительность, тень" с анлаутным "хь" могут явл. более поздними по сравнению с теми в которых представлено анлаутное "к-/х-". В ав.ХЬВЕН это также "склон" и "луг". В монг.этиологическом мифе Эргене Коон, где фигурируют пещера и сивый волк, "коон"- "склон".
Арабские источники кое-что должны были слышать о Земле Трона, но однако они посчитали, что ТАГ/ТАХ -"трон", а "казна Сасанидов" - иран. ГАНЗАКА (арам. ХАЗИНА). О том, что существует ещё монг. ХАНЗ они не знали.
Для тех кто не понимает связь между монг. ХАНЗ "нары, лежанка" и монг. ХАНЗАХ " распарывать", напомним, что русское ДЕРЕВО (перс. "дерахт") происходят от праиндоевропейской основы со значением ДРАТЬ,СДИРАТЬ КОРУ, КОЖУ. Как мы видим, при сравнении кетского и аварского лексического материалов, ав. КВЕН "еда", КВАНАЗЕ "есть" связано с архаичным значением "сдирать кору, кожу, обгладывать кость".
Свидетельство о публикации №223090801319