Писательское, или Ложь во спасение

Большая или маленькая ложь / Little White Lies, 2022

"Да в наше время все писатели, в любую кофейню зайди - сплошные писатели"
Ленни, персонаж фильма

На самом деле, «Ложь во спасение» - именно так называется фильм, если перевести идиому little white lies. Но нашим неймерам от кино закон же не писан.

А история такова: живет себе, не слишком уж и припеваючи, безработный по фамилии Шрайвер (Майкл Шэннон). Подрабатывает починкой сантехники и электрики в доходном доме, в котором живет. Всех радостей - бухло с другом Ленни (Марк Бун мл.) да верный рыжий кот. Одновременно в Ахеронском университете (название придуманное, скорее всего, намек на Эйкрон, штат Огайо, та еще глушь, знаменитый лишь тем, что там родился один из столпов кантри Дэвид Аллан Коу да впервые встретились основатели «Анонимных Алкоголиков» Билл и Боб) намечается очередной литературный фестиваль. Да вот, понимаешь закавыка: нет среди приглашенных звучных имен, таких, чтобы были знаменитостями. В отчаянной попытке хоть кого-то найти куратор фестиваля Симона Клири (Кейт Хадсон), большая любительница коктейля «Кенгуру» (водка, джин, мартини), отправляет письма всем, в том числе и Шрайверу. История писателя Шрайвера такова: он написал один прогремевший роман «Время козла», а потом исчез, совсем. Приглашение попадает к нашему Шрайверу, и по настоянию друга Ленни он таки едет на фестиваль, выдавая себя за Шрайвера.

Фильм абсолютно точно передает атмосферу американских «прогрессивных» университетов: феминизм, левачество, прочие завиральные идеи. Тусовка организаторов фестиваля весьма колоритна: некогда известный, а теперь просто болтающийся без дела Ти Вассерманн (колоритная роль Дона Джонсона, известного нам прежде всего по ролям героических ковбоев), предпочитающий всем транспортным средствам верного коня, практически выживший из ума профессор Болдуин (М. Эммет Уолш), нервная ректорша колледжа (Кейт Линдер). Участники-писатели тоже впечатляют: разбитная Дельта Джонс (Давайн Джой Рэндолф), напоминающая звезду бодипозитива Лиззо, агрессивно-либеральная поэтесса Блайт Браун (Эйджа Наоми Кинг) и прочие.

Начинается этакая хлестаковщина: Шрайвера принимают со всеми почестями, всячески его обхаживают, холят и лелеют. Наш бедный герой теряется, ладно хоть успел книгу прочитать, а то ведь надо и на лекциях выступать, и говорить что-то. Тем более что периодически появляющееся alter ego, своего рода призрак самого Шрайвера, постоянно ему талдычит: «Ну, и куда ты влез?». А тут еще полиция начинает интересоваться судьбой пропавшей жены писателя Шрайвера, в общем, не позавидуешь.

Мне кажется, фильм очень удачно передает атмосферу того не слишком уютного, агрессивного и замкнутого мирка, каковым является сообщество литераторов в любой точке земного шара. Зависть, переходящая в ненависть, мелкие интрижки, внешняя мимимишность при полном неприятии друг друга. Пожалуй, только Ти Вассерманн сохраняет некую степень вменяемости, не без помощи виски.

Майкл Шэннон, безусловно, хорош в роли Шрайвера. Потерянность, неуверенность, саможалость и, чего там греха таить, некое сумасшествие Шэннону удаются очень хорошо. Я уже отметил, что Дон Джонсон, представ в несколько неожиданном амплуа, смотрится очень выразительно. Да и вся «академическо-литературная» тусовка им под стать. Из эпизодических ролей, конечно, прекрасен Ленни, такой друг-собутыльник, всегда помогающий советами, может быть, и не совсем подходящими.

И, действительно, начинаешь думать: а что лучше - написать один шедевр и исчезнуть или кропать годами не особо пользующуюся спросом макулатуру? Впрочем, писатели разные нужны, писатели разные важны, это я вам как писатель говорю.

И если вы хотите узнать, кто же настоящий Шрайвер, какую роль в сюжете сыграют чирлидерши и гинекологини-нимфоманки, и погрузиться в непередаваемую атмосферу литературных банок со скорпионами - добро пожаловать в Acheron University.

Photo courtesy of Leandro De Carvalho / pixabay.com


Рецензии
Отлично! И фильм хорош, мне понравился. Спасибо.

Дмитрий Димов   23.03.2024 19:04     Заявить о нарушении