МОЯ МАМА. Сегодня, 9 сентября 2023 г. , моей маме

Моя мама родилась 9 сентября 1933 года. Не стало моей мамы 29 января 2009 года. Без мамы очень плохо. А когда она есть - такая привычная, ворчит что-то или рассказывает о своей молодости, то кажется, что так будет всегда.
Мама - это вечное пребывание на кухне, вкуснющие борщи и вареники, много вкусных изделий из своего теста; стирка, уборка...и несокрушимая любовь к книгам - мама нам выписывала шикарные книги почтой прямо от издательства; скрывала наши детские провинности от отца, жалела нас.
Сколько себя помню - мама хлопотала по дому далеко за полночь. А в 5 утра по дому разносились вкусные запахи, потому что отец уходил на работу в 6 утра и до позднего вечера, столовой там не было, мама накрывала завтрак и собирала отцу обед с собой. Когда она спала?...Не знаю. Круглосуточно в хлопотах по дому: готовка, стирка, уборка,успевала ещё и  читать нам книги в детстве. И рассказчиком была замечательным.
Когда мама делала уборку или мыла посуду, то всегда пела. Голос был красивый, сильный, песни были интересными, с романтичными сюжетами, чаще - народные. И я их запомнила. Тоже пела, подражая маме.
Когда я только родилась, и мы жили в большой коммуналке, то мама спасла такого же новорожденного мальчика - его мать выпивала, уснула и придавила его собой; а моя мама услышала, что постоянно плачущий за соседней стеной малыш замолчал, заволновалась, соседи помогли открыть дверь той комнаты с малышом, и мама вытащила из-под нерадивой матери почти задохнувшегося ребёнка, затем кормила грудью его и меня, пока суд разбирался с этой матерью. Так что где-то есть мой молочный брат. Знаю только имя - Константин, но в сознательном возрасте его не видела.
Мама моя постоянно кого-то спасала: женщину, за которой бежали бандиты, а она возвращалась поздно с работы, кричала о помощи, но никто и двери не открыл, а моя мама со второго этажа крикнула, позвала в дом, напоила чаем, затем попросила соседа с большой собакой-догом проводить эту женщину домой;детей мама спасла огромное количество в разных ситуациях; спасала деревья от вырубки...Не боялась никого и храбро дозванивалась самым высоким начальникам, и они "слушались" её, потому что на стороне моей мамы была правда.
В моём детстве у нас постоянно жили кошки, собаки, птицы, черепахи...в обычной трёхкомнатной квартире. Мы, дети, приносили эту живность домой, а маме всех живых существ было жалко... Уже старенькая, мама постоянно носила с собой в сумке хлебные крошки в пакетике, кормила ими голубей и воробушков. Однажды задумалась и попросила:"Когда меня не станет, вы же не забывайте кормить птичек...а то как они без меня..."
Всем бедным родственникам мама слала большие посылки с едой, всегда щедро делилась последним... Детство моей мамы совпало с Великой Отечественной войной, она была старшей, смотрела за двумя младшими братьями. Отец не вернулся после Победы, пришло извещение, что "пропал без вести". Это значило, что пособия не полагались вдове, выживай сама. Без отца стало трудно - не хватало еды, одежды, обуви. Но моя мама очень хотела учиться, бегала в школу босиком, до самых морозов. Потом сидела дома, помогала по хозяйству. Но только растает снег - моя мама снова бежала в школу, училась на одни "пятёрки". Директор школы просил мою бабушку отпустить дочь учиться на учителя, но бабушка не отпустила. И осталось это желание - стать учителем - только несбывшейся мечтой моей мамы. Думаю, что я осуществила её мечту. И 1 сентября, и на День Учителя я привозила все подаренные мне букеты моей маме. А мама, счастливая и довольная, доставала свои многочисленные хрустальные вазы, расставляла цветы по всем комнатам, квартира превращалась в цветущий сад...  Мама всегда покупала книги, много читала. Случалось ей беседовать с профессорами,с начальниками огромных организаций, и никто из них не верил, что у мамы нет высшего образования... Когда я ещё была в младших классах, мама давала мне деньги и разрешала самостоятельно идти в книжный магазин - выбирать себе книги, мне эта моя самостоятельность очень нравилась... Всё, что было на сердце, я рассказывала своей маме, ничего не утаивала. Поделишься с мамой своими печалями - и сразу на душе легче.
Из всех цветов мама больше всего любила пионы, астры и розы.
У мамы в саду была целая аллея пионов. Из фруктов предпочитала груши, сливы и вишни. А ещё мама была удивительная сладкоежка:любила только шоколадные конфеты, а из карамелек брала себе только один вид - "Лимончики". В 40 лет мама перенесла обширный инфаркт. Врачи по знакомству предупредили, что мама проживёт только 6 месяцев после такого инфаркта. Но мама прожила ещё 36 лет, постоянно в заботах, поездках, трудах и тревогах. Уже и врачи умерли, которые предсказали эти 6 месяцев, а мама жила и всем помогала.
На Новый Год мама всем нам шила красивые новогодние костюмы: платья принцесс с многочисленными блёстками, короны - как настоящие...Отец всегда ставил огромную ёлку до потолка, а мама вместе с нами наряжала её старинными игрушками, очень красивыми, таких сейчас нет. Мы рано ложились спать, чтобы утром найти большие подарки под ёлкой. Сейчас я вспоминаю это и думаю, что мама радовалась Новому году с ёлкой, костюмами и подарками больше нас, как ребёнок. Наверное, вспоминала этот праздник со своим отцом и мамой, когда ещё не было войны. К началу войны маме исполнилось 7 лет, но она всё помнила и нам рассказывала. Уже в пожилом возрасте маму приглашали к нам в школу ко Дню Победы на классный час. Ветеранов войны на все классы не хватало. И мама рассказывала так интересно, что даже самые непоседливые дети сидели и слушали, затаив дыхание. Им был интересен человек, который видел вблизи настоящих фашистов, но остался жив. Историй той войны было много. Помню их до сих пор.
Из всех птиц маме больше всего были милы журавли. И фильм старинный часто смотрела "Летят журавли". И вот однажды, 9 сентября, мы с дочерью оказались вдали от дома, были в поездке на выходные. Я думала о маме, конечно,это же её день рождения...Сильный ветер дул, чуть ли не срывал волосы. Птиц не было в небе - наверное, ветер там был ещё сильнее. И вдруг показались стаи журавлей! Этих "клиньев" было так много...я насчитала больше двадцати...И журавли, преодолевая сильные потоки ветра, кружились и кружились над нами...их уносило в сторону, но они возвращались, снова кружились над этим местом, где были мы с дочкой. Люди, которые оказались рядом, даже ложились на землю, лёжа снимали кружившихся в небе журавлей. У нас нечем было сфотографировать. Так и осталось это просто в памяти. Мамы не было тогда уже 8 месяцев.
Когда не стало мамы - словно "защитный зонт" убрали надо мной, и град камней посыпался на меня. Жива была мама - и у меня всё было очень хорошо, считала это самым обычным, ничего удивительного. Не стало мамы - и удача словно ушла из моей жизни. Сейчас всё нормально, но словно солнце перестало светить...
Берегите своих мам, жалейте, помогайте в домашних делах.
ПОмните: мамы не вечны. И без них очень плохо на Земле.

P.S.:Люда Калинина:
- Великая женщина.
Kseniya ответила Люде:
- Спасибо. Рассказала малую толику из того, что совершила моя мама за свою жизнь. Думаю, что для полного рассказа и книги будет мало.
Люда Калинина:
- Да, об этом обязательно нужно писать. Этот свет добра выходит за рамки семьи, в нём есть дыхание вечности. Подлинной любви.
Kseniya ответила Люде:
- Да, там, где появлялась моя мама, воцарялись мир, добро и справедливость. Ей всегда было жалко детей, стариков, беззащитную природу. Мама была храбрая, как воин. Хотя внешне была обычная женщина, невысокого роста, в молодости очень красивая. Ангел Надежда Никифоровна.


P.S.: Нас у мамы было четверо детей. И даже в советское время,
когда мы шли с мамой вместе, немало людей делали круглые глаза,
а некоторые и у виска вертели. При этом государство ничем не наградило мою маму (ни медали "Мать-героиня", ни каких-то наград, ни даже нормальной пенсии мама не получила...Одна дама, начислявшая маме пенсию, не посчитала моего брата, так как брат родился через 1 год 3 месяца после меня, а со слов этой дамы брата бы "посчитали", если бы он родился через 3 года после меня (!)...Остальные родились "правильно", их "посчитали". Поэтому у мамы была копеечная пенсия. Но потом у мамы были мы, взрослые дети, поэтому эту копеечную пенсию можно было не замечать, хотя и несправедливо это начисление). С 40-летнего возраста маме назначили инвалидность 2 группы по сердечным заболеваниям, но при этом активная жизненная позиция у неё не стала тише. Так и жила, будто здоровая. Уговорить маму полежать и отдохнуть было невозможно.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.