Рязань. Пересылка

Из воспоминаний.

Во времена правления Александра I, в период активизации светского каменного строительства в Рязани, в 1824 году в городе был возведен Тюремный замок. В 1920-е годы место содержания политических заключенных из разных уголков страны. В годы "большого террора" через камеры тюрьмы прошло большинство осужденных на рязанских территориях по политическим обвинениям. По свидетельствам, очевидно, после возвращения рязанщине административного статуса (в сентябре 1937-го учреждена Рязанская область) в подвалах тюрьмы в годы "большого террора" и после Второй мировой войны производились казни политзаключенных (вероятно, что это было не единственное место казней в Рязани в разные годы). В 1950-60-80-е годы в рязанской тюрьме ("следственном изоляторе") содержались обвиняемые по политическим статьям.
Не буду приводить рязанский мартиролог потерь и жертв, но их очень много.

Много позже там открыли следственный изолятор и пересыльную тюрьму, уже для осужденных. По этапу прошло, через Рязань несметное количество человек,каждый со своей историей и ,как правило, с поломанной судьбой.

Нас гнали из Воронежского централа ,не сквозняком, а с передышкой около месяца на этом (рязанском централе).
Публика в те годы была настолько разноликая, что почти каждый из моих спутников и новых знакомцев заслуживает отдельной главы.
Тогда под следствием сидела группировка "Слоны ",которая прогремела на всю Россию. Своей жестокостью и и беспределом удивляла самых бывалых каторжан. Кстати, Слава "Слон " по сегодняшний день бегает. То ли в Эмиратах, то ли в Швейцарии живёт.
Но про эту публику не хочу писать. Бандиты, рэкетиры и остальная прослойка криминального мира, меня, собственно интересовала постольку-поскольку. Как партнёры по игре в карты. Эти ребята всегда были при деньгах, и с уверенностью в своём выигрыше. Типичные фрайера на катушках. С гонором и зашкаливающей самоуверенностью. Но! Платоспособные, а это самое главное.
А вот о некоторых, я бы хотел подробно рассказать. Например, Алик "Малышка ". Маленький человек без возраста. Худой, юркий и безостановочно жестикулирующий. Носил он черную, как будто отглаженную робу. Он расстилал ее аккуратно под матрац, когда ложился спать, а по утру-клифт был будто с вешалки магазина, и брюки со стрелками.
Алик был, примерно лет шестидесяти, но без седины в довольно густой шевелюре. Носил усы чёрного цвета и бакенбарды. Усы, слегка пожелтевшые от табака. Сигарету он не вынимал изо рта, что я его видел. Каждое утро он подбривал усы и бакенбарды. Чистил порошком два оставшихся зуба, а потом заваривал купчик. Такой лайт чифирок. Кликуха "Малышка "-это связано именно с чифиром. Обычно чифирбак-это алюминиевая кружка 0,5. Но у Алика была 0,33 -эксклюзивный вариант.
Пальцы рук у него были тонкие и длинные, будто прозрачные. Но он не был пианистом, а был профессиональным картежником. Как он филигранно обыгрывал постоянно меняющийся контингент в хате-можно было бы написать сюиту, будь я музыкант. Несколько характерных танцев объединенных в одно произведение.
Он  " не проносил  очка "-не делал ошибок, как разведчик нелегал, хотя вёл себя довольно рассеянно,на первый взгляд. Терял очки из роговой оправы с большими диоптриями. Постоянно их протирал одним носовым платком, а в другой оглушительно сморкался, при этом всегда извиняясь. Я прекрасно понимал, что это такие маневры и тактика игры. Рыбак рыбака...
И мы с ним подружились, ну а как иначе.
Алик, вроде бы был родом из города Шахты, Ростовской области. Ехал из новочеркасской крытой тюрьмы. За плечами у него тогда было уже сорок с лишним лет отсиженных. Несколько побегов и раскруток (добавленных сроков уже в зоне).
Обладал феноменальной памятью. Разбирался в литературе, как заправский критик. Особенно любил Чехова. По памяти шпарил целые отрывки из его рассказов. Позже напишу, как мы играли с ним на руку. Он меня даже научил пару "примочкам " в игре.


Рецензии