Компьютер и пуговицы

        Большинство моих знакомых владеют персональными компьютерами, пишут на них тексты, используют разнообразные программы, приложения, делают расчеты. Многие обходятся смартфонами. Они применяют готовые программы, пользователи даже не задумываются, что там в этих устройствах происходит. А мне вдруг вспомнилось, как мы начинали.
        Большими ЭВМ и алгоритмическими языками мы пользовались активно в работе для расчетов, но ведь компьютер*, занимающий целую комнату, в командировку не возьмешь. Еще молодым специалистом я услышал, что есть и небольшие портативные калькуляторы, которые можно программировать и делать вычисления. Заинтересовал тогда электронный программируемый калькулятор  «Электроника С-50 » (15 ВСМ-5). Его возможности сегодня вызывают лишь улыбку (память 1 Кбайт,  960 шагов программы, запись на магнитной ленте). Но небольшой, размером с пишущую машинку. Решили приобрести, для несложных вычислений по хоздоговору он нам подойдет. Заказчик хорошо оплачивал работы, деньги были. Узнали, что производится тот компьютер-калькулятор в Смоленске. Ждать, пока примут нашу заявку и включат в план поставок через год, мы не хотели. Работу надо было выполнять и качество от этого зависело.
        Позвонил я на завод. Спросил, как нам приобрести «Электронику 15ВСМ-5». Мне посоветовали обратиться к главному инженеру завода, не помню имени его. Сказал ему, что мы из Академии наук Беларуси, нам очень нужен этот калькулятор. Он сразу спрашивает:
        - Какая ваша должность?
        - Младший научный сотрудник.
        - Вы что не знаете, что звонить положено руководителю того же ранга? Мне должен позвонить ваш главный инженер.
        - Вы извините, он не в курсе дел, ведь эта электронная машина нужна для работы, которую ведет наша группа.
Я что-то объяснял, просил, ссылался на серьезного заказчика…
        - Ну хорошо, я сам из Беларуси, и землякам я рад. Приезжайте со всеми бумагами, рассмотрим вашу заявку.
        На следующей неделе я был уже в Смоленске, с необходимыми бумагами пошел на прием к главному инженеру. Он долго подозрительно изучал бумаги, наверное, не очень доверял мне, ведь было мне тогда примерно 25 лет. Тем временем я рассмотрел его. Высокий, стройный, с прической пышной, лет 30-40. Он расспросил, зачем нам нужен этот калькулятор, про нашу лабораторию в ИТМО**. Когда он услышал имя нашего завлаба, он улыбнулся, лед растаял:
        - Бекир Михайлович Смольский! Он меня учил в Политехническом.  Прошел всю войну, профессором стал. Как он сейчас?
        - Сейчас он зам. директора ИТМО, член-корреспондент Академии Наук, заведующий лабораторией термоаэродинамики, мой научный руководитель…
        - Я рад,  передавай ему большой привет!
Он подписал бумаги, и я был рад, что получу компьютер.   Но он добавил:
        - Вам придется взять в нагрузку некоторые мелочи, что числятся у нас на складах.
Я знал, то было время бартерных обменов, нам тоже иногда навязывали ненужные нам вещи, хорошо, если это будут канцелярские товары или бумага.

        Когда к нам пришел тот компьютер, с ним прибыл и мешок разнообразных пуговиц и еще что-то. Об их судьбе заботились снабженцы и кладовщики, пытались списывать на лабораторные работы, все спрашивали меня, как это сделать. Я разводил руками. На то они и снабженцы, это их хлеб. А мы стали осваивать новую для нас технику. Включили компьютер-калькулятор в наши системы цифровых измерений и успешно пользовались. Разрабатывали программы на языке, похожем на Бейсик, довольно сложные расчеты выполняли, изучили все его возможности. А вскоре поменяли его на более продвинутую модель «Электроника Д3-28».  Конечно, сегодня смешны и её возможности (память 128 Kбайт, запись информации на магнитофонной компакт-кассете). Но уже с натяжкой это устройство можно назвать персональным компьютером. Со специалистом по электронике  Э.Д.-Г. Муллаевым** создали комплекс автоматизированных измерений и с ним участвовали в поездках по работе с морским флотом****.
   
        С тех пор прошло полвека, все же удивительно, как техника шагнула! Как быстро электроника стареет, значительно быстрей, чем люди. Теперь такой компьютер увидеть можно лишь в музее.  Как здорово, что поколения компьютеров меняются быстрее, чем поколения людей! И темпы развития новых технологий возрастают.
        Сегодня нет проблем приобрести компьютер, телефон, айпод, а вот найти в продаже потерянную пуговицу -  проблема. Как бы сегодня тот мешок с тысячами пуговиц пригодился!

           На фото: программируемый калькулятор «Электроника Д3-28»,  из Википедии


        *http://proza.ru/2015/05/05/2061

        **ИТМО – Институт тепло-и массообмена Национальной академии наук Республики Беларусь

        ***http://proza.ru/2022/02/10/54

        ****http://proza.ru/2019/07/01/1753


Рецензии
Здравствуйте, Владимир! Но это было так загадочно для непосвященных, а для тех кто имел доступ еще удивительнее!
В "Служебном романе":
- Какая занятная репродукция!
- Да, что вы, Людмила Прокопьевна, это же Боровских на своем ЭВм запрограммировал!
Какая интересная у вас работа.
Спасибо.
С уважением.

Ирен Бертрам   09.09.2023 18:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Ирен, напомнили, как у многих на стенах на работе висели изображения портретов, например, Хемингуэя, картинки природы и др., напечатанные на принтере и составленные из букв и разных символов. Довольно примитивно, зато оригинально и можно много копий сделать. Хотя картинку из фильма я не помню.
Согласен, интересная и творческая была наша работа, я многое писал о ней.
С теплом и благодарностью,

Владимир Кожин 3   09.09.2023 19:37   Заявить о нарушении
КАлугина говорит: "Какая занятная репродукция Джоконды!"
У нас тоже дома лежали копии. Мама с работы принесла. )

Ирен Бертрам   09.09.2023 21:21   Заявить о нарушении
Да, Джоконду помню тоже. Спасибо.

Владимир Кожин 3   09.09.2023 21:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.