Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 6

               
                Притча о мытаре и фарисее

Читаем в евангелии от Луки одну из известнейших притч Спасителя:

В церковь вошли одновременно два человека: фарисей, который старался жить праведно, и простой сборщик налогов.
Фарисей обратился к Богу про себя словами: «Боже! Благодарю Тебя, что я не такой, как все другие люди – грабители, обидчики, прелюбодеи – или как этот сборщик налогов. Я и пощусь два раза в неделю и даю десятую часть из всего, что приобретаю».
Мытарь же встал вдали от фарисея и не смел даже поднять глаз на небо и, ударяя рукой себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»

И сказал на это Спаситель: «Говорю вам, что мытарь пошёл оправданным в дом свой более, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Евангелие от Луки, глава 18 (10:14).

Нужно сказать, что мытари в те времена были люди в основном сребролюбивые, стяжательные и жестокие. Заговаривать со сборщиком податей считалось грехом. Кстати, будущий апостол Матфей был сборщиком податей для ненасытного Рима.

Богословы так трактуют этот сюжет: простыми словами мытарь смыл свой позор и получил больше, чем просил от Бога. И Бог был милостив к нему и оправдал его больше фарисея.

Изображение находится: Тверская область, Бежецкий район, село Сукромны. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1777-1785 гг.), роспись начала XX века.

Изображение находится: Рязанская область, Клепиковский район, село Ялмонть. Церковь Николая Чудотворца (1890 и 1902 гг.), остатки росписи внутренних стен церкви 1883 года.

                Снятие с креста

Сюжет снятия с креста тела Спасителя есть у всех четырёх евангелистов. К сожалению, в евангелии нет описания, как происходило снятие тела и кто в этом принимал участие. Евангелисты сухо описывают событие, упомянув Понтия Пилата, который дал на это своё разрешение.
 
Как мы знаем, эпизод снятия с креста входит в череду событий, называемых Страстями Христовыми, принёсших Спасителю физические и духовные страдания в последние дни его земной жизни.
 
Почитаем евангелиста Луку, у которого, по моему мнению, полнее всех описан этот эпизод.

Когда Спаситель испустил дух, все, знавшие Его, в том числе и женщины, которые пришли с Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на Его бездыханное тело.
В это время человек по имени Иосиф, добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в этом деле их, родом из Аримафеи – города в Иудеи, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к прокуратору Понтию Пилату и просил отдать ему тело Иисуса. После того как тело было снято с креста, он обернул его плащаницею. Он отнёс обёрнутое тело Спасителя и положил его в пещере, высеченной в скале.
День этот был пятница. И уже наступала суббота. За Иосифом последовали также и женщины, которые пришли с Иисусом из Галилеи. Они смотрели в гроб, где лежало Его тело. Возвратившись от гроба, они стали приготовлять благовония и мази для погребения.

Евангелие от Луки, глава 23 (50:55)

Если посмотреть на росписи этого сюжета, то мы обязательно увидим не одного Иосифа, как сказано у Луки, а несколько действующих лиц. И везде при снятии с креста присутствует Богородица. Но, как утверждают историки, на полотнах художников снятия тела Спасителя с креста последние додумывали разных участников этого действия:  Никодима, Иоанна Богослова, Богородицу, жён-мироносиц и каких-то других персонажей, которых в евангелиях не указывают. Во всех четырёх евангелиях сообщается только об Иосифе из города Аримафеи.

Но, по моему мнению, участников снятия с креста, перенесения тела Спасителя должно было быть много. Что, например, и показывает Поль Гюстав Доре иллюстрацией к Библии «Снятие с креста» 1877 года. Многолюдство показано и на картинах европейских художников, таких как Якопо Тинторетто, Питер Рубенс и Рафаэль. И только у Василия Перова, русского живописца, три действующих лица: Иосиф, Богородица и третий человек, без которого снятия не произошло бы.
 
Изображение находится: Рязанская область, Старожиловский район, село Суйск. Церковь Бориса и Глеба (1838 и 1850 гг.), настенная живопись второй половины XIX века. Часть изображения  утеряна. Оставшаяся часть нуждается в срочной реставрации.

Изображение находится: Тверская область, Бежецкий район, село Княжево. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (1776-1781 гг.), масляная настенная живопись конца XIX века.

Фото автора. Корректура М. Зуйкова.
Русавкино, август 2023 г.


Рецензии
Здесь тоже, как в доме фарисея Симона есть обратная перспектива в притче. Иисус как раз фарисеев обличал "налагаете (налог) бремена неудобоносимые, а сами не хотите и притронуться к ним,... объедаете дома вдов...". То есть видел у фарисея больше греха уже скорее "демона мытаря" (с воздушных мытарств обжигающего языком сердца мытаря кающегося) и более глубокого в естестве, чем у мытаря, хотя мытарь каялся, а фарисей нет.
+
Иисус - Новый Моисей видит в фарисее "саркофаге гробе окрашенном" египтянина надсмоторщика мнимо свободного (от греха) бьющего плетью рукописания грехов (от фараона мира сего рукописание, тк он - инициатор и зритель и соучастник всякого греха) человека народа Иисуса, хотя и уловленного в грех, оступившегося.

Дмитрий Хохлов 2   09.05.2024 18:58     Заявить о нарушении