О сверхнациональной, сверхкультурной Соборности. 6

  О сверхнациональной, сверхкультурной Соборности.
Глава шестая «О портрете и душе»...
И вот, наконец, о портрете. Образ, конечно, глубоко символический. Какова же роль его в литературе?
Представлялось, что глава эта последней будет – да придётся на две разделить и  вспомнить, что беседа наша всё-таки не только о творчестве великого английского писателя, хоть и проходит оно красной нитью, а о «сверхнациональной», «сверхкультурной» соборности. А если вспомнить всех авторов, к которым мы обращались, то ещё и в какой-то мере к «сверхвременной».
А потому…
 Никого со мною нет.
На стене висит портрет.
По слепым глазам старухи
Ходят мухи, мухи, мухи.
Хорошо ли, — говорю, —
Под стеклом твоем в раю?
По щеке сползает муха,
Отвечает мне старуха:
— А тебе в твоем дому
Хорошо ли одному? –
 «Потрет»  - название стихотворения, созданного уже в двадцатом веке А.А.Тарковским.
Лирический герой, конечно же, не сошёл с ума – и беседует не с картиной – а через время земное с изображённой  на портрете женщиной – родственницей, наверное, которая, судя по всему, уже в мире ином. Да разве только этот лирический герой беседует с «портретом»?
И завершается недолгая «беседа»  по сути риторическим вопросом, который, очевидно, бередит лирическому герою душу. Создаётся впечатление, что никого нет с ним не только сейчас. А почему – остаётся за пределами этих десяти строк.  И смотрящая с портрета родственница, с которой, возможно, беседовали когда-то, - единственный человек,                с которым можно мысленно пообщаться, спросить о том, о чём других не спросишь...
А вот «Портрет», созданный другим поэтом того же поколения – знаменитое произведение Н.А.Заболоцкого.
  Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
 Портрет не фотография – он больше времени требует, а значит, и большего проникновения в душу. А о том, что глаза душу отражают, будучи её «зеркалом», ещё А.П.Чехов говорил. Потому эти строки Н.А.Заболоцкого, наверное,  о сути портрета как такового, о том, что должно видеть тому, кто души касается.
А дальше…
 Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
     И слова о её прекрасных, удивительных глазах, которые «со дна души мерцают», хоть и жизнь нелёгкой была… 
 Увидел, ощутил  душу этой женщины С.Ф.Рокотов – и свою душу в творение вложил…
Вложил душу и художник, написавший портрет юного, прекрасного и тогда ещё души не утратившего Дориана Грея.
О нём в следующей главе…
 (Завершение следует)


Рецензии