5. Кавказский меловой круг для фрау Ангелы Меркель
«Veni. Vidi. Vici», - гов;ривал, сообщая о своих великих победах, Юлий Цезарь. «Приехала. Подглядела. А зачем, и не поняла», - таков итог блицкрига на Кавказ, совершённого на днях германским канцлером Ангелой Меркель.
Символично, что она посетила Ереван и Тбилиси после 10-ой годовщины «шестидневной войны» - принуждения Россией к миру тогдашнего режима Саакашвили в Грузии и почти сразу после своей берлинской встречи с Владимиром Путиным.
С поездкой канцлера Германии в Армению вроде бы всё понятно. Это первый визит в эту страну фактического лидера Евросоюза после победы в ней бархатной революции, приведшей к власти премьера Никола Пашиняна. Поскольку в самом ЕС события в Ереване назвали «идеологической революцией», поддержка на таком высоком уровне новому режиму в Армении крайне необходима.
Кавказский воздух оказал благотворное влияние на фрау Меркель, не скупившейся на похвалу в адрес Еревана за умелое нахождение им баланса во взаимоотношениях с Москвой и Брюсселем. Правда, она почему-то не упомянула, что эту «золотую середину», как раз-таки, нашли свергнутые правители Роберт Кочарян и Серж Саргсян. Ну а нынешний армянский премьер лишь пользуется благами, созданными его предшественниками и политическими противниками.
Но тут приходит совершенно крамольная мысль. Если всё так хорошо с Арменией, то почему же пять лет назад европейские политики не дали Украине спокойно и постепенно выстроить такой же эффективный баланс между Россией и Евросоюзом.
Помнится, как в 2014 году фрау Меркель говорила о том, что мол российский президент Владимир Путин живёт в нереальном мире.
Но на поверку то оказалось, что это западные политики до сих пор не готовы принять реальность ни с Крымом, ни с Донбассом, ни с Сирией. Да и Кавказ в этом плане, не исключение.
Вот, например, фрау Меркель заявила в Ереване, что никаких отношений у Европейского союза с Евразийским экономическим союзом быть не может, даже не уточнив почему. Ну не может и всё тут. Получается, что не хотят ни в Берлине, ни в Брюсселе видеть реалии ЕАЭС?
Побывав в Грузии, канцлер Меркель совершила вообще невиданный уже много лет акт группового геополитического вуайеризма – подглядывала в бинокль в присутствии грузинского руководства за российской военной базой в Южной Осетии.
Ранее к подобным приёмам политики Запада прибегали нередко. Заглядывали в бинокли за Берлинскую стену в 60-х и 70-х, смотрели в прицел оптической винтовки в сторону Афганистана в 80-е годы прошлого века. В последнем случае так делал тогдашний помощник президента США по нацбезопасности З. Бжезинский, мир его праху.
К сожалению, он тогда не смог разглядеть, что через тридцать лет американцы завязнут в афганских горах почти на двадцать лет, что вдвое больше, чем там находился воинский контингент бывшего СССР.
Назвав Южную Осетию и Абхазию «оккупированными территориями», услышав в ответ от грузинских партнеров заветное «Ja, ja!!», фрау Меркель возродила жанр, присущий эпохе холодной войны.
Теперь, следуя такому примеру, можно ожидать, что, например, украинский голова Пётр Порошенко будет подглядывать за Ялтой или Евпаторией в перископ ржавой подводной лодки. Французский лидер Эммануэль Макрон с военной базы где-нибудь в Чаде непременно подсмотрит за лагерем ЧВК «Вагнер» в этой стране. Дональд Трамп полетит на американский флагманский авианосец подглядывать за китайскими ракетами на островах Спратли.
Тереза Мэй будет ходить с лупой по Солсбери, разыскивая русские следы отравителей Скрипалей. В общем, хорошо всё, что почти позабыто и старое.
Правда, главный итог визита канцлера Германии на Кавказ заключается далеко не в том, что она стала первым немецким лидером, посмотревшим на Кавказские горы не с севера, например, с Эльбруса, как это делали бойцы дивизии «Эдельвейс» в 1942 году, а с юга, из предместий Тбилиси.
Важные результаты – это, во-первых, явочное вытеснение из этого региона Франции, сыгравший в 2008 году при пред предыдущем её президенте Николя Саркози главную роль в прекращении той «шестидневной войны» и достижении более прочного мира.
Кстати, и армянская революция в апреле 2018 года началась на площади Франции в Ереване. И что теперь, её переименуют в площадь Германии? А вместо Шарля Азнавура ублажать армянских фанатов будет исключительно группа «Рамштайн»?
Во-вторых, безусловно, кавказское турне фрау Меркель стало раздражителем для Москвы и, наверняка, нивелирует отчасти попытку конструктивного диалога Германии и России.
В-третьих, этот блицкриг только подтверждает, что в вопросах геополитики Берлин всё ещё настолько юн и неопытен, что совершает неуклюжие движения, подобные поведению слоника в небольшой такой посудной лавочке. Иначе, как подливанием масла в ещё совсем не погашенный конфликт, немудрые речи Ангелы Меркель в Ереване и Тбилиси не назовешь.
Наверное, в Германии уже позабыли о пьесе своего великого соотечественника Бертольда Брехта про кавказский меловой круг, совсем не понимая того, насколько сложен Кавказ и хрупок мир в нём. Что истинная любовь и забота о ком-то проявляется не в том, чтобы сильнее его тянуть на себя, а в том, чтобы не дать ему почувствовать даже малейшей боли.
Есть в этой пьесе и такие мудрые слова, завершающие притчу певца Аркадия Чхеидзе: «Всё на свете принадлежать должно тому, от кого больше толку…». А кому в данном случае, решайте сами.
Почитайте, господа, почитайте!
Август, 2018
Свидетельство о публикации №223090800386