Бруклины против Токийского экспресса

Продолжаю информировать своих читателей о войне на Тиком океане, о которой узнаю из бесед (лекциями это не назовешь, в этих рассказах много юмора) белорусского историка Максима Токарева.  «Бруклины» - это класс американских легких крейсеров на Тихоокеанском театре военных действий. А что такое «Токийский экспресс», вы узнаете из дальнейшего повествования.
Одним из крейсеров типа «Бруклин» был крейсер «Хелена», показанный на заставке.

Итак, как показал небольшой анализ боевых действий в 1941-1943 годах на Тихом океане, на долю крейсера «Хелена» выпала достаточно большая нагрузка, и бывали моменты, когда этот крейсер был единственным из «бруклинов», участвующим в напряженных боях, которые развернулись в районе Гуадалканала. И в этих боях основным противником легкого крейсера, как и других легких боевых кораблей ВМС США, все чаще и чаще становились легкие силы японского флота (в основном - эсминцы), обеспечивающие свои части и подразделения на многочисленных Соломоновых островах.

Все началось практически одновременно с началом битвы за Гуадалканал (7 августа 1942 года – 9 февраля 1943 года), когда силами морской пехоты США удалось захватить несколько плацдармов, в том числе и строящийся аэродром, впоследствии получивший название Гендерсон-Филд. Господство американцев в воздухе заставило командующего Объединенным флотом адмирала Исороку Ямамото перейти к использованию быстроходных военных кораблей для снабжения островных гарнизонов. Японцы стали доставлять грузы в ночное время, как правило, переоборудованными в скоростные транспорты эсминцами (иногда при поддержке легких /тяжелых крейсеров), которые было сложнее обнаружить, а угроза атаки с воздуха для них практически отсутствовала. Данный способ получил у японцев название «крысиная перевозка», а у союзников – «Токийский экспресс».

Командовал «Токийским экспрессом» вице-адмирал Райдзо Танака. Корабли «экспресса» базировались на Шортлендских островах и обычно успевали совершить прямой и обратный рейс за одну ночь по проливу Нью-Джорджия, во время войны более известному как «Слот» («Щель»). Рейсы «Токийского экспресса» начались сразу после боя у острова Саво в августе 1942 года, продолжались в течение всей кампании на Соломоновых островах и прекратились, когда один из последних рейсов «экспресса» был почти полностью уничтожен в бою у мыса Сент-Джордж 26 ноября 1943 года. Именно в бою с одним таким «экспрессом» и «повстречался» крейсер «Хелена» в 1943 году.

К началу июля 1943 года центр боев переместился от Гуадалканала и Тулаги к островам Нью-Джорджия и Коломбангара, в районе которых и действовал крейсер «Хелена» в составе соединения TF.36 контр-адмирала Эйнсуорта.

Ночью 4 июля 1943 года оперативная группа 36.1 (TG 36.1) ВМС США в составе 3 легких крейсеров и 4 эсминцев под командованием контр-адмирала Эйнсуорта провела артобстрел японских позиций в Эногаи-Инлит и Вила-Станморе. Затем, возвращаясь на Эспириту-Санто для пополнения боеприпасов и топлива, соединение получило приказ командующего силами Юго-Западной части Тихого океана адмирала Хэлси перехватить очередной рейс «Токийского экспресса» с Бугенвиля на Нью-Джорджию, везущий подкрепление для гарнизона Мунды. Совершив обратный переход на большой скорости, соединение прибыло в залив Кула в ночь с 5 на 6 июля 1943 года.

К этому времени американские командиры уже не испытывали первоначального "ужаса" перед ночными боями и приобрели определенный опыт. Американцы предполагали навязать японцам артиллерийский бой, используя свое преимущество в РЛС. Однако они не подозревали о наличии у японцев дальнобойных торпед, ставших вскоре известных как «длинные копья» (LongLance) и значительно превосходивших по дальности стрельбы американские аналоги. Поэтому, когда в ходе операции эсминец «Стронг» неожиданно получил торпеду в борт, американское командование сочло это атакой подлодки, внезапно появившейся в этом районе. В действительности же торпеда была пущена с эсминца «Ниидзуки» из состава «Токийского экспресса».

Эсминец «Стронг» затонул в течение нескольких минут, под огнем береговых батарей противника большая часть экипажа перешла на эсминец «Шевалье». Остальных членов экипажа позднее подобрал из воды эсминец «Гвин», охранявший транспорты. Но на этом бой еще не закончился.

Все, что произошло в ночь с 5 на 6 июля, достаточно хорошо описано в литературе, поэтому мы воздержимся от полного изложения всего боя. Нас больше интересует судьба одного корабля и действия его экипажа, а именно - крейсера "Хелена".

Итак, после ночной операции, в результате которой погиб эсминец «Стронг», днем 5 июля соединение контр-адмирала Эйнсуорта в составе трех легких крейсеров «Гонолулу» – флагман, «Хелена», «Сент-Луис» (9-я дивизия) и 21-я эскадры эсминцев («Николас», «О’Бэннон», «Рэдфорд», «Дженкинс») получило задачу по перехвату очередного «Токийского экспресса».
Американское соединение могло находиться в районе ожидания противника только до 2 часов ночи, поскольку запаса топлива у кораблей практически не оставалось. Когда до момента ухода оставалось всего 20 минут (как же часто такое происходило в военной истории!), с поста РЛС поступил доклад об обнаружении примерно в 11 милях приближающихся кораблей. На экране РЛС высветились две группы целей, опознанных как миноносцы: одна в составе пяти, а вторая – четырех кораблей.

В действительности японское соединение под командованием контр-адмирала Акияма Тэру прибыло в залив Кула раньше американцев. Японский «экспресс» состоял из двух транспортных отрядов: 1-я транспортная группа: эсминцы «Мотидзуки», «Микадзуки», «Хамакадзе»; 2-я транспортная группа: эсминцы «Нагацуки», «Сацуки», «Амагири», «Хацуюки»; и группы прикрытия: эсминцы «Ниидзуки» – флагман, «Судзукадзе», «Таникадзе». Особенностью данного «экспресса» заключалась в том, что его флагман – эсминец «Ниидзуки» был оборудован радаром, который уже дал результат – благодаря именно его целеуказаниям ранее был потоплен «Стронг».

Из двух транспортных групп первая, подойдя к острову Коломбангара, начала высадку войск, в то время как остальные корабли соединения продолжили движение на юг вглубь залива. И в тот момент, когда вторая транспортная группа получила приказ отвернуть на запад и начать высадку войск в Виле, а группа прикрытия (3 эсминца) продолжила движение на север, их обнаружили американцы.

В составе соединения крейсер «Хелена» шел в центре колонны крейсеров, имея впереди себя флагман – «Гонолулу», позади «Сент-Луис». Отметим, что в этот раз американский адмирал достаточно грамотно распорядился своими четырьмя эсминцами, разделив их на две группы, находящиеся в авангарде и арьергарде соединения.
И в очередной раз американская техника не подвела – японские корабли были обнаружены на дистанции почти 22 км, однако американский адмирал не торопился открывать огонь, стараясь маневрами сократить дистанцию и обеспечить своим крейсерам максимальный бортовой залп. Эффект неожиданности был потерян – за 10 минут до открытия огня американское соединение было обнаружено с японского флагмана (ЭМ «Ниидзуки») визуально.

В 01:57 первым из американских кораблей огонь открыл крейсер «Хелена». Остальные американские корабли медлили, так как их командиры пытались оценить, можно ли сначала провести торпедную атаку. Первыми же залпами «Хелены» был накрыт головной эсминец группы прикрытия «Ниидзуки», который, получив множество попаданий, быстро затонул почти вместе со всем экипажем и контр-адмиралом Акиямой, командующим японским отрядом, в пяти милях к востоку от Коломбангара.

 С учетом того, что по данным С.Э. Моррисона артиллерийский огонь был открыт на дистанции около 6 800 ярдов (6 100 м), такой результат был очевиден. «Хелена» вела эффективный огонь, но он же оказался для нее самоубийственным.

В книге «Американский флот во Второй мировой войне. Прорыв барьера у архипелага Бисмарка. Июнь 1942 – май 1944» С.Э. Морисон приводит интересную причину «повышенного» внимания японских торпедистов к «Хелене»: «… на кораблях сверкнуло пламя, особенно на «Хелене», так как у нее не было беспламенного пороха; у других крейсеров был беспламенный порох на три-четыре первых залпа».

Японские эсминцы «Судзукадзе» и «Таникадзе» из состава группы прикрытия, не имея РЛС, наводили свои торпедные аппараты, ориентируясь по вспышкам выстрелов «Хелены». В течение минуты они сделали каждый по полному восьми-торпедному залпу и, отделавшись легкими повреждениями, ушли в западном направлении, поставив дымовую завесу.
Казалось бы, «чистая» победа была уже у американцев, но.... Согласитесь, когда вроде все хорошо всегда появляется это проклятое "НО",)))

Следующей ночью, при попытке перехватить японскую эскадру подкрепления, крейсер «Хелена» был торпедирован и потоплен в битве при заливе Кула. Большая часть экипажа была подобрана парой эсминцев, в основном эсминцем «Рэдфорд», ещё часть добралась до Новой Джорджии, откуда моряки были эвакуированы на следующий день, но более сотни оставались в море в течение двух дней. Часть матросов из этой части экипажа доплыли до оккупированной японцами Велья-Лавелла. Там некоторые из них были спрятаны от японских патрулей жителями Соломоновых островов и отрядом береговой охраны, а затем эвакуированы в ночь с 15 на 16 июля.

Останки корабля были обнаружены 11 апреля 2018 года экспедицией, базировавшейся на борту научно-исследовательского судна RV Petrel. Экспедиция финансировалась фондом Пола Аллена — сооснователя компании Microsoft.


Рецензии