Цари Израиля

Давид и Саул.

Действующие лица:
• Давид - царь израильский.
• Ахимелех - племянник, военачальник.
• Саул - царь отверженный.
• Авенир - военачальник Саула.
• Соглядатаи Давида.

Действие первое.
Пустыня. Вечер. Солнце клонится к закату. Возвратившиеся соглядатаи предстали пред Давидом. Царь в шатре слушает их.

Соглядатаи: Дозволь войти нам, царь! Пришли мы с вестию о том, зачем послал ты нас. Ходили мы к Саулу!
Давид: Войдите, други. Поведайте о том, что видели очами и сердце подсказало что душе.
Соглядатаи: Изведали мы, что царь Саул узнал о том, где ты скрываешься и верные твои. О том ему сказали люди, пришлые из юга - зифеями зовутся. Их холм Гахил имел ты ныне местом своего укрытия.
Давид: Господь хранил меня десницею Своею и ведает о том, что я творю в Его очах. Он будет им судьею. Мы вовремя ушли...
Соглядатаи: Господь с тобою, царь! Пустыня покрывает нас, но по пятам идет Саул. Сейчас он там, где был недавно ты, на том холме, и будет ждать всего лишь ночь. Его шатры и тысяч трех мужей отборных мы видели очами нашими. Но сердце не смутилось - Бог за нас и без сомненья ты также ведаешь про то. Уверенность Саула рождена злым духом, что много лет уже терзает его душу, и он не сможет победить, хоть и уверен, что силен.
Давид: Довольно, братья. Все решает только Бог единый. Что еще имеете ко мне?
Соглядатаи: Что было на душе, тебе поведали без всякой мы утайки.
Давид: Ступайте с Богом.
Соглядатаи уходят.

Действие второе.
Давид один в шатре после ухода соглядатаев печалится о Сауле. Падает на колени, молится.
- Боже! Именем Твоим спаси меня и силою Твоею суди меня. Услышь молитву мою, ибо чужие восстали на меня и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою. Саул, помазанник Твой первый, он стал врагом моим. Но Ты воздашь им всем за зло. Я же принесу жертву Тебе и прославлю имя Твое, ибо Оно благо..!
Встает с земли не отрясая колен, умывает лицо руками:
- Ночь наступает и я волен поступить с врагами так, как даст мне Бог. Пойду один, взгляну на лагерь тайно. Господь со мной лишь там, где никого нет больше рядом. Он мой Советник и Водитель.
Уходит, посмотрев вокруг, как опытный воин и царь.

Действие третье.
Давид после возвращенья. С ним Ахимелех и Авесса - военачальники.
Давид: Саул, мой враг, преследующий душу мою, сейчас недалеко от нас, на том холме, где был наш стан. Он спит в шатре и Авенир - его охранник, там же. Народ вокруг расположился. И я иду туда сейчас же ночью.
Ахимелех: Царь! Побереги себя! Нет в этом явной воли свыше. Взамен себя послать ты можешь верных воинов - они все сделают, что повелишь. Тебе ли подвергать себя опасности? Кто будет нам взамен, когда подстережет на гладком месте гладкий камень и ты себя раскроешь хрустом, того не ожидая? Как часто ждет погибель там, где нет опасности на первый взгляд!
Давид: Пред Богом нет случайностей, и мне хранитель - Он! В шатер же царский не всякий вхож, но я имею помазанье от Святого. Так кто пойдет со мной к Саулу в стан?
Авесса: Я пойду с тобою.
Давид: Бог пошлет нам милость Свою и истину Свою.

Действие четвертое.
Шатер Саула. Саул спит, у его изголовья копье. Рядом полусидит Авенир, дремлет. Перед входом беседуют Давид и Авесса.
Авесса: Чрез лагерь весь прошли мы незаметно, и не проснулся ни один из воинов.
Давид: Их сон от Господа. Вот мы пришли... Войду я первый.
   Входят в шатер неслышно, но уверенно. Войдя, остановились в размышлении...
Авесса: Царь, они все спят! Бог ныне предает врага твоего в руки твои! Один удар и ты освободишься от преследователя злого...
Давид /сам с собою/: О, царь Саул, мой господин! Ты спишь пред боем, набираясь сил, чтоб погубить меня. И вот, я здесь, и ты в моих руках... Нет в сердце темного пятна сомнений - Бог отдал мне тебя всего. Свободы время не торопит чувств моих и мысли все в покое. Бог за меня и в дыхании моем волненья нет. Осталось сделать только выбор им,  кто тогда меня осудит? От Бога не скрываюсь я. К тебе же я вошел без спроса и нежданно, но то от Господа - удачное стеченье всех условий.
Авесса: Царь, не молчи, уходит время! Позволь, я пригвожду его копьем к земле одним ударом и не повторю его.
Давид: Нет, Авесса, ведь это спит помазанник Господень и тот, кто руку обагрит святою кровью, наказан будет Богом. Не убивай его.
Авесса: Царь! Бог все сделал для того, чтоб мы вошли сюда безвредно. Он нас привел и нас хранит! Хранил бы первого царя - ужели б мы дошли?
Давид: Не убивай красы Израиля - Саула. Пусть поразит его Господь - Он жив! Иль день придет его и он умрет, или пойдет он на войну и там погибнет... Моей руки да не попустит Бог поднять на Своего слугу. Пойдем отсюда.
Авесса: Зачем же мы пришли сюда сквозь многие опасные преграды?!
Давид: Затем, чтоб посрамить без крови. Возьми его копье, которое у изголовья и сосуд с водою.
Авесса делает все, как сказано ему, Давид смотрит на Саула.
Давид: Ну вот, теперь пойдем к себе. и сделали мы ныне больше, чем убийство. Проснувшись, царь уж не увидит радости и веры в правоту свою, а это главное. Господь не с ним и тщетны все усилья ревности. Его с вершины разбужу я утром возгласом победы и брошу под ноги никчемное оружье. Он будет перед всеми посрамлен и опозорен. Прославим Господа!
Занавес.


Рецензии