Уроки общения с европейцами от Иоанна Грозного

Жизнь всегда всё расставляет на свои места. Великая евразийская держава, наследницей которой стало Русское царство, насчитывает более чем семи тысячелетнюю историю. О ней сейчас не принято вспоминать прозападной научной элитой, но это факт, который оспорить невозможно. Само собой разумеется, что подобная длительная история считалась для государства, а не для территории, поскольку по-другому просто не бывает.

Из этого проистекает утверждение древности и непрерывности не только государственности, но и правящих династий. Надо сказать, для дворян не было ничего важнее и почётнее, чем подтверждение древности своего рода, поскольку оно автоматически присваивало порядковый номер в табели о рангах. Если это утверждение верно для рядовых дворян, то для правящих и (или) царствующих династий, генеалогическое древо сказывалось не только на вопросах уважения, а зачастую и праве сидеть на троне.

К примеру, несмотря на свою гениальность, Наполеон слыл обыкновенным выскочкой и даже провозглашение самого себя императором, не изменило отношения к нему европейской элиты. Только родство, сочетание браком с представителями признанных древних фамилий, могло как-то снять презрительные взгляды и шепотки за спиной новопомазанного монарха.

Наш великий царь Всея Руси, первый признанный царь Русского царства Иоанн Грозный, был в вопросах подобного рода дока. Чего стоит только его хитроумная рокировка с целью законного (в глазах элиты) занятия свободного престола Золотой Орды. Этот эпизод редко освещается на наших интернет-ресурсах, а зря, он прекрасно характеризует Иоанна Васильевича, как опытного, терпеливого и чрезвычайно умного политика.

Рекомендую к прочтению статью "Трон Золотой Орды для Ивана Грозного"
Полезно также почитать его письма к европейским монархам, возносивших себя (по мнению Грозного, часто без всяких на то оснований), как минимум на один уровень с самыми древними и родовитыми фамилиями Европы. По счастью, этот царь династии Рюриковичей, был начисто лишён преклонения пред Западом, а потому «рубил» начистоту. В отличии от царей следующей династии, сразу и недвусмысленно взявших курс на прозападную модель общества.

Сегодня жизнь в очередной раз показала, что нам с Европой не по пути. Мы — азиаты и должны гордиться этим обстоятельством. Точнее сказать, евразийцы, и нам не нужны никакие «окна в европы», глуповатые парики и стиль унисекс, когда непонятно парень перед тобой или девушка. Хоть сейчас мы смогли критически взглянуть на «демократические ценности» и радужную повестку, навязываемую всему миру.

И тем же взглядом, предлагаю вам прочесть эпические письма Иоанна Грозного всяким безродным европейским монархам. Материал подготовлен по статье "Как Иван Грозный оскорблял европейских монархов".

Послание шведскому королю Густаву I (1496-1560)

У русских князей, а вслед за ними и царей, были весьма сложные отношения с шведскими правителями, не перестававшими покушаться на наши исконные северные территории. Сколько шведских воинских людей упокоилось в суровых северных землях, не пересчитать! Некоторые истории о противостоянии, вы можете прочесть на моём сайте в статьях: "Кто приучил викингов бояться русских парусов? Ушкуйники" / "Ушкуйники. Удар в сердце Одина" / "Арктическая Русь" / "Поход Александра Невского в Заполярье" - на моём сайте (https://velikayaevraziya.ru).

Так в письме королю Швеции Густаву I (его подлинник хранится в шведском архиве) Грозный в довольно уничижительной форме заявляет: «Ты, мужичий род, а не государский. Когда же новгородские наместники великого государя — царя русского пошлют своего посла к королю Густаву, то Густав, король шведский и готский должен будет перед этим послом целовать крест. Тому быти невозможно, что тебе мимо наместников с нами ссылатися».

Другими словами, Иоанн ясно даёт понять шведскому выскочке, что тот ему не ровня и общаться с ним наш царь может исключительно через посредников в лице новгородского наместника. Шведы, кстати, так и не оставили мыслей поживиться русскими землями. для чего в период Смутного времени предприняли попытку зайти через новгородцев и подлог протокола встречи с боярами. Именно отсюда «растут ноги» шведского фейка о происхождении Рюрика.

Рекомендую к прочтению по теме статью "Шведский миф о князе Рюрике" (https://velikayaevraziya.ru/шведский-миф-о-князе-рюрике/).

Послание шведскому королю Юхану III (1537-1592)

А пока русский царь неутомимо пытается вразумит настырных шведов не лезть на рожон. Письма сыну Густава I Юхану III относятся к разгару Ливонской войны (1558–1583), что накладывает соответствующий отпечаток на их тон и содержание. «Не надеешься ли ты, что Шведская земля может по-прежнему плутовать, как делал твой отец Густав, нападавший вопреки перемирию на Орешек? Как тогда досталось Шведской земле!», – написал Иван Васильевич 11 августа 1572 года.

Во втором послании Ивана Грозного шведскому королю (от 6 января 1573 года) становится заметно, что терпение царя на исходе и он от намёков переходит к прямой речи, не позволяющей двоякого толкования. Да и что с него взять, с мужичины шведского… «Ты пишешь свое имя впереди нашего – это неприлично, ибо нам брат – цесарь Римский и другие великие государи, а тебе невозможно называться им братом, ибо Шведская земля честью ниже этих государств».

Иван Васильевич терпеливо пытается выяснить у своего шведского оппонента генеалогические обоснования занятия им престола государства, но не получая таковых, делает вполне резонный вывод о благородстве кровей правящей шведской династии Ваза: «Ты говоришь, что Шведская земля – вотчина отца твоего; так ты бы нас известил, чей сын отец твой Густав и как деда твоего звали, был ли твой дед на престоле и с какими государями он был в братстве и в дружбе, укажи нам всех их поименно и грамоты пришли, и мы тогда уразумеем».

Значительная часть письма посвящена несправедливому, по мнению Грозного, глумлению шведской стороны над знатными русскими посланниками, которых ограбили и оставили в одних сорочках. «А ведь это такие великие люди: отец того Ивана, Михаил Семенович Воронцов, был нашим наместником в нашей вотчине, в Великом Новгороде; а прежде никогда не бывало, чтобы от нас, государей, ходили послы в Шведскую землю: послы всегда ходили от новгородских наместников!».

В ответ на это «злое дело» Иван Грозный вопреки охранной грамоте распорядился «обесчестить и отправить в заключение» шведских послов. «Но ты этому не дивись, – пишет Грозный Юхану – нельзя же было не ответить на твой недостойный поступок с нашими послами, да и то мы еще не поквитались за наших послов: ведь наши послы – великие люди, а те – холопы». Великие слова великого государя! И снова наш монарх возвращается к теме сомнительной знатности шведской династии.

«Пишешь ты нам, что отец твой – венчанный король, а мать твоя – также венчанная королева; но хоть отец твой и мать – венчанные, но предки-то их на престоле не бывали!». Заканчивает Иван Васильевич свое письмо уже совсем дерзко: «А если ты, взяв собачий рот, — то есть начав ругаться — захочешь лаять для забавы — так то твой холопский обычай: тебе это честь, а нам, великим государям, и сноситься с тобой — бесчестие, если хочешь передаиваться, так ты найди себе такого же холопа, какой ты сам холоп, да с ним и перелаивайся. Отныне, сколько ты не напишешь лая, мы тебе никакого ответа давать не будем».

Послание английской королеве Елизавете I (1533-1603)

Переписка с английской королевой самая обширная, известно целых 11 посланий Елизавете. Иоанн не допускает оскорбительных оборотов, подобно тем, что имеют место в общении с врагами короны, но тем не менее, спуска чопорной тётке не даёт и порой очень даже язвителен с ней. Наша историография утверждает, будто Иоанн просил руки Елизаветы, но получил отказ и с этим, якобы, связан тон его писем. Но есть и прямо противоположное мнение.

Некоторые исследователи уверены в обратном: инициатива принадлежала английской особе, рассуждения о браке, а также возможном убежище, носят взаимный и двусторонний характер. Пусть историки спорят, а мы пока почитаем Грозного царя. В самом известном письме от 24 августа 1570 года Иван Грозный жалуется Елизавете на то, что английские купцы в России, наделенные привилегией вести беспошлинную торговлю, начали чинить беззакония, продавая товары по «столь дорогой цене, какой они не стоят».

Грамоты же, которыми обеспечивала Елизавета своих купцов, по словам Грозного, «не соответствуют обычаю, принятому у государей, – таким грамотам ни в каких государствах не верят». «У каждого государя в государстве должна быть единая печать», – учит королеву московский царь. Иван Грозный выражает наигранное недоумение, принижая достоинство королевы: «Мы думали, что ты в своем государстве государыня и сама владеешь и заботишься о своей государевой чести и выгодах для государства, — поэтому мы и затеяли с тобой эти переговоры».

Государь русский сетует на неуправляемость Англии, благодаря нетвёрдой женской руке. Вместо неё «другие люди владеют, и не только люди, а мужики торговые, и не заботятся о наших государских головах и о чести, и о выгодах для страны, а ищут своей торговой прибыли». «Ты же пребываешь в своем девическом звании, как всякая простая девица… Все идет мимо тебя», – издевается над Елизаветой Грозный. В заключении он намекает, что если не послушает королева его добрых советов, то купцам её станет трудно торговать.

«А Московское государство пока и без английских товаров не скудно было», – заключает русский монарх. Золотые слова! А вы говорите, санкции…

Послание польскому королю Стефану Баторию (1533-1586)

Со времён первых попыток римского престола организовать крестовые походы на Русь, принявшая католичество польская элита стала считать своим святым долгом добиться низвержения Русского царства. Завистливые, кичливые и заносчивые ляхи видели в русских своих соперников и не упускали повода отщипнуть кусок территории. Как правило, это заканчивалось битьём наглых пшекских морд и ликвидацией польской государственности.

Времена Грозного царя не были исключением и Русь сошлась с Польшей всё в той же Ливонской войне, где у каждой стороны были свои резоны и претензии. «Известно, что вы называете Ливонскую землю своей попусту, желая пролития неповинной христианской крови», – замечает царь. – Вот ты писал, что предки наши несправедливыми поступками свое государство расширили, — а ты очень справедливо добываешь потерянное, проливая кровь вопреки присяге?».

Иоанн Васильевич располагая (не в пример нашему времени) обширными архивами, ничуть не сомневается в беспочвенности претензий польской короны на ливонские земли. Разговоры о Ливонии, по словам Грозного, паны начали вести только после появления лютеранства, «сколько ни разбирай это дело – всегда обнаруживается, что Ливонская земля в большей степени подчинялась нашему государству, чем вашему».

Не обошёл наш монарх и извечный вопрос европейской «демократии», довольно прозрачно намекая, что Баторий узурпировал власть в Ливонии и Польше. Совсем другое дело на Руси: «А у нас государь — по нашей воле: выбираем себе государем кого захотим; какой бы ни был у нас государь, а без нас ничего не делает; а если и захочет что-нибудь делать, так мы не дадим». В конечном итоге Грозный заверяет польского короля, что он присягнул народу и «будет добывать наши давние владения и очистит Ливонскую землю».

Таким вот бескомпромиссным, страстным поборником русских интересов предстаёт в своих письмах первый русский царь, властелин улусов Золотой Орды и Сибири — Иоанн IV Васильевич. Жаль, что ничего из этого не преподают в учебных заведениях, не воспитывают желание стоять за интересы государства своего. Может уже пора пересмотреть приоритеты?

Продолжение следует…

Копирование текста, только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия (https://velikayaevraziya.ru).

Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия» (https://vk.com/public220540923). Немного другая история…

Рекомендую к прочтению мою первую книгу «Вера наших предков. Неизвестные страницы«. Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и МТС «Строки», где возможна услуга «печать по заказу»


Рецензии