Не заставляйте ходить в кружки и секции

НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ ХОДИТЬ В НЕНАВИСТНЫЕ ИМ КРУЖКИ И СЕКЦИИ – ПОЖАЛЕЙТЕ ИХ И СЕБЯ

Возмущает и вызывает чувство гнева жестокость некоторых родителей.

Наблюдал недавно во время занятий спортивными бальными танцами, как девочка лет пяти вся в слезах выскочила из зала, где проходила тренировка, прижалась к своему папе, рыдая и говоря о том, что она не может там заниматься.

Папа же начал её прессовать, что она должна там заниматься. Она плачет, рыдает, а он её жёстко прессует. Требовал, чтобы она перестала плакать, иначе он не станет с ней разговаривать. Говорил ей о том, что, дескать, она так же и в школу не захочет ходить?! Я далековато сидел и не слышал подробностей их разговора, понял только общий его смысл.

Насколько безжалостные бывают родители.

Если у ребёнка не лежит душа к этим занятиям, если они вызывают у него отвращение, то зачем его, эту маленькую девочку гнать туда силой, ломая её душу?

Вспоминаются слова командира 1-й гвардейской танковой армии М. Е. Катукова: «В то время у нас еще были отдельные командиры, которые считали, что сражение можно выиграть на одном героизме солдата, на безапелляционном, зачастую нереальном приказе "волевого командира". Я не принадлежал к их числу. Как ни важен героизм воина, силе может противостоять только военное искусство — этот драгоценный сплав знаний, опыта и изобретательности» (из книги «На острие главного удара»).

Так вот и эти безжалостные родители, видимо, считают, что можно заставить ребёнка чему-то научиться «на безапелляционном, зачастую нереальном приказе «волевого командира»». А это может привести к трагическим последствиям.

Хорошо помню, как мы привели нашу дочь в ясли, когда ей было два года. Она шла туда с доверием, со светлой надеждой, открытой душой, хотя до этого никогда не оставалась без родителей. Пошла в группу, за ней закрылась дверь, и через некоторое время начались её страшные, душераздирающие крики – няня совершила в её отношении грубые, насильственные действия. Жена забрала её с садика.

На следующее утро я тоже пошёл с дочерью. Дочь плачет, рыдает, стала передо мной на колени, обняла мои ноги, смотрит в глаза, молит её туда не вести. И я смотрю в её глаза и понимаю, что если её сейчас туда затащить, то она сойдёт с ума.
Написали заявление в сад об уходе. Высказал заведующей то, что думаю об этой няне.

Потом, спустя некоторое время, повели дочь в группу подготовки к детскому садику, где попали к хорошему педагогу, которая смогла реабилитировать дочь, восстановить доверие к садику.

Потом попали в садике к хорошим воспитательницам, которые потом сменились двумя другими хорошими воспитательницами. Дочь ходила в садик с радостью все 4 года. Как мы говорили – «ходит по программе «садик в радость»».

…Отступили, забрали ребёнка из страшной ситуации, где была грубая, неадекватная няня. А не забрали бы – ребёнок сошёл бы с ума. Я это знаю.

Надо выходить из подобных ситуаций, где может разрушиться психика ребёнка. Потом будут другие возможности, где можно будет снова попробовать чем-то заниматься, чему-то учиться. Будут кружки, садики, школы. А ребёнка вашего уже может не быть – он может сойти с ума или как-то ещё повредить свою душу или своё тело, сломаться, навсегда возненавидеть вас.

Не надо детей гнать на танки, заставлять их делать то, что они не могут делать, что не их.

Помню, как в детстве я нашёл секцию дзю-до, пришёл на тренировку. Тренер сказал мне делать с разбега длинный кувырок через голову, который я никогда не делал. Я как-то перекувыркнулся один раз вместе со всеми. Ещё с этой тренировки помню, что тренер провёл со мной бросок через грудь – перебросил через себя. Страшное дело. На эти тренировки я больше никогда не пришёл – не моё это.

И что – надо было меня через силу туда гнать волевым решением, чтобы я сломал там себе шею?

Такая же ситуация была с бассейном. Пришёл на тренировку в бассейн (тоже сам нашёл эту секцию). Тренер на первой тренировке сразу говорит мне:
«Прыгай. Плыви!»

Не спросил меня, умею ли я плавать, нырять.

Прыгнул, ударился больно животом о воду, побарахтался, вылез. Собрался, пошёл домой. Больше на эти тренировки не пошёл.

И в советское время было полно дураков-тренеров, а сейчас их, я уверен, стало ещё больше. И надо ли детей гнать на занятия к ним?

А вот пошёл на гитарные курсы – там был очень хороший учитель, и у меня было большое желание заниматься – и поэтому дома тренировался ежедневно часами.

В Школе Юного Геолога (с 13 лет) вдохновенно погружался в мир горных пород, минералов, в мир науки, ездил работать в геологические партии – это было моё! И учительница по геологии была очень хорошая – настоящий геолог.

И геология, музыка показали мне путь в жизни, помогли найти счастье.

А если бы занимался ненавистным делом – вышло ли бы из этого что-то хорошее? Может быть, эти занятия сломали бы меня, отбили бы охоту от всяких занятий, от знаний, вызвали бы страх перед жизнью, ожесточили бы.

Нет, надо, как писала философ и психолог Анна Кирьянова, «уходить из атомного реактора» и не загонять туда своих детей. Надо искать то, что будет близко их душе.

Вот, например, посмотрите, что пишет многократная олимпийская чемпионка Лариса Латынина о том, как она стремилась заниматься гимнастикой:

«Тогда я училась ещё в четвёртом классе и приходила в школу минут за пятнадцать-двадцать до начала нашей второй смены. Предполагалось, что за это время я образцово подготовлюсь к урокам, но в действительности все эти минуты я простаивала, прижавшись носом и губами к стеклянной двери в школьный физкультурный зал, и смотрела, смотрела. Там занимались гимнастикой старшеклассники. Должно быть, мой расплющенный нос изрядно надоел, потому что однажды неожиданно меня взял за плечи крепкий коренастый человек и спокойно спросил:

- А что же это за пуговица, которая здесь всё дежурит?

Я повернулась и узнала того учителя, который всё время занимался в зале. Я знала уже, что зовут его Михаил Афанасьевич, знала, что он преподает физкультуру в старших классах. Теперь оставалось набраться храбрости и пропищать:

- Я Лариса Дирий из четвёртого класса. Возьмите меня к себе заниматься.

- Нет, ещё мала. Вот переходи в пятый, подрасти и тогда приходи – приму.

В то лето я уехала в пионерский лагерь и не забывала каждый день прыгать и тянуться, чтобы обязательно вырасти. А что касается добавки за обедом, её тогда просили все, и я, конечно, не отставала. Закончилась последняя лагерная смена, и я вернулась в Херсон. Ещё не начался учебный год, когда около школы встретила я Михаила Афанасьевича и сразу же подбежала к нему.

- Вы меня обещали принять в гимнастику! Я Лариса Дирий из пятого класса.

- Раз обещал – так приму, - очень серьёзно ответил мне Сотниченко» (Лариса Латынина, «Равновесие», типография ЦК ВЛКСМ, «Молодая гвардия», 1975 г., стр. 10 – 11).

Очень запомнились слова Ларисы Латыниной о том, что она в своих выступлениях старалась передать «радость движения». У меня спорт, физкультура всегда большей частью не вызывали восторга, а для неё это – «радость движения».

Вот это человек, который стремится заниматься спортивной гимнастикой – опасным и требующим огромного труда спортом. И мы видим потрясающий результат, которого она достигла – 18 олимпийских медалей, из которых 9 золотых, абсолютная олимпийская чемпионка игр 1956 и 1960 годов. Можно ли достигнуть такого результата из-под палки, когда душа не лежит к этому? Вопрос риторический.

Не надо издеваться над детьми – это же ваши дети. Надо как-то направлять, чтобы их путь был путём звёздного счастья, а не путём страданий.

Очень многое зависит от педагога. Я рассказал о некоторых случаях, в которых педагоги проявили свой непрофессионализм и бездушие. А может, те тренеры посчитали меня бесперспективным и постарались сразу отшить от своих секций.

Но вот, например, уже в юности я занимался бальными танцами и не проявил в них абсолютно никаких способностей, несмотря на проявленное упорство и несмотря на высокий профессионализм и душевность тренера - успехов я достигнуть не смог и благоразумно бросил это занятие в конце концов. Но вот прошли годы, у меня родилась и уже подросла дочь – и мы с ней пришли к тому же учителю танцев, и ей очень нравится у него заниматься.

Я думаю, это говорит о том, что доброе стремление к знаниям и хороший учитель при отсутствии способностей у ученика могут принести добрый плод в следующем поколении, если никто никого не гнал насильно на занятия, но если они проходили по велению души.

А если делать это насильно, то, я думаю, можно погубить и то хорошее, что есть.

И вот ещё интересный феномен проявился. Мой папа был спортсменом – в военно-морском училище он занимался и греблей, и лёгкой атлетикой, и лыжами, и боксом, и штангой, и плаванием, заслужил звание кандидата в мастера спорта.

У меня же, как я уже говорил, с физкультурой отношения были не очень хорошие.

А вот дочь моя с радостью занималась развивающей гимнастикой, теперь с радостью ходит на плавание и на спортивные бальные танцы. Тренеры, надо сказать, везде хорошие.

Мне в бассейне всегда было как-то не по себе, хотелось всегда оттуда поскорее выскочить. А для моей дочери бассейн – это её стихия.

Через поколение передалось стремление к спорту от моего папы. И надо ли было меня гнать в спортивные секции? Слава Богу, мой папа этого не делал. А вот внучку моего папы радует то, что радовало его.

Вывод такой, что не надо заставлять детей заниматься тем, что любите вы – может быть, на них в этом отношении природа отдыхает. Но с новой силой проявится в их детях, в ваших внуках.

Конечно, всякие бывают в жизни ситуации, и бывает суровая необходимость, когда детям нужно исполнять тяжёлые, мучительные для них обязанности, чтобы выжить. Но когда всё не так страшно, если время мирное, то не надо гнать детей на ненавистные для них занятия. С умом надо относиться к детям, с рассуждением, с благоразумием и с любовью. Дети – наше самое дорогое, наше продолжение, наше будущее, наша жизнь и не надо зря мучить, калечить наше продолжение, самих себя – только маленьких и беззащитных.

Чепиков Максим Владимирович
21.10.2020 г.


Рецензии