Предание восьмое. Копейка спасшая Россию

Во время польской интервенции 1609-1612 годов один из крупнейших городов того времени — Ярославль — фактически принял на себя функцию временной русской столицы. Именно здесь было создано временное правительство — «Совет всея земли», заключались дипломатические сделки, работали приказы, разбирались жалобы, отдавались хозяйственные распоряжения. Для того чтобы действия ополчения носили легитимный характер, необходимо было создать правительственный аппарат, аналогичный действующим в то время московским учреждениям. Роль московской боярской думы в ополчении выполняли так называемые «начальники», т. е. бояре и воеводы, или «князь Д. М. Пожарский со товарищи». Все дела в ополчении велись от имени «всей земли», или «всей рати», советом, в котором участвовали представители дворян и детей боярских, городовых и различных групп мелкого служилого люда.
Четыре месяца (по другим данным шесть)в Ярославле собиралось ополчение, прежде чем отправиться в Москву и вернуть независимость настоящей столице.
Это обстоятельство никак нельзя объяснить нерешительностью князя Пожарского, а свидетельствует оно о замечательной стратегической мудрости военного и политического вождя, который ставил в качестве первоочередных задач: обеспечение тыла, политическое урегулирование спорных вопросов между русскими военными партиями и собирание ополчения, достаточного для проведения успешной военной операции.
Кроме того, ополчению предстояло разрешить предварительно еще ряд сложных экономических вопросов, попутно увеличив и свои материальные ресурсы и обеспечить оплату собранному воинству. Именно поэтому Минин и Пожарский не спешили походом к Москве, понимая, что нужно прежде привести соседей к общему совету, к общему согласию в великом деле спасения родины и «очищения Московскаго государства», сплотить людей, уничтожить всякую рознь, подыскать надежных воевод, запастись оружием и «кормами» — хлебными запасами.
Война — это (всегда и в первую очередь)финансы.
Ученые доказали существование как минимум трех монетных (денежных) дворов в Ярославле в различные исторические периоды — во времена Княжения (XV в.), в Смутное время (XVII в.) и в период перечеканки монет российского государства (XVIII в). Монетами времен ярославского ополчения — похожими на «чешуйки» из серебра неправильной формы размером 12-14 мм, весом немногим больше половины грамма (до 0,68 граммов), выплачивалось жалованье служивым, а по всей стране закупалось снаряжение и провиант для солдат.
В начале XVII века копейка представляла собой серьезную денежную единицу: на 1 копейку можно было купить либо курицу, либо целый воз огурцов. За овцу просили от 12 до 18 копеек, и обладатель рубля при желании мог стать владельцем целого стада. Для желающих приодеться: шуба из овчины стоила 30 копеек, а из соболиных шкурок — 70 копеек, рубахи расходились по 10 копеек, сапоги (в зависимости от качества) — от 25 до 50 копеек пара, шапка — 6-8 копеек. Хороший плотник зарабатывал 1 копейку в день, а корова, кормилица крестьянской семьи, стоила порядка 80 копеек.
Все русские монеты того времени имели неправильную форму. Это объяснялось технологией изготовления: монеты чеканились из нарезанных по весу обрезков серебряной проволоки. В результате получались продолговатые, почти овальной формы пластинки, на которых выбивались: рисунок на лицевой стороне и надпись — на оборотной. Монета имела изображение всадника с копьем (святого Георгия Победоносца) и этим отличалась от старой, где был изображен всадник с саблей, вследствие чего получила называние копейка или копейная.
Копейка 1612 года — последняя монета, на которой чеканилось имя государя династии Рюриковичей.
Второе Земское ополчение Минина и Пожарского (1612-1613) в августе 1612 года соединившись с частью сил, оставшихся под Москвой от Первого ополчения, разбило польскую армию под Москвой, а в октябре 1612 года — полностью освободило столицу от оккупации интервентами. Временный монетный двор в Москве снова начал чеканить монету «копеечным» достоинством.
На территории Спасо-Преображенского монастыря четыреста лет спустя в 2013 году был установлен памятник копейке, которую ввело в обращение в Ярославле правительство Минина и Пожарского. Подобные монеты чеканились на Денежном дворе с марта по июль 1612 года и были тогда в широком обращении.
Работая над памятником, скульптор Анатолий Смирнов ориентировался на их внешний вид, но вместо денежки-крошки, создал монументальную монету диаметром более метра. Овальная копейка закреплена на постаменте, выполненном в форме зубца стены ярославской крепости. На одной стороне монеты рельефно изображен всадник с копьем (аверс), а с другой надпись: «Царь и Великий князь Федор Иоаннович всея Руси» (реверс). Хотя по неписанным правилам современной нумизматики обе стороны монеты с учетом размещенной на ней информации (герб и имя царя) можно с успехом называть аверсом.   
В местном музее-заповеднике хранятся легендарные копейки, сохранившиеся от тех смутных времен.


Рецензии