Послание

1.Находка.

Сегодня с самого утра позвонил телефон.
— Джек хочет тебя видеть! — произнесла, как мне показалось, не самым приятным тоном секретарша моего босса.
— Миранда, что-то стряслось? — я был еще сонным и в таком положении дел совсем беззащитным, поэтому крепко зажмуриться, чтоб обошлось без скандала. Впрочем, девушка не стала давить, и вскоре я понял, что холодность в ее голосе скорей от волнения.
— В Израиле в районе мертвого море что-то нашли!
— Что именно? — мой мозг начинал просыпаться.
— Какое-то там «послание»…
Звучало интригующе. Мозг просыпался стремительней.
К сожалению, это было все, что Миранда могла сообщить. Со всеми вопросами она переадресовала меня к Джеку. — Тебе надлежит немедленно к нему вылететь, — последнее, что добавила она и, переслав в мессенджере заранее купленные билеты, повесила трубку.
Мало сказать, как сильно я был заинтригован...

Упомянутая Мирандой локация, как известно, богата на разного рода находки. Прежде всего это место переселения, древних народов, кроме того здесь родилась, окрепла и расцвела величайшая из религий на свете — христианство.

В середине прошлого века евреи возвратили себе свою древнюю родину, и с тех пор постоянно ищут в районе мертвого моря доказательства безаппеляционнооо права на эту землю, истинности своей религии, и подлинности себя, как богоизбранного народа. Впрочем, все то, что пока удалось им найти, ставит лишь больше вопросов, чем что либо проясняет. К примеру, найденные в прошлом веке, кумранские рукописи, рассказали миру  о том, что учение Иисуса возможно случилось гораздо раньше его самого, а обнаруженный недавно древнейший в истории мегаполис оказался основан задолго до «сотворения мира». Существует и много других любопытных находок, с которыми столкнулись неугомонные археологи за последние семьдесят лет, но, забегая наперед, сообщу, что то, что они отыскали на этот раз, стало поистине феноменальным открытием.

***

— Посмотри, что мы отыскали, — Джейк подтолкнул меня к компьютеру, когда я прибыл в его лабораторию на Рехавия.
В гуттаперчевом теле моего босса будто разряд электричества жило нетерпение.
— Что это? — я смотрел на вращающуюся на экране компьютера модель ДНК и ничего не понимал.
Снизу виднелись подпись «спираль ДНК израильской антилопы», но эта скудная информация особо ничего не проясняла. При чем здесь ДНК, при чем здесь антилопа, причем здесь Израиль? — у меня было больше вопросов, чем возникало догадок, а один из них мучил сильнее прочих: «Если находка из биологии, зачем Джек заставил меня тащиться в такую Даль, а не выслал свои материалы по почте?»
Я смотрел на босса в томительном ожидании, но тот лишь загадочно улыбался.
— Это «послание»! —  наконец произнес Джек таинственно.
— «Послание»? — глядя, то на него, то на монитор, я параллельно думал, а не свихнулся ли босс в конец от своего непомерного энтузиазма. Но тут, как обычно сработало воображение, и меня понесло...
Прежде всего я решил, что, в каком-то смысле он прав — спираль ДНК и правда послание. А именно послание от всех прошлых существ, живших на нашей планете когда-то, своим потомкам. ДНК — идеальная схема, лучший чертеж для строителей жизни в условиях биосферы, подарок от всех победителей эволюционной гонки. Чтобы добыть эту формулу, тысячи поколений отправились на тот свет, и мы, как финальный продукт эволюции, должны относиться к их жертве с благоговением. Кроме того, можно сказать, что ДНК — своеобразный свод правил, заветов и заповедей, библия или коран, где лучшие достижения синхронизированы в гигантскую библиотеку…
— Какая библиотека, какая библия! — возразил Джейк, когда я наивно представил ему свои догадки, — большая часть ДНК — бессмысленная белиберда. Мусор!
Вдохновленный своим поэтическим наваждением, я и не думал сдавался:
— Кажется, большая часть библии тоже белиберда, особенно если всерьез разбираться в ней в 21 веке…
— Ну все! Кроме шуток! — Джек сделался вдруг предельно серьезным, — Давай, я сперва тебе все расскажу, и ты, будь уверен, весьма впечатлишься!
— Так впечатляй! — я изобразил на лице нетерпение.
Вместо того чтобы сразу же приступить к рассказу, мой босс нарочито медленно развернул свое кресло, рухнул в него, повернулся к компьютеру, отхлебнул глоток чаю, надкусил недоеденный сникерс и только тогда приступил:
— Честно сказать, я погорячился назвав эту часть ДНК бесполезной, — начал он с самоиронии. — Определенная польза в ней все же есть, — шеф хотел откусить еще что-то из снеков, но я заерзал на месте от нетерпения и он повременил. — Польза в ней может быть той же, что и в записной книжке!
— Записной книжке? — переспросил я, ничего не понимая, поскольку шеф продолжал объясняться загадками.
— Как при строительстве дома случается много отходов, так при строительстве новой жизни появляется много мусора. — обратился он к вводному курсу в генетику. — Мусорная часть ДНК занимает более половины от всей цепочки. Она промаркирована стоп-кодонами, и рнк-полимеразы, которые формируют рибосому, сюда никогда не заходят. Возможно, когда-то в ней был хоть какой-то смысл, но по мере развития организма необходимость в ней устранилась. Можно сказать, это тот черновик, та часть рукописи, что никогда не войдет в альманах нашей жизни. Абсолютно бессмысленный кусок кода, никому не нужный — так мы считали раньше, но буквально на днях мой коллега  нашел в нем такое, что возможно изменит весь ход истории, — Джек посмотрел на меня так выразительно, будто наступал конец света.
— Что же там оказалось?
— «Послание»!
Я хотел было швырнуть в Джейка мышкой, так меня порой выбешивал этот большой интригант, но Джек очень быстро смекнул мой настрой и перешел к иллюстрации. Он повернулся к компьютеру, щелкнул курсором в экранную область и явил миру свет…

***

— Как вы его нашли? — вот уже пару минут я изучал остаток какого-то шифра, пока что ничегошеньки в нем не понимая.
—  Также, как с помощью георазведки под толщей культурного слоя находят останки древнего храма, — пояснил шеф довольно абстрактно. — Сначала кажется, это лишь камень, возможно какое-то уплотнение почвы, но потом среди прочего рыхлого фона замечаешь останки колонн — закономерность, которой в природе не существует. Примерно такую же штуку с определенным ритмом и шагом мы обнаружили в мусорной части цепочки ДНК израильской антилопы. — Джек поводил мышкой то тут, то там, обращая мое внимание на необычные ритмы.
— И вы его расшифровали? — всматриваясь в каракули, теперь и я подмечал, что мой босс имеет ввиду.
— К сожалению, тысячи поколений мутаций сделали свое грязное дело… — начал он уклончиво, — Да, что уж тут говорить: шифр по-просту не читаем! — стоит отдать Джеку должное, он не стал тянуть и ходить вокруг да около, а сразу признал свое поражение. — Но в каком то смысле, даже в таком положении дел есть свой плюс, — все же мой босс от рождения был оптимист. — По количеству деформаций мы определили возраст находки!
— И каков же он?
— Не менее ста миллионов лет!
— Ого! — я даже присвистнул. — А написали «послание» динозавры?
Джек улыбнулся.
— Согласен, звучит в высшей степени невероятно! Но пока, это самый точный прогноз, что мы сделали.
Я задумался. Без возможности прочитать «послание», задача определение его возраста казалась напрасной тратой времени.
— Значит с его расшифровкой тупик?
— Не расстраивайся так сильно, — подбодрил меня шеф, — известно, что лишь меньше процента текстов написанных древними доходят до нашего времени.
Как бы не пытался шеф меня успокоить, мое общее состояние усталости от долгой дороги, предвкушения невероятной находки и разочарования от того, что дело зашло в тупик оформилось в непроизвольное восклицание:
— И кому только могла прийти в голову столь дурная идея, оставлять послание в ДНК!
Но шеф не разделял моего настроения.
— А как бы поступил ты? — в сине-зеленых глазах Джека зажегся игривый огонь. — Допустим, тебе надо отправить послание на миллионы лет в будущее. Что бы ты сделал для того, чтоб оно сохранило свою первозданную форму?
— Выбил бы текст на луне ядерными взрывами.
Джек фыркнул.
— Слишком накладно, да и луна не всегда была той, что ты видишь сейчас, — он вновь повернулся к компьютеру и стал крутить туда-сюда загадочный шифр. — Перед твоим приездом я много думал над этим вопросом и незадолго до появления наконец решил: выбор подобного места весьма гениален!
Прежде всего обнаружили мы послание ровно в тот миг истории, что и открыли генетику. Стало быть отправители метили в определенное время развития нашей науки и интеллекта, чтобы мы все решили и сделали правильно. Ты только представь: оно всегда находилось рядом и в тот же время было надежно спрятано…
— Выбор места может и гениален, но он не оставил нам ничего кроме мусора… — продолжал я гнуть свою линию прирожденного пессимиста.
— Ты забываешь о главном, — перебил меня Джек. — Помнишь мой первый пример про храм и георазведку. — Я кивнул. — Так вот, если находку в ДНК антилопы мы уподобили храму, а нас современным геологам, то храмов у нас впереди еще очень и очень много!

***

— Что ты имеешь ввиду? — я не поспевал за рассказчиком мыслью.
— Все мы, населяющие землю сущности, по сути наследники единственной прото-бактерии, — приступил Джек к своим пояснениям. — Доказательства этому в том, что наше и ее ДНК на два процента схожи! Два процента не слишком то много, возразят скептики, но, нам на бактерию в сущности наплевать. Если двигаться от нее к человеку по эволюционной цепочке развития, то различия будут стремительно сокращаться. К примеру у обезьян и у нас ДНК совпадает на девяносто процентов, у нас и неандертальца на 98%.
— И что с того?
— А то, что существует другие животные, в ДНК у которых есть такое же в точности послание.
— Как ты это понял?
— Вот ты говоришь, возраст послания не имеет значения, — произнес он с неким упреком, — А я говорил, что имеет и при том — первостепенное! Прежде всего тебе стоит понять — сто миллионов лет назад антилопы с посланием попросту не было. Но не потому, что послание еще не написали, а потому, что не существовало самой антилопы. Вместо нее по земле бегал некий предок, иное парнокопытное, от которого впоследствии и выделились в свои рода и семейства его ближайшие родственники: антилопы, быки и олени. Если быть точным, произошло это разделение не позднее 15 миллионов лет назад, а стало быть, если послание сделано раньше, его отпечатки должны присутствовать и у других потомков. Прото-парнокопытное передало им свое ДНК по наследству вместе с кусочками послания и теперь мы имеем такое количество особей к изучению, что я даже не знаю с кого начать.
— Но послание в их ДНК тоже должно быть испорчено?
— Определенно!
— И значит по-прежнему недоступно к прочтению?
— Ты вновь забываешь о главном! — Джек торжествовал. — С того момента, как быки, антилопы и олени выделились в свои рода, их дорожки существенно разошлись. А стало быть и мутации в генотипе протекали по разному. Следовательно у всех из перечисленных видов послание испорчено по-разному! В настоящий момент у нас есть большое количество разных фрагментов исходного кода, и, если их сопоставить в единое целое, то мы непременно получим ответ!

***

Меня всегда завораживала способность шефа думать весьма нестандартно и, на этот раз я вновь подивился его способности извлекать профит из казалось бы тупиковой истории. Так, после выдвинутых им гипотез, мы немедленно приступили к их отработке и довольно таки быстро напали на правильный след. Прежде всего мы разослали запросы во все исследовательские институты мира, а, получив необходимые ДНК парнокопытных в нужном количестве, загрузили их данные в мощный компьютер. Программа на основе искусственного интеллекта обработала эти фрагменты и, как прозорливо предполагал Джек, обнаружила в них те же закономерности, что и у антилопы. В дальнейшем по этим искусственным вехам она сопоставила разные ДНК и в итоге смогла разобрать примерно три четверти текста.

***

Что случилось потом? А потом все словно взорвалось. Первая же публикация на профильных ресурсах наделала столько шума, сколько б сделала водородная бомба взорвавшаяся где-нибудь на континенте. Факт существования послания поверг население планеты в шок, и прежде всего воскресил множество теорий, которые в прежние времена считались весьма маргинальными. Вновь заговорили о том, что рождение и становление цивилизаций процесс цикличный, что итог жизни высокоразвитого общества весьма печален: рано или поздно оно деградирует, придет в упадок, после чего последует тысячелетняя рецессия и, как итог, полное исчезновение. Говорили, что этот процесс неизбежен и уже породил множество цивилизаций до нас и всего вероятнее породит много после. Что цивилизация  оставившая послание — одна из таких и наша задача не только прочесть послания, но и понять коим образом наши предки сумели достичь такого высокого уровня развития и не оставили после себя никаких следов. Кроме того все хотели узнать, как же выглядели наши предшественники. Были ли они похожи на нас, как две капли воды или существенно отличались, являясь наследниками не приматов, а совершенно другого вида. Ну и конечно же суть послания всех интересовала не меньше: что же такого важного хотели сообщить они, что аж сподобились на подобную конспирологию. Все эти вопросы естественно образом направлялись в наш адрес, и в какой-то момент электронный ящик шефа просто завалило письмами, а телефон Миранды круглосуточного разрывался от звонков. В таком положении дел работать дальше стало невозможно и, чтобы развеять слухи и домыслы и дать хоть какие-то определения этой истории и была собрана первая международная пресс-конференция по вопросу находки и расшифровки загадочного «послания».

2.Пресс конференция.
Продолжение пишется…


Рецензии