Возможно ли спасение без таинств?
Смотря что называть таинствами. Таинство - то то, что сокрыто от внешних глаз. Подлинное таинство совершается в духе, так что физическими глазами его увидеть невозможно. Его усматривают разумом глазами веры.
Раскаявшийся на кресте разбойник обрел Царство Небесное. Он не имел возможности на кресте ни принять водное крещение, ни причаститься. Но в своем раскаянии он крестился в духе во Христа, погрузившись во внутреннего человека, причастился Самого Господа.
Все, так называемые, таинства, какие используют в Церкви для освящения, являются лишь инструментом, при помощи которого подводят душу ко Христу. Но сами по себе те таинства не имеют никакой магической силы, как суеверно думают некоторые. Вино не превращается в кровь Христа, как и хлеб не становится плотью Его. "Сие творите в Мое воспоминание", - сказал Христос. "Доколе Он придет" совершают это действие верующие. А кто есть и пьет из Чаши не рассуждая, тот недостойно причащается. Т.е., рассуждая и напоминая в уме об этом действии, которое заповедал совершать Христос, человек предуготавливает свое сердце к соединению с Господом в духе. Во время совершения этого действия достойно может происходить подлинное соединение души с Господом в духе. Но в том нет никакого магизма. Вино остается вином, а хлеб хлебом. Но через те символы разум устремляет духовные очи на Господа и, если Он увидит предуготовленность души, то происходит слияние с ней в духе, так что душа опытно переживает благодатное действие Его присутствия. А если душа подошла не предуготовленной к этому действию, то ничего не ощутит та душа. Господь не наполнит ее Духом Святым. А вот если будет в ней еще какой неочищенный грех, в котором обличает ее совесть, и она все равно дерзнет принять из Чаши, то ее может постигнуть и наказание, о котором писал Павел: "Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает." (1Кор 11:29-30).
Пить Кровь Христа - это когда Жизнь Его течет в человеке, когда он живет по духу. Вкушая из Чаши вино, человек должен рассуждать о том, что вот так он нуждается в том, чтобы Жизнь Христа проявлялась в нем. Это очередное напоминание себе о том, что надо жить по духу, чтобы Христос являлся в нас. Вкушать Плоть Его - это питать душу свою Самим Богом, слушая живые слова Божьи, исходящие не из книжек, а из уст Самого Бога.
Только ли перед Причастием должно рассуждать о Господе? - Блаженны те, кто способен во всякое время и на всяком месте вкушать Плоть и Кровь Христа. И это возможно. А вот вкушать всегда и на всяком месте хлеб и вино невозможно. Да и нет в том потребности. Но для тех, кто не вкушает на всяком месте и в любое время Кровь и Плоть Христа, чьи умы блуждают в миру, кто пребывает во тьме внешней, или чей светильник угас и он сам себя выдворил с Царства Небесного, кто ниспал с небес на землю, став падшим ангелом, утратившим свое достоинство, - для таких есть Чаша Таинства Причастия.
А можно ли без символов Крови и Плоти в виде вина и хлеба причащаться Христа? - Конечно, можно. Но не у всех это получается. По немощи людям легче приближаться к Духовной Реальности через символизм. Особенно новоначальным в вере, еще плотским. Напрямую, без видимого символизма им трудно узреть ту Духовную Реальность. Все символические действия, которые совершает Церковь, даны Богом людям как средства ВСПОМОЖЕНИЯ, чтобы при помощи тех символов подводить плотских людей к области духа. Даже водное крещение - это символический обряд, указывающий на важность погружения во Христа. Суть не в водном крещении, а в том, на что оно указывает. А указывает водное крещение на то, что все люди, от младенцев до стариков, имели потребность во Христе. И чтобы Жизнь Христа явилась в нас, необходимо погружаться в Него, погружаться в дух, водворяться в рожденного свыше нашего внутреннего человека. Он грешить не может. Когда мы начинаем жить по внутреннему человеку, мы перестаем грешить. Когда живем по внешнему человеку, то превращаем его в культ, и ради его похотей начинаем грешить. Водное крещение символизирует, что нужно распять плоть свою со страстями и начать жить по духу. Раскаявшийся на кресте разбойник не в воду крестился, а в Самого Иисуса Христа, в духе соединился с Ним. Без всякого символизма обряда водного крещения смог сопрекоснуться с самой той Духовной Реальностью, на которую тот символизм лишь указывал - крестился во Христа. Как не в обрезании части полового органа у мужчин был смысл иудейского обрезания, а он лишь символически указывал и напоминал всю земную жизнь обрезанному на важность обрезания крайней плоти СЕРДЦА (т.е., умерщвление в себе греховной похоти), так и водное крещение, однажды произведенное над человеком (не важно даже, в каком возрасте), должно напоминать крещеному о важности жить по духу, о надобности погружаться во Христа. И человек крестится во Христа на протяжении всей земной жизни, тогда как обряд водного крещения над ним совершается лишь однажды. И споры о том, в каком возрасте можно уже крестить человека, происходят обычно из-за разного понимания того, что есть то водное крещение. Там, где водное крещение тождественно крещению во Христа, - причем, в буквальном смысле, а не в символическом - там особо много агрессии к оппонентам. И такую агрессию я видел с обеих сторон, как от сторонников водного крещения младенцев, так и от противников такой практики. В древних исторических церквях этот вопрос отдан был на рассмотрение личной вере, так что рядом уживались сторонники обеих точек зрения, не уходя из-за этого вопроса в раскол...
Не водное крещение спасает. Спасает Христос и погружение в Него. Потому и спасение возможно без церковных таинств. И оцениваться будет не участие или неучастие человека в церковных символических действиях, а то, как человек практически позволял Христу проявить Себя через него, ущемляя плоть свою, когда Он обращался к сердцу: "Помоги этому человеку!" И не важно, кем себя этот человек считает, христианином или нехристианином, рожденным свыше или не рожденным свыше, верит он в Христа или не верит. Он может быть и атеистом, потому что соблазнился на называющих себя "верующими", но поступающими как бесноватые. Вот и не захотел становиться похожим на них. Для него порядочнее и честнее было оставаться неверующим, чем уподобиться тем "верующим". И тут он слышит в сердце побуждение помочь нуждающимся. Не ради того, чтобы заслужить себе спасение, а просто из альтруистического побуждения любви к ближнему. Он даже не осознал, что это побуждение в нем было от Христа. И он проявил милосердие к человеку, напоив таким образом в себе Христа, даже не догадываясь о том... В потом, в Вечности, ему откроет Сам Христос, что в тот день он Ему проявил милость...
2023.09.08
Свидетельство о публикации №223090800958