О пагубных пристрастиях

Среди писем игумена Никона (Воробьева) духовным детям есть письма, адресованные к человеку, страдающему алкоголизмом. Мы приведём лишь несколько отрывков из этих писем: «Дорогой С... Очень хотелось бы мне повидать тебя и побеседовать. Я слышу, что ты продолжаешь изрядно выпивать в крайний вред себе... Если ты не будешь бороться с этим недугом, то попадешь под полную власть бесов, они будут возбуждать тебя пить все больше и больше и через это расстраивать нервную систему. Ты сделаешься раздражительным, гневливым…
«...Опомнись: куда ты идешь? Если тебе здесь еще тяжело, то каково будет после смерти? Страсти в тысячу раз более сильные, чем на земле, будут как огнем палить тебя без какой–либо возможности утолить их. За потерянную жизнь, за совершенные преступления совесть, как червь неусыпающий, станет грызть твое сердце. А сознание, что сам себя лишил вечного блаженства в обществе святых людей и ангелов будет во веки терзать тебя. С., если не можешь бросить пить, хоть так сознай, что ты делаешь нехорошо, что губишь себя, обижаешь близких тебе, оскорбляешь Господа. Сознай это и припади к Господу хоть один раз в день и скажи Ему: "Господи, я погибаю, спаси меня, не допусти до окончательной гибели. Господи, будь милостив ко мне, грешному". Если будешь так говорить ежедневно
от всего сердца, то Господь простит тебе все грехи твои и спасет от погибели.
Первым вошел в рай разбойник. Это устроил Господь для поощрения и утешения нас грешных. Все прощает милосердный Господь искренне кающемуся. Не должно отчаиваться никакому грешнику...»
«...С., я человек грешный, а жалею тебя от всего сердца... Обратись к Господу с молитвой, покайся в своих грехах, отойди от дурных людей... Если не обратишься с покаянием и смирением ко Господу, то еще здесь ожидает тебя великое страдание... Не хочешь быть с Господом во свете и блаженстве, пойдешь к дьяволу в вечную тьму и муку... Мира сердечного, здоровья и правильного отношения к себе и к другим желаю тебе».
«... Поверь мне, что болезнь твоя не случайна, она послана тебе по великой милости Божией для спасения твоей души. Нужно было оторвать тебя от той безобразной жизни, которая губила тебя и огорчала всех любивших тебя. Я уверен, что ты вполне осознал свое неладное прошлое и раскаиваешься в нем. Очистить душу от прежних скверн может один только Господь... Поэтому и сказано, что кого любит Господь, тех наказывает скорбями и болезнями, чтобы принять в Свою славу по смерти очищенными через покаяние и болезни. Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: "Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи, что послал мне болезнь для спасения души моей. Слава Тебе, Господи, слава Тебе".
Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убежденно, от всего сердца и через  некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твердость и терпение. Это признаки посещения благодати Божией. Дай обет Господу оставшуюся жизнь провести по–христиански, и Господь продлит дни жизни твоей на земле для покаяния и для приобретения новых свойств душевных, необходимых в царствии Божием: смирения, кротости, воздержания во всем, милосердия, благоговения и благодарности к Богу, и проч. Старайся меньше разговаривать с людьми, а упражняйся во внутренней молитве. Господь да благословит тебя и вразумит на все благое. Но и сам ты "уклоняйся от зла и твори благо", борись с грехом, живущим в каждом человеке, ибо "царствие Божие усилием берется". Будь здоров телом и душей...» (Игумен Никон (Воробьев) «Нам оставлено покаяние»)

Приведём отрывок из сборника протоиерея Валентина Мордасова «Кто кем побежден, тот тому и раб», подтверждающий целебную силу покаяния и чтения Евангелия: «Для укрепления веры кающегося есть и особые благодатные средства, силу которых опытом дознали страдавшие запоем: это усердное чтение слова Божия и теплое сердечное призывание сладчайшего имени Господа Иисуса.
Вот что пишет об этих средствах один опытный в духовной жизни подвижник. Встретился он однажды с офицером, который носил Святое Евангелие у себя на груди в дорогой серебряной оправе и усердно каждый день прочитывал по евангелисту. Старец спросил офицера, почему он так любит слово Божие, и тот рассказал ему вот что: «Я с молодых лет служил в армии; знал службу и любим был начальством, как исправный прапорщик. Но лета были молодые, приятели тоже; я, по несчастию, и приучился пить, да под конец так, что открылась и запойная болезнь. Когда не пью, то исправный офицер; а как закурю, то недель шесть в лежку. Долго терпели меня, наконец, за грубости генералу, сделанные в пьяном виде, разжаловали меня в солдаты на три года, а если не исправлюсь и не брошу пить, то угрожали и строжайшим наказанием. В сем несчастном состоянии я, сколько ни старался воздержать себя и сколько от сего ни лечился, но никак не мог покинуть моей страсти; а потому и хотели переместить меня в арестантские уже роты… В одно время я в раздумье сидел в казармах. Вдруг вошел к нам какой-то монах, с книгой для сбора на церковь. Кто что мог — подали. Он, подошедши ко мне, спросил: «Что ты такой печальный?» Я пересказал ему мое горе. Монах, сочувствуя моему положению, начал говорить: «Точно то же было с моим родным братом; и вот что ему помогло: его духовный отец дал ему Евангелие, да и накрепко приказал, чтобы он, когда захочет вина, нимало немедля, прочел бы главу из Евангелия, если и опять захочет, то и опять читал бы следующую главу. Брат мой стал так поступать, и в непродолжительном времени страсть к питию в нем исчезла, и теперь вот уже пятнадцать лет капли хмельного не берет в рот. Поступай-ка и ты так, — увидишь пользу! У меня есть Евангелие, пожалуй, я принесу тебе»...
На другой день действительно монах принес мне вот это Евангелие. Я раскрыл его, посмотрел, почитал, да и говорю: «Не возьму я его; тут ничего не поймешь; да и печать церковную читать я не привык». Монах продолжал убеждать меня, что в самых словах Евангелия есть благодатная сила; ибо написано в нем то, что Сам Бог говорил. «Нужды нет, что не понимаешь, токмо читай прилежно. Один святой сказал: если ты слова Божия не понимаешь, так бесы понимают, что ты читаешь, и трепещут; а ведь страсть пьянственная непременно по возбуждению бесов. Да вот тебе еще скажу: святитель Иоанн Златоустый пишет, что даже та самая храмина, в которой хранится Евангелие, устрашает духов тьмы и бывает неудобь приступна для их козней». Я взял Евангелие, положил на сундучок с прочими моими вещами, да и забыл про него.
Спустя несколько времени пришло время мне запить... Отпер сундучок, чтобы достать деньги и бежать в корчму. Лишь только я открыл крышку, первое попалось мне на глаза Евангелие, и я вспомнил все то, что говорил мне монах, развернул и начал читать сначала первую главу от Матфея. Прочитав ее до конца, именно ничего не понял, да и подумал: «Монах сказал, что тут писано то, что Бог говорил; а тут одни только какие-то имена, дай прочту другую главу. — Прочел и стало понятнее...» Как только ее начал, вдруг звонок в казарме: к местам на койки... Вставши поутру и расположившись идти за вином, подумал: «Прочту главу из Евангелия: что будет?» Прочел и не пошел. Опять захотелось вина, и еще стал читать, и сделалось легче. Это меня ободрило; и при каждом побуждении к вину я стал читать по главе из Евангелия. Что дальше, то все было легче, наконец, как только окончил всех четырех евангелистов, то и страсть к питью совершенно прошла, и сделалось к ней омерзение. И вот, ровно двадцать лет я совершенно не употребляю никакого хмельного напитка. Все удивлялись такой во мне перемене; по прошествии трех лет опять возвели меня в офицерский чин и, наконец, сделали командиром... С тех пор, как я исцелился от запоя, дал себе клятву: каждый день, во всю мою жизнь читать Евангелие, по целому евангелисту в сутки, невзирая ни на какие препятствия... В благодарность и во славу Божию я это Евангелие оправил в чистое серебро и ношу всегда на груди моей».

Со сладостию я выслушал сии речи капитана и сказал ему: «Такой же пример видел и я. В нашем селе, на фабрике, один мастеровой был очень искусный в своем деле, добрый и дорогой мастер, но, по несчастию, тоже запивал, да и часто. Один богобоязненный человек посоветовал ему, чтобы он, когда захочется ему вина, проговаривал бы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, грешного», — тридцать три раза, по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Мастеровой послушался, стал это исполнять и вскоре совершенно кинул пить. Да еще что же? Чрез три года ушел в монастырь». «А что выше, — спросил капитан, — Иисусова молитва или Евангелие?» «Все одно и тоже, — отвечал я, — что Евангелие, то и Иисусова молитва, ибо Божественное имя Иисуса Христа заключает в себе все евангельские истины. Св. отцы говорят, что Иисусова молитва есть сокращение всего
Евангелия...»

В книге «1380 полезных советов батюшки своим прихожанам» протоиерея Валентина Мордасова дан краткий ответ на вопрос: (1329) Какие духовные средства можно посоветовать человеку, желающему избавиться от пьянства?
- Исповедь, чтение Евангелия и Иисусовой молитвы, ежедневно принятие святой воды, милостыню.
Как известно в пьяном состоянии человек ведёт себя непредсказуемо и порой представляет опасность для окружающих....
Люди, злоупотребляющие алкоголем и отравляющие свой организм  никотином в первую очередь попадают в список людей предрасположенных к серьёзным заболеваниям.
При окислении алкоголя в организме образуется ядовитое вещество — ацетальдегид, вызывающее развитие хронической интоксикации организма. Особенно сильное токсическое действие ацетальдегид оказывает на стенки сосудов (стимулирует прогрессию атеросклероза), ткани печени (алкогольный гепатит), ткани мозга (алкогольная энцефалопатия). От цирроза печени страдают не только алкоголики, но и заядлые курильщики. Появляется и высокий шанс развития печеночной недостаточности, тогда печень перестает нейтрализовывать токсины, поступающие в организм или образующиеся в процессе метаболизма. Одно из последствий печеночной недостаточности — возможность тяжелых осложнений различных заболеваний, например, пневмонии. Никотин — мощное сосудосуживающее средство. А печень — один из самых наполненных кровью органов человека. Сужение капилляров в печени ухудшает обмен между кровеносными и желчными сосудами, и желчь застаивается. В результате нарушается выделение желчи и работа некоторых других функций печени, начинают образовываться камни в желчных протоках.
Курение повышает риск рака любой локализации. И алкоголь, и курение негативно
влияют на работу печени, а в случае злоупотреблений способны привести к смертельному циррозу печени или онкологическим заболеваниям. Оксана Драпкина, доктор медицинских наук, профессор Клиники пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии поясняет: «...Больные циррозом печени все время ходят под дамокловым мечом, у них есть реальный шанс в любой момент умереть от кровотечения».
Спиртное замедляет скорость реакции, нарушает чувство равновесия и координацию движений, ухудшает зрение и слух, повышает сонливость, нарушает способность здраво рассуждать и адекватно оценивать ситуацию вокруг.
Алкогольное опьянение не позволяет врачам вовремя диагностировать такие серьезные состояния, как, например, черепно–мозговая травма. Ведь тошнота,
спутанность сознания или его потеря — симптомы обеих проблем. Пока человек находится в стоянии алкогольного опьянения, врачи не дают ему обезболивающие препараты или наркоз для проведения срочных операций во избежание их взаимодействия с алкоголем. Так что полноценное лечение откладывается до момента протрезвления. Кроме того, спиртное серьезно влияет на иммунную систему и органы кровообращения.


Рецензии