Геродот как философ-пифагореец

Тихонов, Вячеслав Анатольевич, кандидат исторических наук

Геродот как философ-пифагореец

ББК 63.3(0)321.4: 63.1(0)3: 87.3(0)321-216
Т46
УДК 94(38)

Ключевые слова: Пифагор, философия, античность, Южная Италия, Самос, число, религия.

Аннотация: Геродот как серьёзный мыслитель мог примкнуть к одной из философских школ своего времени. Поскольку вместе с пифагорейской общиной переселился с Самоса в Южную Италию, широко пользуется числами и очень религиозен, постольку он мог быть пифагорейцем.

Литература

1. Гаспаров М. Л. Неполнота и симметрия в "Истории" Геродота // Вестник древней истории. – 1989. – 2. – С. 117–122.
2. Геродот. История. – М., 1972. – 600 с.
3. Жмудь, Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. – СПб., 1994. – 392 с.
4. Жмудь, Л. Я. Пифагор и его школа. – Л., 1990. – 192 с.
5. Жмудь, Л. Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. – М., 2012. – 448 с.
6. Метафизика в античности. Ч. 1: Пифагорейская традиция. – Новосибирск, 2003. – 96 с.
7. Мутных И. А. Идея провиденциализма у Геродота // Мнемон. – 2005. – 4. – С. 373–382.
8. Платон. Собрание сочинений. В 4-х т. – М., 1994. – 864+528+656+832 с.
9. Порфирий. Труды. В 2-х т. – М., 2019. – 800+1024 с.
10. Синицын А. А. Геродот об изгнании варваров из Европы и проблема завершённости первой «Истории» // Метаморфозы истории. – 2017. – 10. – С. 35–92.
11. Скржинская М. В. О степени достоверности числовых данных в Скифском рассказе Геродота 79–91 // Вестник древней истории. – 1989. – 1. – С. 40–65.
12. Строгецкий В. М. Мировоззрение Геродота и его политические позиции // Мнемон. – 2009. – 8. – С. 345–356.
13. Суриков И. Е. Архаический историк Геродот: Гендерный аспект // Суриков И. Е. Очерки об историописании в классической Греции. – М., 2011. – 504 с. – С. 247–259.
14. Суриков И. Е. «Несвоевременный» Геродот: Эпический прозаик между логографами и Фукидидом // Вестник древней истории. – 2007. – 1. – С. 143–151.
15. Суриков И. Е. Последние главы Геродота и вопрос о степени завершённости его труда // Суриков И. Е. Очерки об историописании в классической Греции. – М., 2011. – 504 с. – С. 271–279.
16. Филострат, Флавий. Жизнь Аполлония Тианского. – М., 1985. – 328 с.
17. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М., 1989. – 576 с.
18. Эберт, Т. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон». – СПб., 2005. – 160 с.
19. Ямвлих. Собрание творений. В 4-х т. – М., 2020. – 336+352+432+496 с.

Введение

Великий древнегреческий историк Геродот, основатель мировой исторической науки (Геродот. История. – М., 1972) жил в эпоху создания великих древнегреческих философских систем, определивших всё развитие мировой философии на следующие тысячелетия. Он упоминает обоих отцов-основателей философии – Фалеса, основателя ионийской физики и Пифагора, создавшего религиозное сообщество почитателей математики. Известно, что наряду с мистическими ритуалами Пифагор учил о числе и о переселении душ. Некоторые черты жизни и сочинения Геродота заставляют предполагать, что Геродот мог быть приверженцем пифагорейской религии и в той или иной мере принимать учение Пифагора в качестве методологии своих исторических исследований.

Основная часть

Основные черты пифагорейской философской традиции, вполне сформировавшейся ко времени жизни Геродота, - религиозно-мистические представления о переселении душ, о числе как об основе мироздания, о гармонии и об астрономических явлениях. Пифагорейство – одна из двух первоначальных философских школ античности, наряду с ионийской физикой (Метафизика в античности. Ч. 1: Пифагорейская традиция. – Новосибирск, 2003; Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М., 1989). 
Сам Пифагор, основатель пифагорейства, родился на Самосе, путешествовал по Египту для приобретения знания египетской мудрости и переселился в Южную Италию, где и прожил до конца жизни, создав в этом регионе разветвлённую долго существовавшую общину своих приверженцев. Одной из составляющих пифагорейского мифа было представление, что Пифагор переносился в землю гипербореев, то есть в далёкие северные земли. Ко времени жизни Геродота Пифагор уже умер, а пифагорейское сообщество в разных городах Греции представляло собой закрытую философско-религиозную организацию.
Пифагорейство, будучи, прежде всего, философией и религией математики, пользовалось успехом и имело приверженцев вплоть до конца античного периода. Сохранившееся обширное жизнеописание мудреца-чудотворца пифагорейского направления Аполлония Тианского, написанное Флавием Филостратом, относится к началу 3 века (Филострат, Флавий. Жизнь Аполлония Тианского. – М., 1985).
Серьёзное влияние пифагорейство имело на платоновскую философию и на философию Сократа – может быть, самые влиятельные философские школы античности (Платон. Собрание сочинений. В 4-х т. – М., 1994; Эберт, Т. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон». – СПб., 2005). Сама платоническая философия была, по сути, вариантом пифагорейского учения. Уже в поздней античности самая популярная философская школа того времени – модифицированный платонизм, неоплатонизм – находилась под таким сильным влиянием пифагорейства, что видные неоплатоники Порфирий и Ямвлих писали дошедшие до нашего времени труды по истории пифагорейства (Порфирий. Труды. В 2-х т. – М., 2019; Ямвлих. Собрание творений. В 4-х т. – М., 2020).
От античности о пифагорействе до нас дошло множество различных по своей достоверности сведений, что порождает скептическое и гиперкритическое отношение части современных исследователей к этой античной традиции об учении Пифагора и его последователей (Жмудь, Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. – СПб., 1994; Жмудь, Л. Я. Пифагор и его школа. – Л., 1990; Жмудь, Л. Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. – М., 2012). Неоспоримо только то, что пифагорейство было очень влиятельным философским течением в весь античный период.
Прежде всего, с пифагорейством Геродота сближает сам жизненный путь историка. Изгнанный из родного Галикарнасса по политическим мотивам, Геродот переселился на Самос, недалеко отстоящий от его родины. Именно здесь, на родине Пифагора, наиболее вероятно, историк и познакомился подробно с пифагорейством. Геродот совершил длительные путешествия в Египет, как и в своё время Пифагор, и в страну гипербореев – Скифию, в которую, по пифагорейскому преданию, душой летал Пифагор.
Эти путешествия вполне могли являться не чем иным, как религиозно-философскими паломничествами в рамках принятия Геродотом пифагореизма как личной веры и могли быть частью обряда инициации, вступления в закрытую пифагорейскую организацию.
В конце жизни Геродот окончательно переселяется в Южную Италию (в Фурии) – главный регион пифагорейства. Именно здесь Геродот и заканчивает свою жизнь. Значение южноиталийских Фурий в жизни историка столь велико, что иногда его называли не Галикарнасским по месту рождения, а Фурийским по месту длительного проживания и смерти. В период пребывания Геродота в Южной Италии там функционировали влиятельные пифагорейские сообщества («гетерии»). Эти передвижения историка на Самос, с Самоса в Египет и Скифию, и окончательное переселение в Италию могут быть доказательством его пифагорейских убеждений.
Сам исторический труд Геродота очень богат разнообразными числовыми данными (Скржинская М. В. О степени достоверности числовых данных в Скифском рассказе Геродота 79–91 // Вестник древней истории. – 1989. – 1. – С. 40–65). Изо всех античных историков никто больше Геродота не приводит разнообразных правдоподобных и фантастических чисел, характеризующих разнообразнейшие стороны исторического процесса. Фукидид, например, также приводит в своей истории числовой материал, но до масштабов использования числа у Геродота Фукидиду очень далеко. То же касается и всех прочих античных историков. Это, математизация наук, - важнейшее достижение пифагорейства, его вклад в мировую науку. Как видно, Геродот хорошо осознал преимущественно числовой характер пифагорейской философии и успешно применил его в исторической науке, основоположником которой он и был.
Несмотря на свои рационалистические черты, пифагорейство оставалось вместе с тем и религиозным движением. Геродот, в отличии от многих своих современников, был личностью в этом смысле архаической, человеком, судя по его сочинению, очень религиозным, что по сравнению с его предшественниками-логографами и последователями в исторических исследованиях, такими как Фукидид и Ксенофонт, бросается в глаза (Мутных И. А. Идея провиденциализма у Геродота // Мнемон. – 2005. – 4. – С. 373–382; Строгецкий В. М. Мировоззрение Геродота и его политические позиции // Мнемон. – 2009. – 8. – С. 345–356; Суриков И. Е. «Несвоевременный» Геродот: Эпический прозаик между логографами и Фукидидом // Вестник древней истории. – 2007. – 1. – С. 143–151).
Особенностями пифагорейства, кроме религиозных ритуалов, являлись занятия медициной, атлетикой, музыкой и математикой, причём занятиям этими предметами в пифагорействе придавалось этическое значение, то есть этими занятиями пифагорейцы стремились усовершенствовать человека и общество в целом. Геродот затрагивает все эти темы в своём историческом труде.
Пифагорейцы, судя по многим данным, придавали атлетическим соревнованиям большое значение. Атлетика рано стала частью пифагорейского ритуала. Геродот немало говорит в своём историческом труде об атлетических соревнованиях, чего мы не найдём в других исторических античных трудах.
Пифагорейство требовало числовой и геометрической гармонии, это – одна из его важнейших догм. Структура научного труда Геродота подчиняется строгой, хотя и не совсем законченной (в силу незаконченности самого этого исторического труда) композиции, чего нельзя сказать о многих других исторических античных трудах и других текстах (Гаспаров М. Л. Неполнота и симметрия в "Истории" Геродота // Вестник древней истории. – 1989. – 2. – С. 117–122; Синицын А. А. Геродот об изгнании варваров из Европы и проблема завершённости первой «Истории» // Метаморфозы истории. – 2017. – 10. – С. 35–92; Суриков И. Е. Последние главы Геродота и вопрос о степени завершённости его труда // Суриков И. Е. Очерки об историописании в классической Греции. – М., 2011. – 504 с. – С. 271–279). Это строго геометрическое построение текста - ещё один аргумент пифагорейских убеждений автора.
Отдельной темой пифагорейской теории и практики было отношение к женщине. Для Геродота характерно специфически архаическое отношение к гендеру – положению женщины в обществе (Суриков И. Е. Архаический историк Геродот: Гендерный аспект // Суриков И. Е. Очерки об историописании в классической Греции. – М., 2011. – 504 с. – С. 247–259). И это положение женщины в архаическом обществе было более высоким, чем в обществе классической Греции. Достаточно высокое место занимают женщины и в пифагорейских сообществах – жена Пифагора Теано стала первой женщиной в истории философии (Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М., 1989. – С. 149=DK14а4). Это также свидетельствует о большой вовлечённости Геродота в типично пифагорейские темы.
Пифагорейство много занималось математической основой музыкальной теории, ролью музыки в обществе. В труде Геродота есть фрагменты, связанные с музыкальной деятельностью и с музыкантами. Особенно известен эпизод с музыкантом Арионом, которого спасли в море дельфины, завороженные той гармонией, которая исходила от его музыки. Власть музыкальной гармонии над человеком и над природой – одна из любимых идей пифагорейства.
Ещё один музыкальный фрагмент из первой книги труда Геродота – убеждение бывшего лидийского царя Креза, что сделать народ мирным, не склонным к восстаниям и бунтам, можно, приучив его к игре на лире и кифаре. Здесь также проводится типично пифагорейская идея власти музыки над душами людей, а значит и влияние музыки на обычаи и политическое поведение населения.
Пифагорейское учение в некоторых аспектах считалось мистическим, тайным, открытым только для посвящённых. Геродот в ряде фрагментов своего труда также прямо заявляет о нежелании раскрывать некоторые религиозные аспекты, делая, таким образом, свой труд эзотерическим.
Для Геродота, как и для пифагорейства характерна своеобразная геомантика, в которой особое значение придаётся отдельным пространствам мира. Для пифагорейцев, как и для Геродота, такими особыми пространствами являются Самос, родина Пифагора, Италия, место его жизни и смерти, Египет, страна из которой Пифагор получил своё учение и земля гипербореев, северные земли, под которыми разумеется северное побережье Чёрного моря (Понта Эвксинского).
В самом ходе всемирной истории, в истории персидского завоевания Геродот старательно устанавливает этот самый геомантический порядок. Персы в описании Геродота, завоевав Мидию, Лидию и Вавилонию, то есть азиатские земли, приступают не к завоеванию Греции, двигаясь дальше на запад, как они это делали до этого момента, но поворачивают сначала на Египет, а потом – в местности гипербореев – в Скифию. Только после успешного завоевания Египта и неудвшегося завоевания Скифии персы, наконец, обращаются к Греции. Особый, мистически-геомантический порядок персидских завоеваний, таким образом, показывается Геродотом.   
Ведущие историки античности, как правило, были приверженцами той или иной философской школы. Фукидид явно ориентировался на софистическое философское направление. Ксенофонт был учеником Сократа. Полибий и Арриан разделяли мнения стоической философской школы. Пифагорейство возникло ранее этих философий, как и Геродот жил и творил значительно ранее названных историков.
Основные пифагорейские черты труда Геродота – религиозность, строго гармоническое и геометрическое построение текста, обильное использование числового материала, идея о большом значении музыки в жизни людей, геомантика, специфическое отношение к женщине.       

Заключение

Сопоставление типично пифагорейских принципов жизни и учения с жизнью и трудом Геродота показывает, что можно по многим фактам установить близость отца исторической науки к пифагореизму. Это отрывает новые перспективы объяснения многих до сих пор необъяснённых особенностей мировоззрения историка и особенностей его исторического и литературного метода.
Как связана новизна подхода Геродота к человеческому прошлому с его пифагореизмом, можно ли связать главную мысль Геродота об извечности войны Востока и Греции с его пифагорейским взглядом на мироздание, до какой степени пифагорейским является сама структура научного труда Геродота, можно ли сказать, что именно пифагорейская философия и породила всю мировую историческую науку, поскольку Геродот стал первым в истории человечества полноценным учёным – историком – вот важные вопросы, которые возникают в связи с установлением факта пифагорейской философской ориентации Геродота.


Рецензии