Познание таинства, присутствующее в Кресте Христа
когда человечество вступило на кривую дорожку, что не привела она человека к таким свойствам души, о которых сообщают святые?
Неужели все дело только в том, что человек, обративший лицо свое к Богу (современный человек), не смог познать Таинство Креста, Силу Креста?
Что читаем у святых:
*Смирение – «Страх Божий. Ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно
чистой молитве,
когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божие.
Глубокое познание своего ничтожества. Изменение взгляда на ближних, причем они, без всякого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему мирскому. Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению или умыслу, или навыку притворяться. Отвержение премудрости земной как непотребной для Неба. Презрение всего, что в человеках высоко и «мерзость пред Богом» (Лк. 16,15). Оставление словооправдания. Молчание перед обижающими. Отложение всех собственных умствований и принятие разума евангельского» (свт. Игнатий. Правосл. энц.).
Кротость
Кротость – «Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу,
призывающему ученика Своего на крест.
Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Незлобие» (свт. Игнатий. Правосл. энц.).
Любовь
Любовь – «Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая, постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовью к Господу Иисусу Христу и к Поклоняемой Святой Троице Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостью духовною. Упоение духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении. Бездействие телесных чувств при молитве. Молитвенная сила, побеждающая грех. Просвещение ума и сердца. Разрешение от немоты сердечного языка. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Сладость и обильное утешение при скорбях. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения» (свт. Игнатий. Правосл энц.).
Брат сказал: что значит
долготерпеть?
Старец ответил: быть тверду духом в несчастиях, сносить всякое зло и ждать конца искушению, не позволяя проторгаться гневу или сказать неразумное слово, или заподозрить что, или подумать что неприличное
благочестивому человеку,
как говорит Писание: до времене стерпит долготерпеливый, и последи воздаст ему веселие; до времене скрыет словеса своя и устне верных исповедят разум его (Сирах,1,23,24).
Это достижимо в наш век интернета? Мы же сейчас слушаем телевидение,различные теории, но не слушаем сердца своего. Неужели выход только один, какой был и у древних - уход в пустыни,леса, горы?
Свидетельство о публикации №223090900253
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Ин.13:35).
Если бы ученики ушли в леса, как бы они учили людей тому, чему учил их Учитель.
Интернет, телевидение, теории – это тоже Богово и для любви не помеха.
Ребёнок любит свою мать и души в ней не чает, а теперь попробуем мы точно также искренне относиться к ней как её дитя. Нет, не получится!
Высказывания, письма, слова Святых - это те же «чувства ребёнка к своей матери».
Нам надо стать «детьми» - «родиться свыше» (Ин.3:3), тогда мы приобретём «матерь» свою, а с нею и «чувства», т.е. свои смирение, кротость, любовь и долготерпение. Мы пока младенцы (даже не дети) и колыбель наша – Евангелия, а питание - «молоко» (1Кр.3:1-2), т.е. мудрование и дела наши лишь одни – как «возлюбить ближнего». Поэтому в пустыни мы можем лишь убегать (хорониться) от своего ближнего, т.е. отказываться от того, что нам назначено Христом!
По нашим силам, как только можем, давайте всегда и всем делать доброе ради Христа и тогда мы возрастём в «сознательное дитя» и сможем усваивать «твёрдую пищу».
Можно по-другому: смирение, кротость, любовь – это плоды от дерева «исполнения заповедей». Следовательно, пока мы не разберёмся со своим «ближним», т.е. дерево не вырастет, то и плодов нам не видать. Замечу, однако, если «разберёмся» не по любви, то и плоды соберём соответствующие – репейник, колючки (ненависть, злость, досаду, обиду и т.д.)
Уважаемая Раиса! Очень хотел ответить на вопросы, поставленные в вашей статье! Извините, коротко не получилось. И всё же рад знакомству с вашим творчеством! Искренне ваш Владимир!
Владимир Шваркунов 10.09.2023 21:00 Заявить о нарушении
Согласна с Вашими выводами - и в монастыре можно не стать монахом, и в пустыне не стать отшельником. Нужно искать пУстынь сердечную. Но как ее найти?
С уважением.
Раиса Лебедева 11.09.2023 19:45 Заявить о нарушении