Глава 4. Наш внук поколения Zнаний

Глава 4. Наш внук поколения «Zнаний»

В первый год второй декады XXI века III-го тысячелетия Новой эры по-старому или от Рождества Христова по-новому, 14 июня 2011 года родился внук! По уже упоминавшейся раньше «волшебной» нумерологии век XXI в отличии от века ХХ имеет всего три «счастливых» года: 2002, 2011 и 2020. Сегодня уже очевидно, что годы 2002 и 2020 счастливыми назвать уж никак нельзя! Чего не сказать о годе 2011-м, ведь родился внук!

Всякий человек верит в своё счастье и всякий раз придумывает для себя какие-то приметы, указывающие на то, что он обязательно будет счастливым. В СССР дети, родившиеся после страшной войны, всегда проверяли билет, купленный в транспорте, на «счастье». «Счастливый билет» определялся равенством сумм левой и правой частей четырёхзначного номера.

Так же в «нумерологии» определяются и «счастливые» года века ХХ-го: 1919, 1928, 1937, 1946, 1955, 1964, 1973, 1982, 1991 и символичный год-перевёртыш – 1961. Однако как года, так и сам век ХХ «счастливыми» назвать никак нельзя, впрочем, для меня года 1961, 1964, 1973 и 1982 были всё же счастливыми по-настоящему...

Когда узнал о рождении внука, сказать, что я был в растерянности, значит ничего не сказать. Казалось, что всё вроде как образовалось, уравновесилось. И здесь в Москве, и там в Столбцах. Переезды в Беларусь стали на новой машине более привлекательными, и даже казалось, что эти 800 км стали короче. Затеяли ремонты и в Москве, и в Столбцах.

К рождению внука успели сделать довольно большой ремонт и крупные приобретения, посчитав, что большая комната ещё подождёт. Но как оказалось, это было непродуманным поступком. И комната остаётся не отремонтированной до сих пор. Более того, надеяться на то, что там вообще когда-то будет наведён порядок, сегодня не приходится! А тогда появились совсем другие заботы, новые страхи.

§4.1 Новые заботы и новые страхи

Растерянность моя началась сразу после звонка с сообщением о появлении нового человека. Десять дней, пока Руслана вместе с сыном лежала в роддоме, ожидая выписки, прошли (по крайней мере у меня) в смятении. Конечно, это большое событие в жизни женщины – рождение ребёнка. Но у Русланы было всё не так как у Аллы, как у нас в её рождение. Времена и впрямь поменялись!

Общались мы по телефону и несколько раз через окно палаты. Было очевидным её неспокойное состояние, порой даже истерика со швырянием телефона. Конечно раздражала неустойчивость связи, но чёрт побери, чтобы Руслана делала при её полном отсутствии? Как это было совсем недавно, когда о сотовой связи даже не мечтали. И все десять дней только Масяня да Масяня...

Уже и не помню на какой день я передал ей посылку с продуктами вместе с запиской, где в деталях были расписаны все особенности мужских имён на день рождения. Почему? Просто на 14 июня выпадали их именины, поэтому я эти имена и предложил. И Руслана с именем наконец-то определилась. Ребёнок был наречён именем. А то Масяня, Масяня и почему Масяня? Об этом уж пусть сама Руслана рассказывает...

24 июня 2011 года, после десяти дней «заточения», мы встречали Руслану с сыном в Тушинском роддоме. Началась новая жизнь в прямом и переносном смысле. А первые десять дней в роддоме потрясли Руслану буквально.

Как и что произошло с ней я вряд ли смогу, да собственно и не могу оценивать, потому как сам стал в новой для себя, совсем незнакомой ипостаси. Как Руслана – мамой... И потому только мои собственные наблюдения и впечатления.

Иногда кажется, что мы с разных планет: настолько дети другие. Прошло всего лишь каких-то тридцать лет (это в 2020-м, а в 2011-м прошло только 20 лет «переформатирования» смыслов), а воспитание, образ жизни изменились до неузнаваемости. И нельзя говорить, что стало лучше или хуже. Стало просто по-другому.

Непонимание продолжилось... Всю нашу жизнь режиму дня уделялось много внимания. Всё должно было быть строго по часам и по невыдуманным правилам, давным-давно проверенных и доказанных ОПЫТОМ.

Мы с Аллой, как и все наши ровесники-современники, всю свою жизнь (с переменным успехом) стремились не нарушать этот обычай (чтить распорядок дня) и не «разбалтывать» собственного ребёнка. И в этом было новое наше непонимание друг друга.

Тогда, в 2011-м, я уже поймал себя на мысли, что «прозевал» Руслану не в первый раз! Ещё раньше надо было серьёзно поговорить, когда (1998-2001) «невдруг» возник её предрассудок «белой вороны» и надо было наставлять её что делать. Прошляпил.

Потом, когда (2005) надо было Руслане определяться в жизненных установках после окончания Университета. Прошляпил. Потом, когда (2007) встал вопрос замужества на «прекрасном москвиче», да весь этот «инновационно-креативный кружок» Низовцевой прошляпил!

К этой фамилии у меня особое отношение. Генерал-майор ИТС Низовцев Леонид Максимович (1916–1981) – начальник училища (1958-1975), в котором я учился, мой первый в жизни генерал. Потом мне повезло знакомствами с генералами, и тогда я посчитал «предзнамением» появление Низовцевой в жизни Русланы.

И оказался неправ! Никакая не «генеральша», которую надо было просто гнать от детей!!! Невежда от «образования» ...

А теперь вот мой внук – я попытался, но было поздно – уже прошляпил: Руслана встала на дыбы в прямом и переносном смысле, и пошла-поехала она в своих «инновационных открытиях» воспитания «нового» человека, напрочь зачеркнув собственное детство и школу! Якобы «всё идёт оттуда» ...

Это сегодня, когда на дворе 2020-й год и мне перевалило за пресловутые 65+, я вдруг «поумнел», а тогда, 10, 20, 30 лет тому назад? Вспоминая себя самого, я что? Был другим? Увы, да! Хотя, как и Руслана, я был всегда против всяких советов, полагаясь только на собственное Я. Вот только отличия между нами разительные.

Я был «заряжен» своими родителями, школой, училищем, академией, всем окружением моим и заряжен положительно! А Руслана была «заряжена» мной, в какой-то степени не очень правильно, и уже страшно искривлённым окружающим миром.

И заряд этот не был положительным. Он был «хаотическим», без выраженной определённости, никаким! Но об этом ниже, когда перейду от воспоминаний к «разбору полётов», моих и Русланиных, то есть попытаюсь «всё разложить по полочкам» ...
 
Итак, моё отцовство, явно несостоявшееся, как хотелось в юности, переросло в «дедовство». Такое странное название написал не случайно, ибо в моей жизни не было никаких дедов с бабами. И как правильно назвать, просто не знаю. До того мой любимый способ самостановления – «делай как было в детстве, как учили», здесь не работал. Отсюда и растерянность. Но по порядку.

§4.2 Первые два года

В августе 2011-го года уехали в Столбцы. Нарадовавшись внуком, нагулявшись с ним в нашем парке, проведя первую диспансеризацию и убедившись в состоятельности новой матери, мы устремились поделиться своей новостью в Столбцы.

Благо, что там всё ещё было в состоянии «вечного ремонта», и в доме мы устроили «вторую свадьбу» – отпраздновали в большой компании рождение внука!

«Дед прислал внуку письмо, сейчас распечатаем и зачитаем, возможно, даже с трибуны, думаю сыну понравится лекция №1, с нетерпением ждем сводки с полей...», – одно из первых электронных писем из Москвы, а первый столбцовский модем был «Zyxel 56k» (технология DSL) и фото в 2Мб минут пять скачивалось!

17 августа 2011 года я писал: «...желание всех пригласить! ...Ездили вчера в «Интурист» – заказали по 15 порций: два разных салата, заливное и горячее... в воскресенье – получим готовые блюда...».

28 августа вернулись в Москву. И уже 4 сентября приняли участие в крещении внука. Конечно, для меня, бывшего когда-то советским гражданином, крещение внука было событием неоднозначным. Надеюсь, что со временем придёт полное понимание и осознание этого таинства.

Тогда же, честно сказать, был несколько удивлён чрезмерной набожностью Русланы (моё мнение – это очень плохо!). Потом событие отмечали в кафе «Легенда», что расположено в нашем же доме, в пристройке. Так же как и на свадьбе, на крестинах было много приглашённых и совсем ненужных для этого обряда людей.

Впрочем, чего не сделать ради первенца. Потом ещё целый месяц Руслана всё возила сына в церковь, приобщая, видимо, сына к вере. Потихоньку успокоилась и всё пришло в норму.

Странная штука память. Пытаюсь настроиться на писанину, теперь уже про внука. Но в памяти всплывают в лучшем качестве и с детальными подробностями картинки первых лет Русланы, моих гуляний с ней в Петровском парке, чем недавние прогулки с внуком в Тушинском парке и в Столбцах. А что, собственно, изменилось за 26 лет?

Раньше не понимал, почему то или иное детское воспоминание «выпячивается» из остального ряда? Теперь, занимаясь их изложением в Летописи, понимаю, что это чьё-то предупреждение мне – задумайся, это не случайно!

И стал я звать такие «навязчивые» воспоминания – предостережением на будущее. 

Тогда в воскресные весенние дни 1984 года я гулял как молодой отец часто вместе с «молодой» бабушкой и её внуком (первым!) – преподавателем, читавшей мне курс физики в уже далёком 1981-м году. Мы беседовали обо всём, дети в колясках не спали и внимательно слушали наши разговоры. Электрический ток, эфир, экстрасенсы...  Сегодня такое общение невозможно даже представить.

Тогда, глядя на маленькое божье создание, я видел прямую зависимость всех моих действий на конечный результат, видел и боялся сделать что-то не так. Это как езда на велосипеде – руль связан с передним колесом без всякого промежуточного звена – напрямую.

Малейшая небрежность и кувырок, хорошо если вбок. А если через голову? Цель была ясна, задача понятна, силы и средства есть, вот только средства могут быть разными...

Теперь же такой прямой «велосипедной» связи не было. Между колесом (дедом) и рулём (внуком) появилось промежуточное звено, рулевая рейка (Руслана). А рулевая рейка, как элемент рулевого управления, есть уже силовой (принудительный) узел, с помощью которого передние колеса автомобиля синхронно поворачиваются в ту сторону, в которую водитель поворачивает руль (я же техник, а бывших не бывает и так проще объяснять!).

Мало того, что «силовой узел» (Руслана) неверно отрабатывал заданное направление, колеса вообще стали разъезжаться в разные стороны! И «разъезжаться» очень-очень далеко от привычных взглядов на воспитание. И тогда, и сегодня я просто был, и есть до сих пор, бессильный перед «инновационным мировоззрением» Русланы!

Перед ЛОЖНЫМ её МЕНТАЛИТЕТОМ! Нерусским бессмысленным словом, столь любимым всем молодым несоветским поколением...

Первый день рождения внук отметил в Москве, в окружении родных зятя и близких знакомых. А через несколько дней мы встречали молодую семью с дитём в Минске на вокзале. Сегодня меня удивляет то, с какой лёгкостью тогда Руслана вместе с сыном совершала многочисленные железнодорожные переезды «Москва-Столбцы-Москва». Их было много в первые пять лет.

Наверное, пересилило все страхи всё же желание быть всегда вместе с мамой. Как ни крути, но желание «всё сама» легче и проще сочетать с мамой, способной быстро и ладно всё решить, и сделать. Впрочем, Русланой это никак не оценивалось ни тогда, ни сейчас, что, собственно, объясняется тем, что она «папина дочка» (такого же неблагодарного и к своей маме, и к Алле).

В 2012-м году отмечали 60-летие Аллы в ресторане «Неман», как когда-то 30-летие нашей свадьбы в 2008-м году. Внук, невзирая на свой малый возраст, не вызвал никаких волнений, тревог и вёл себя таким образом, как будто всё своё младенчество провёл в шумной ресторанной компании.

В 2013-м году Двухлетие отмечали уже в Столбцах, оно совпало с 35-летием нашей с Аллой свадьбы. Тем летом в Столбцах было много гостей из Москвы. По случаю Двухлетия подарили внуку альбом, чтобы к 16-летию имел свою летопись детства из 100 фотографий.

Но памятуя отношение детей к собственной истории, ответственность за пополнение альбома новыми фотографиями оставил за собой. На 2020 год альбом заполнен за прошедшие девять лет на девять десятых. Поэтому не повторяя содержание альбома, выделю некоторые частности.

Спустя два года, когда внук стал уверенно ходить, мы стали совершать многочисленные прогулки. Начали с Тушинского парка, благо, что опыт таких прогулок был приобретён ещё с Русланой. За одну прогулку исписывали упаковку цветных мелков – общение с внуком вроде как удавалось и главное, что гулять он со мной хотел.

§4.3 Дедовщина? Нет! Дедовство

Учил меня внук азбуке русской и алфавиту английскому, уверенно выводя мелом правильную последовательность букв на асфальте. И очень радовался, когда видел, что я всё время ошибаюсь, называя «не ту букву», особенно, если она английская и неверно произносится. Но я, увы, как и с маленькой Русланой, предпочитал оставаться с внуком вдвоём, наедине.

Это, как сейчас понимаю, было моей очередной ошибкой! Надо было учиться быть вместе и с Русланой, и с зятем, гулять и общаться, разговаривать, обсуждать, рассуждать и убеждать. Я неоднократно пытался это делать.

Но каждый раз это заканчивалось бестолковой и бессмысленной руганью. Возникало ощущение, что будто общаются глухие, которые просто не слышат друг друга. Поэтому и гуляли всегда вдвоём с внуком.

Это, кстати, и явилось моим главным доводом заняться Летописью, где я мог бы спокойно изложить все свои суждения, доводы, выводы. Получится или нет, это другой вопрос. В летописи я пытаюсь показать и доказать, что главной целью всех этих «воспитательных и образовательных инноваций» (безумные опыты над детьми!) является полный разрыв в отношениях людей разных поколений. И надо сказать, что это не просто удаётся, а уже почти завершилось. Беда страшная!      

Но беда не в том, что сегодняшний «средний возраст» не слышит своих предшественников, меня, например. А в том, что следующее поколение – их дети противостоят теперь им. Не хотят слышать, слушать (слушаться) и взаимодействовать (подчиняться) со своими родителями!

Ещё молоко на губах не обсохло, от горшка два вершка, а всё туда же..., впрочем, это уже дедовщина. Не так я буду это объяснять и не сейчас, а в заключительных частях. Пока же только воспоминания, одни только воспоминания, без умозаключений.

Только замечу, что наше поколение (поколение детей Победителей) единственное, которое, благодаря Советскому воспитанию, оказалось умнее и родителей, и детей…   

Как-то я должен был перехватить в парке внука, чтобы зять мог куда-то отъехать. Подходя к назначенному месту, увидел, как зять учит сына бить ногой в свою голень. Конечно, я сторонник того, чтобы давать сдачу обидчику, но не таким же способом. Надо сказать, что внук способный ученик. Тогда я не смог убедить зятя, что такой пример не очень полезен.

Впрочем, может я и не прав. Плодотворности использования такого болевого приёма я и сам был свидетелем в таком же юном возрасте. Но в собственной жизни ни разу его не использовал. И здесь дело не в трусости, а в том, что такого примера мне никогда не показал отец. Суть ведь в том, что надо стать физически крепким через труд каждодневный, а не учиться бить подло, будучи слабаком...

Да и лучше убедить человека словом, знаниями, а не кулаком. Именно этому меня и учили. И отец, и школа, и армия. И заниматься своим физическим развитием пришлось всё же. И причина та же – научиться защищаться, давать отпор, хотя так и не научился легко и просто бить человека по голени, лицу и прочее, прочее, прочее... Быть может зря?

Короче, к чему всё это было поведано? Просто каждый раз прогулка моя с внуком начиналась с попыток как-то увлечь и завести его на разговор. Заставить его думать, осмысливать и рассуждать. Проще это стало делать зимой 2014 года, когда Руслана оставила нам внука на долгий срок. Причина этому хорошо известна и не хочется её здесь обсуждать.

§4.4 Начало конца «аналогового» детства

Внук, как и его мама когда-то в детстве, очень скучал в Столбцах по дому, по родителям и в тот год часто повторял: «...бедный я, потому, что я в Столбцах...». И долгие прогулки по Столбцам начинались с расчётов пешего перехода от Столбцов до Москвы. Потом искали правильное направление, читали вывески, название улиц и считали столбы. Незаметно для себя увлеклись числами.

Наши с внуком занятия, надеюсь, наглядно представлены в его летописном фотоальбоме. В альбоме я старался довольно подробно с помощью подбора фотографий показать увлечение внука арифметикой. И всё же хотелось бы для него самого здесь перечислить те вычислительные навыки, которыми он легко овладел. И без всякой лени, и «не из-под палки», просто любил внук тогда этим заниматься. Перечислим чем.

Сложение, вычитание, умножение и деление сначала устно, а потом столбиком на доске с двух и трёхзначными числами. Знал очерёдность решения в сложном примере на все действия. Писал мелом всю таблицу умножения по памяти. Решал задачи, составляя уравнения для поиска решения с переносом и заменой знака на обратный. Разбирался в частях и дробях, умел складывать простые дроби. Понимал степени и научился складывать числа со степенями.

Пытались понять десятичные дроби и логарифмы или что такое бесконечность. Помнил «важные» числа, ряд Фиббоначи умел составлять, помнил и его главное число. Разбирался в числах с разными знаками, понимал буквенные обозначения чисел. Хватит перечислять?

В пылу увлечения стали покупать серию «Мир математики» в сорока томах. Первые тома читали, пересматривали и разбирали многие картинки, например, «Витрувианский человек» Леонардо Да Винчи, золотое сечение и божественные пропорции, шифрование и хакеры, криптоаналитики и криптографы и пр., пр., пр.

И бабушка Алла занималась с внуком не менее плодотворно, но уже, как положено, «за партой» как бы «в школе», с исполнением письменных и устных заданий.  Писали, читали, учили стихотворения и таблицу умножения.

Летом 2015 года внук знал всю таблицу на уверенные «пять»! Постоянно покупали и читали детские журналы. Легко освоили ребусы и полюбили настольные игры. Временная «классная доска» из крышки ящика стала постоянной на стене сарая.

Надо отдать должное и другой бабушке. Когда внук бывал у неё в гостях, он легко запомнил английский алфавит в стихах. Всегда с воодушевлением читал их, когда мы искали спрятанные мной в саду пластмассовые буквы латинского алфавита и русской азбуки. Целое лето каждый день бегали по саду в поисках букв.

Но уже который год замызганные временем буквы валяются нетронутыми в яслях под «музейной» стенкой сарая...

Началом завершения этого чудесного периода жизни внука стало появление папиного халявного планшета и маминого жёлтого телефона. Однако ещё удавалось отвлечь внука устным счётом, когда главным его увлечением стала показательная функция.

Здесь подыграл, кстати, планшет с его «математическими» приложениями. Внук знал на память все (!) значения функции до n=26! Кто забыл, напомню: 2 в степени n = 2 в степени 26 = 67 108 864, а всех значений 26 и все они такие большие числа!

Остальные значения «n» от 27 до 49 мы искали мелом на доске табличным способом, путём сложения предыдущих восьмизначных значений функции. Как бы подменяли собой вычислительный алгоритм и получали правильный ответ, но без использования калькулятора. При этом внук ЛЕГКО отказывался от игр на планшете и часами торчал с мелом у доски! Казалось тогда, ЭВРИКА!

Оказалось, что беда была в отсутствии нужного числа знаков в регистре планшета – значения стали округляться компьютером и проверить наш устный счёт было нечем. Увлёкся тогда написанием контурных букв и чисел на экране планшета.

К новому 2021 году внуку подарили «домашнюю классную доску», на которой уже не пальцем, фломастером он легко (не забыл!) написал заголовок поздравления такими буквами спустя пять лет. Навык не проешь, однако!

Но тогда, в 2015-м внук поленился отработать и закрепить написание букв «В» и «М». Так это неумение и проявилось – на присланной из Москвы фотографии каждое слово красивой надписи заголовка на доске заканчивается загогулиной вместо буквы «М»! Да, буква «В» больше на «З» походит. Хороший пример проверки давно проверенного способа обучения «знание-умение-навык».

На зиму 2016-2017 годов внука забрали в Москву и это случилось! Начало конца «аналогового» детства, – в Москве вовсю господствовал культ «мастер-классов», «проектов», «компа на животе» и прочей дребедени, отягощённой ночными посиделками, бесконечными играми и спаньём немереным до вечера... 

Успокаиваю себя, тешу надеждами, что дети вразумят-таки и откажутся от этого безумия, ведь рано или поздно человек взрослеет и начинает видеть «результаты» своих «деяний». Да и внук растёт не по дням, а по часам!

Есть уже и собственный опыт – детство Русланы и зятя – детей перестройки в окружении черепашек-мутантов, «томогочей», карманного «тетриса» и прочих «ценностей» не сотворило из них «успешных гениев».

Игрушки, дорогущие игрушки и безграничное их число привело к тому, что интерес к ним у внука так и не возник. Горы игрушек лежат, бесполезно занимая площадь, так и не востребованные ребёнком. А одаривать подарками стали с раннего возраста, их было такое невероятное количество, что внук просто физически не мог оценить достоинство каждого подарка.

В то время молодёжь увлеклась японскими «деликатесами», типа суши. Особенностью этого яства является его употребление с помощью палочек. Такой чудный строительный материал мне было жалко выбрасывать и докупив палочек впрок, заложил деревянную крепость для ребёнка. И не из спичек, как сам начинал когда-то, а из палочек для суши.

Так началась «моя борьба» с девайсами, гаджетами и прочими компами...

Всякий человек силён задним умом, и я не исключение. Теперь, как заклинание буду повторять, что я говорил, я предупреждал, что в деле воспитания главное, это распорядок дня. Похоже, сегодня Руслана и сама это стала понимать. Но ничего не делает, чтобы что-то поменять. А у меня одна теперь надежда, что внук когда-нибудь сам придёт к такому выводу! (?). Это так, не к месту пришлось...

Уже не помню почему, но как-то купание внука произошло в доме у свекрови. Оттуда Руслана привезла подарок от бабы – заводной львёнок, сидящий на пластмассовом плоту, использует хвост как движитель. Сам не знаю почему, но проверил игрушку на плаву.

А собственно я и не сомневался, что плот тут же опрокинется. Вот и пригодились палочки от суши! Да деревянный плот не пригодился – хвост оказался плохим гребцом.

Летом 2014 года я вновь наткнулся на этого львёнка в ворохе привезённых из Москвы игрушек. К этому времени уже накопилось достаточно много сохранённых мной палочек, и плот от ненужной игрушки лёг в основание будущей крепости. За несколько летних приездов были сделаны главная башня с откидным мостом и подъёмной решёткой на цепях; угловые башни с крепостными стенами.
 
 Всё время приходилось привлекать внуково внимание. Гремя цепями опускать мост, поднимать решётку или знамя на главной башне. Сначала появился самострел, стрелы улетали за два метра. Потом – камнемёт на боковой башне. Камешки улетали и того дальше. Но делать это становилось всё труднее.

Появился из «космоса» Cordy, его друг Volt и куча ботов... 

Cordy – это серия игр-платформеров, которая разрабатывалась с 2011 по 2013 годы для планшетов и смартфонов. Можно сказать, всё произошло в год рождения внука. И если внук был ещё как замечен, то на появление новых «стрелялок», «прыгалок» и «бродилок» я не обратил никакого внимание.

А это было, пожалуй, главной моей ошибкой. Впрочем, не впервой! 

А заметив, чтобы изменил? Это же был снежный ком, лавина! Cordy 2 и его вернейший помощник Вольт продолжают «носиться по развалам» космоса! Их «дом родной» захватил робот Бугал и с помощью своих ботов начал уничтожать всех жителей планеты!

Детям опять нужно взяться за тяжёлое дело и уничтожить всех ботов! Победить злющего босса, освободить всех жителей, отыскать новых друзей и стать знаменитым героем! ... (отдельную книгу этому посвятить?)

Тогда мы с Аллой дважды в год ездили в Москву – весной и осенью. И если здесь, на природе удавалось ребёнка увлечь чем-то простым, но познавательным действом, то в Москве, в окружении родителей это становилось невозможным и бесполезным занятием. Каждый раз возвращались в Столбцы, удручённые увиденным.

§4.5 «Майнкрафт» и «Сникерс», «Майн Кампф» и «Барбаросса»

«Общайся с ребёнком на его языке и нет проблем...», – «рекомендации» всех «мастериц» от детской психологии. Только вот кто этот «язык» насаждает и зачем, никого не интересует и просто замалчивается. В очередной приезд, усевшись вместе с внуком за компом находить «общий язык», был просто обескуражен новой игрой – противные Слаймы-слизняки оказались лишь шуткой.

Это был Майнкрафт (по-русски шахтёрское ремесло). Огромный мир, состоящий из кубиков. Ты попадаешь на огромную равнину. Начинается легкий дождик. Рядом бродят овцы и коровы. Вечереет. Правда ночью зазевавшегося путника могут атаковать зомби, лесные пауки и взрывающиеся криперы. Нужно закопаться в пещерку и лечь спать. А утром...

«Ломать, крушить и рвать на части» уже в буквальном смысле с единственной целью уничтожить всё, и вся и завладеть всем миром... Увы, но это созвучно не только названию, но и содержанию главного «труда» Адольфа Гитлера.

Милая шалость, детская забава? Главное ведь найти общий язык и доходчиво объяснить ребёнку, как более «рационально-логически» убить всех и захватить-таки этот мир... а ведь и впрямь наш Иванушка – дурачок!!!

В 91-м году я никак не мог понять, почему не воспринял новый продукт, вообще-то вкусный и дешёвый под названием «Сникерс». Думал тогда, что нас (страну) «сделали» с помощью «жвачки и джинсов». Оказалось, гораздо проще, над нами просто хихикали (букв. перевод «сникерс»)!

То, что не смогли «Юнкерсы» в 1941-м, легко справились «Сникерсы» в 1991-м году.  План «Барбаросса» спустя 50 лет удался на все 100%, а дети наши сегодня уже готовы на большее! Добить «рашку» ...

К сожалению, но здесь уже надо объяснить, что имелось в виду. «Юнкерс» Ju-88, это многоцелевой самолёт люфтваффе времён Великой Отечественной войны. Основной самолёт, производивший бомбардировки мирных советских городов.  При пикировании бомбардировщик наводил ужас своим устрашающим звуком, после которого сразу взрывались несколько бомб. Спасения от него не было. В моём детстве таких разъяснений не требовалось!

26 января 2015 года приехали москвичи на своей машине. Как появилась машина, об этом пусть Руслана рассказывает сама. А мы перешли на новый уровень отношений. Намечался очевидный мой проигрыш перед могуществом «глобальной цифровизации» детства. Теряли смысл недостроенные крепость, корабли и кораблики. Машинки, танки и пистолеты, рыцари и динозавры. И числа...

В январе 2016 года к приезду внука, изрядно помучившись, изготовил главные бумажные «атрибуты» Майнкрафта – кирку и меч. Очередная попытка «найти язык». Удалось коротенько увлечь внука «детским программированием» на планшете. Программа «Scratch» казалась отличным заделом для рывка, но всё вмиг «завяло» по прибытию внука в Москву, уйдя из-под деда...

1 января 2017 года появились в два часа ночи, встретив Новый год в чистом поле. Креативно, блин! Нам не понять. Всё же для воспоминаний прошло мало времени, чтобы это время правильно понять, а тем более дать оценку событиям недавно свершившимся. Более того, чем больше разбираешься, тем больше запутываешься в своих выводах и умозаключениях. Руслана же и просто может сказать – ты ничего не понимаешь... 

§4.6 Спиннер, квест, квадрокоптер и прочая бредятина

Весной, как обычно гостили в Москве. В парке той ранней весной появилось множество новых аттракционов, в том числе «самодвижущихся». Это было великое множество самых разных велосипедов и велокаров. Покатались мы тогда с большим удовольствием! А ещё той весной появились спиннеры – этакая вертушка на подшипнике. Потом отдыхали в санатории «Ислочь».

2017 год был для внука последним годом его младенчества. Но на это никак никто не обратил внимания. К приезду внука я соорудил «капитанский мостик» на остове спиленной груши, с леерами, мачтой и верёвочной лестницей. С трудом и со страхом водрузили внука наверх, и тут сам понял, что сооружение небезопасно. Да и квадрокоптер – подарок от родителей был круче!

А ещё нас москвичи отвезли в Минск на квест. У Русланы это стало обычаем – организовывать для сына незабываемые дни рождения! Помимо ночного квеста, съездили на самое высокое место Беларуси – гора Дзержинская (345 м). Там же попускали квадрокоптер. Праздник удался на славу. И проводили гостей домой, в Москву, чтобы скоро встретиться вновь.

Не знаю упрямство это, или как «квалифицирует» Руслана – занудство, но к концу месяца на остове груши уже красовался разноцветный домик с окнами, дверью и всё той же верёвочной лестницей. Теперь, спустя три года, я вспомнил причину этого усердия. Я наконец-то разыскал в сети одну из любимых книг своего детства – «Трое на острове» Губарева (1959).

Там друзья прятались от пиратов в пещере, высоко над землёй. Забраться туда можно было только по верёвке. Все эти задумки были решены ещё в детстве. Помню часами мы сидели в сооружённом на дереве убежище. Довольные сотворённым своими руками, чудом.

А ещё носились на своих самодельных «спиннерах» – самокатах на подшипниках, крутили на столе шестерёнки от старых будильников, запускали змеев и планёры в небо, пускали корабли с парусами и моторами и пр., пр., пр. ...

Соседские ребята (на год старше внука) залезли в домик с горем пополам, вылезти без моей помощи они уже не смогли. К тому же в домике не брал «вай-фай» и с планшетом там делать было нечего. И домик был перенесён ближе к дому (роутеру) и водружён на качели.

Но и это не сделало его постоянным пристанищем для внука. Чтобы забраться в него, нужна была смекалка и физическая подготовка. ...

В 2018 году приехали «встречать» Новый год 2 января. Но не в этом была радость – машина была забита до верху дорогущими новогодними подарками. И главная радость у внука – ему дед Мороз подарил ПЕРСОНАЛЬНЫЙ комп!

Другой же дед потерпел окончательное и бесповоротное поражение – разгром со своими палочками, домиками и прочим барахлом. 14 июня 2018 года внук стал отроком, только вот мать этого не заметила и не приняла! Осенью внук пошёл в первый класс...

Дети всегда были зависимы и находятся под сильным влиянием родителей. Но за эти 60 лет мир сильно изменился по сути! Нашу (детей поколения Победителей) самостоятельность ограничивали всевозможными обязательствами – это было нашим естественным состоянием. Для детей, родившихся после 1991 года, это уже большой ужас – ограничивать, да ещё чем, – обязательствами!

И обязательств не стало вовсе никаких. Но, как это было всегда, родители желают своим детям одного – счастья, вот только каждый это понимает по-своему.  У каждого родителя есть свой грех, которым он ограничивает, точнее «оберегает» своих детей. Человека же воспитывает общественная среда, в которой он проводит значительную часть времени.

Внук такой среды лишился! Для нас авторитеты – это наши ровесники, поэтому истинное влияние на личность в юношестве оказывают они, а не родители. Молодёжь, конечно, может чтить своих родителей, может подыграть им в угоду, но по-настоящему авторитетом будут их сверстники.

Советских детей больше нет. А это был лучший, нет! высший пример самостоятельности. Если сравнивать воспитание, то разница будет немыслимой. В СССР никогда не грубили родителям и старшим людям, проявляя уважение во всём.

Когда-то каждый первоклашка мог сам прийти домой из школы, сам разогреть себе обед и сам сделать уроки. И уступить место и старой бабушке, и молодой девушке было очень важно, если не сказать больше – делом чести любого мальчишки!

Сейчас всё изменилось, и ребёнок в 10 лет может запросто нагрубить родителям. В общем, тогда мамы воспитывали детей как это было заведено испокон веков. Не переживали? Не любили? Как же! Не меньше, чем современные «яжемать». Многие могут сказать, что всё дело в воспитании и каждый родитель в этом виноват. Но всё совсем не так, а как? Будем разбираться...

Завершу рассказ о внуке-дошкольнике выдержкой из статьи Л.Н. Толстого «Воспитание и образование» (1862г.): «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Об этом речь будет в книге Третьей (часть V) и, наверное, в не начатых ещё «Денискиных рассказах». А пока суммируем: что в итоге имеем?

§4.7 Подведём первые итоги: ёлки-палки, лес густой

Весной 2012 года, возвращаясь из Москвы, мы привезли в Столбцы ёлочку, выкопанную в лесу у поворота на деревню Ромашкино (520 км от Москвы), и посадили её у дома. Это была маленькая, видимо посаженная в 2011 году, красивая и очень стройненькая ёлочка.

Спустя время она разрослась и ввысь, и вширь, оставшись такой же стройной и красивой. И вот теперь, наблюдая за её непрерывным ростом на протяжение многих лет, пришёл к таким вот умозаключениям. 

«Не мешай технике работать», это был, пожалуй, первый практический совет, когда меня самого начали воспитывать как начинающего техника стать способным отремонтировать сложную авиационную технику.  Та техника, как и сегодняшняя, работала по строго определённым правилам – алгоритмам. Нарушение этих правил и приводило к серьёзным поломкам.

Вот также и с этой ёлочкой-отроком – ей на протяжении десяти лет никто не мешал расти: не поливали, не добавляли удобрений, не обрезали веток и прочее, прочее, прочее. 

Казалось она растёт случайным образом – расположение веток вовсе не строго геометрически правильное, как принято обычно её рисовать на новогодних открытках. Все ветки расставлены на стволе совершенно неравномерно, и каждая ветка растёт в свою сторону, порой мешая друг-другу.

Но охватишь взглядом всё дерево целиком, и ель-отрок начинает выглядеть совершенной, стройной, геометрически правильной, какой и изображают её на картинках. Отрочество длится от прорастания семени из грунта до первого цветения.

В этот период жизни ёлка растёт, она ветвится, образует новые молодые веточки и иголки, растёт в высоту, затем наступает юность, зрелость и т.д., и т.п. ... Фотосинтез, это же очевидно! Впрочем, всё это давно известно из ботаники. Всё ли?
 
Увы, не всё, совсем не всё! Просто рост ёлки – это следствие фотосинтеза, но не причина. Причина же есть запущенный алгоритм деления клеток строго по правилам роста, по определённому пути к заданной конечной цели! 

А запуск программы роста вообще есть появление самого семени! То есть, знание вроде в наличии, но это не всегда есть истина или знание есть, но нет понимания причин происшедшего события и свершившихся после него последствий!

Отсюда и все наши беды – всегда путаем причины, следствия и их взаимосвязь. Обо всех этих бедах в следующих книгах, а здесь речь только о воспитании. И если вновь вернуться к образу ёлочки-отрока, то ёлки-палки, лес – густой: неразгаданных тайн, требующие объяснений, тьма-тьмущая!

Как объять необъятное? – вопрошал давным-давно Козьма Прутков.

С чего начать-то?  С воспитания, конечно, и прежде всего ответим на вопрос: чем отличается руководство молодой матери пятидесятых годов ХХ века от руководства матери двадцатых годов XXI столетия?

Перво-наперво медициной, молодых матерей окружающей. Тогда была медицинская помощь, сейчас медицинские услуги. Суть отличий понятна из их названий. Услуга оформляется договором (см., например, обязательное медицинское страхование) и, следовательно, является товаром, который не всегда жизненно необходим.

Этой смысловой подмены до сих пор не понимает общество, и потому платные формы услуг по-прежнему считают медицинской помощью.

Тогда же разорённая войной, бедная страна действительно оказывала бесплатную и бескорыстную медицинскую помощь. Но помимо этого помогала матерям воспитывать ребёнка всеми другими средствами – детским садом, школой и, самое главное, окружающим внешним порядком, устремлённым к благоденствию (одно слово, а сколько смыслов: процветание, успешное развитие и благополучное существование).

Хорошо или плохо, не об этом речь. Страна занималась воспитанием молодого подрастающего поколения! За это несли ответственность все, от мала до велика. От простых людей до самых высоких должностных лиц. Должности их так и назывались – ответственные работники…

Сейчас богатая недрами страна не вмешивается в воспитание детей. Всё руководство детского воспитания отдано на откуп транснациональных корпораций (ТНК). ТНК производят всё необходимое для воспитания: детское питание, одежду, игрушки и геймы (игры), книги и учебники.

По методикам тех же корпораций педиатры и детские психологи-«аналитиками» оказывают услуги по лечению заболевших детей (об оказании услуг учителями в книге Третьей «Наше образование»).

И как тут не перевести используемые слова: педиатр – дитятю лечащий, а детский психолог – это буквально детской «души знаток». Если с первым всё понятно, то второй заявлен как врачеватель детских душ. В народе врачом издревле звали человека, врущего про успешное лечение, то есть врач от слова врать.

А поскольку сегодня эта услуга оплачивается, то одному врачу и остаётся только, что врать – оправдывать произведённую услугу. Другой же – врёт, чтобы заработать ещё больше. «Лечить душу дитяти» это просто запредельно, если, конечно, природа не подвела.

Но эта практика неудач природы составляет всего 2-3%, но не более. И распространять «душелечение» на всех, без исключения детей, это просто кощунство!

А ещё окружающий мир матери и ребёнка. Этот мир построен на одних развлечениях, насилии и отсутствии простейшего порядка. Порядка во всём и прежде всего в воспитании детей. Людей и всех молодых матерей убедили и продолжают убеждать, что другим мир быть и не может. О том, как это делалось последние тридцать лет, и как это было раньше, и есть главная цель этой Летописи. 

Тогда, в 50-е годы, воспитывали дитятю мамы, опираясь на народные обычаи, сказки, материнские инстинкты, наконец, веру в лучшие времена, не более того. А главное, что надежды были оправданы. Это можно утверждать, видя каким выросло и каких результатов добилось послевоенное поколение – поколение детей Победителей.

Или можно сделать заключение, что матери из 50-х жили своим умом («не мешали технике работать») или что, конечно, более жестоко – руководствовались народной мудростью: чему быть, того не миновать! Впрочем, утверждают, что произнёс эти слова древнеримский император Марк Аврелий (121-180гг)* несколько иначе: «Делай что должен и свершится чему суждено»...

(* Хронологические чудеса Западной цивилизации – доподлинно знать, что сказал человек 2000 лет тому назад, но напрочь забыть все события 75-летней давности. И как бы уже не знать главных Победителей самой страшной войны человечества, отдавших за Победу несметное число жизней!)

Таким образом, смею утверждать, что существенные отличия поколения 50-х годов от современного связаны не с «цивилизационным развитием», а с изменением общественного строя в стране. Введением в общество новых, чуждых его общинному началу, мировоззрений. Это, пожалуй, главный вывод моей попытки объяснить причины того, что имеем в результате потери своей страны – крушения СССР! 

И как когда-то писал в своём школьном дневнике, тщательно выводя красивые знаки параграфов, которые надо было выучить, делая уроки дома, записываю домашнее задание: перечитать §3.4, §3.5 и §3.6 на с.38-42. Читателю следует вспомнить что такое «вера в человека», и какой «общественный строй» был построен в СССР.

Но вернёмся к главной нашей беде – непонимание причинно-следственных связей.

Причинно-следственные связи – это связь между поступком, действием и дальнейшим наступившим событием. Она и предопределяет развитие событий будущего. В таком представлении образуется отдельное «звено».

Схема звена проста: поступок – время – событие (последствия). Размер звена определится временем – причины порой исходят как из настоящего, так и из прошлого. Звенья всегда образуют цепочку, цепочки – линию направления, а направление определяет судьбу.

Направление линии судьбы может измениться пространственным положением любого звена, то есть самим событием.  От прямолинейного движения вперёд до извилистого, с поворотами в ту или иную сторону, а то и с разворотом назад, в прошлое.

Нет, это не описание какой-то религии, не кармическое учение индийской философии, не описание кармы. Это свои, собственные попытки понять смысл жизни обращением к воспоминаниям последовательности собственных поступков.

Впервые эти суждения, не совсем осознанные, стали возникать ещё до окончания школы. Потом после учёбы в академии, после рождения дочери. Потом ещё позже, после развала страны, когда жизнь круто поменялась, и изменилось буквально всё.

И теперь вот на пенсии, когда прошлое стало складываться в чёткие линии-направления чередой всяких поступков, решений и их последствий, сегодня ставших вдруг очень понятными...

А когда компьютеры стали не просто доступны, а жизненно необходимы благодаря интернету, эти желания сразу преобразовались в намерения. При этом интернет позволил познавать ранее недоступное – буквально всё и вся.

 И всемирную, прежде всего Западную культуру во всём её противоречивом разнообразии. А главное, что стало теперь всё это доступно без особого труда. Вот и захотелось вновь разобраться в этих «философических» вопросах, тем более что для этого не надо было теперь выходить из дому (и даже отрывать зад от стула!).

А начав трудиться сначала над рассказами, позже над Летописью, получил первые законченные образы прошлого, выраженные через собственные поступки и оценки их правильного или неверного исполнения...

И первым умозаключением стало то, что поступки, совершаемые людьми, определяют их судьбы! О моих поступках и, естественно, о судьбе мы поговорим позже, не раз и не два, здесь же хочу отметить самое важное в поступках людей: к свершению поступков отроком подводит мать!

…воспитывая в ребёнке самостоятельность, приучая к труду, самооценке и ответственности, ибо к чему ребёнка приучишь, то от него и получишь. А ребёнок, как увеличительное зеркало, в котором сразу видишь самого себя, и всякий раз огрех можно поправить тут же (если бы...), не оставляя на потом.

Любовь мамы при этом не довесок и не перевесок, а противовес строгости! И при верном их сочетании будет у ребёнка вызревать умение принимать решение и нести ответственность за свои нынешние и будущие поступки …

И тут опять, в который раз, возникает вечный вопрос – что делать? Вернее, как это сделать? Позволить, а сегодня уже заставить Дениса преодолевать трудности, чтобы у него возник повод сказать: «Ого! Я могу!» и тогда появится вкус победы.

Преодоление трудностей – это и есть суть воспитания. Это так же, как и с нашей ёлочкой, она растёт, преодолевая трудности с самого начала. А убедившись, что она (ёлочка) уже есть, начинает свой рост, делая это с трудом, пока не окрепнет!

Так и мама помогает естественному (врождённому) желанию ребёнка убедиться, что он есть. И ребёнок начинает самоутверждаться (с трудом!) в этом своём росте, стремясь к конечной цели – стать Человеком Разумным.

Это и есть самое главное – САМОУТВЕРЖДЕНИЕ, из которого зарождаются позже все последующие «самости» (§3.3, с.37), чего мы так ждём от растущего ребёнка (кроме плохих, конечно). Но мы (родители) у них (детей) порой сами отбираем самостоятельность, самоответственность, самосознательность.

Самостоятельность – это умение всё делать самому, принимать решения без постороннего вмешательства и воплощать их в жизнь. Приобретать это умение нужно постепенно, от простого к сложному, и совершенствовать потом в течение всей жизни.

Самоответственность – это как ребёнок ведёт себя, когда знает, что его никто не видит, и не узнает, как он поступит. Отсюда вытекает самосознательность, которая управляется страхом, чувством обязательным для нормального человека. Все эти качества развиваются и совершенствуются дополнительно отцом, школой, родным классом, друзьями с нашего двора.

Так было у меня, но не стало правилом у Русланы – почему? Об этом ещё много надо будет рассказать (см. книги 3, 4 и 5, надеюсь, что они будут написаны), но вернёмся к нашей ёлочке, к её алгоритму. В ядре каждой клетки ёлочки в составе хромосом есть образ генетического материала организма, программа роста будущего устройства или полный его «чертёж».

И это удел всего живого, всех растений и животных, и человека тоже! Это то, что передаёт свойства организма от одного поколения к другому. От пап и мам к ребёнку. И отвечает за это одна из трёх основных макромолекул под названием ДНК*.

(* ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) хранит биологическую программу развития всех живых организмов в виде генетического кода. Структура ДНК была расшифрована в 1953 году, а с середины 60-х годов ХХ века свойства наследственности изучаются на уроках биологии в школе.)

Подытожил немножко, чтобы идти дальше, но, ёлки-палки, куда? лес как был густой, таким и остался. Куда идти дальше-то? «Не мешай технике (ребёнку)», хорошо. Это вроде понятно. А если наоборот – техника начинает мешать людям, ребёнку?

Впрочем, это понятно моему поколению, по крайней мере, мне. Но это совершенно непонятно людям современным. Тем более детям и их родителям! И обществу, в котором они живут. А какое оно, это общество?

В забытой уже ТВ-программе «Очевидное-Невероятное» (1973-2012), её ведущий, учёный и просветитель Сергей Капица (1928-2012), крайне нелестно высказывался о современном российском обществе.

Он заявлял, что «...сегодня воспитана страна идиотов, потому что она не видит будущего в образовании, науке и культуре, которые крайне важны...». Слова Капицы, сказанные в телепередачах с 2008 по 2012 года, оказались пророческими. А как красиво всё начиналось.


Рецензии