Письма другу. Чума

         "Социальный вирус может унести больше жизней, чем его биологический брат"
                Ван Ли-чжун, иммунолог-парапсихолог при дворе Фу Си.

 С праздником, товарищи пацифисты! Поднимем за праздничным столом томики главного миротворца (http://proza.ru/2023/09/08/1385).

 И право, хватит о царе. Как бы сказал мой друг, неча бисер метать перед венценосными. Идеализм чистой воды. Никогда в России не будет стыковки нравственности и власти. Лишь революционная искра между концами разомкнутого кольца. Разрушение, приводящее к гибели и то, и другое.

 Именно о разомкнутом кольце и писал своему другу Черткову Лев Николаевич в мае 1886 года. Мятущиеся и такие правдивые, для дальнейшей истории России строки.

 Тогда в Ясной Поляне гостила большая группа молодежи.

 Толстой,тот ещё крепкий перец, в такую пору работает больше руками, чем головой. Вспашка, посев, боронование. Хоть и барин, но чудит не по-детски. Любит, знаете, побаловаться перекованным на орало мечом.

 А вечерами на веранде долгие беседы с многочисленными гостями. На сей раз с горячими парнями и эмансипированной дамой:

 "Был Озмидов, Грибовский,Марья Александровна Шмит и Сосновский и теперь тут".

 Ощущение, не только молодежь тянется к Учителю, но и он сам искренне переживает за их революционные порывы. Пытается найти некий, никогда не достигаемый компромисс.

 Вот и в этот пьянящий от цветения яблонь в саду май.

 "Грибовский очень молод. ...первое пробуждение его душевной деятельности было революционное-так называемое научное. Какая это страшная чума!"

 Очень знаменательное сопоставление. Революционное, от Маркса, прагматичное и эволюционное, духовное преображение, от Толстого. Опять незамкнутое кольцо. Конденсатор, до поры-до времени, накапливающий противоположные заряды.

 "Мы часто обманываемся тем, что встречаясь с революционерами,думаем, что мы стоим близко рядом. Нет государства-нет государства, нет собственности-нет собственности, нет неравенства-нет неравенства и многое другое"

 Многое другое? Интересно, что вложил Лев Николаевич в это размытое сочетание.

 Вернемся к пока триединству  прагматиков и "духоборов". Пути-то решения поставленных задач у них диаметрально противоположны.

 "...нет более далеких от нас людей. Для христианина нет государства, для них нужно уничтожить государство, для христианина нет собственности, а они уничтожают собственность. Для христианина все равны; а они хотят уничтожить неравенство"

 Короче, разные способы достижения триединой цели. Насилие с одной стороны несомкнутого кольца и непротивление -с другой. 

 Естественно, Толстой подразумевает истинных, а не включенных в систему насилия, христианах.

 Но революционеры не отделяют "козлищ от агнцов". Весь мир насилья мы разрушим! Лес рубят-щепки летят!

 За год до встречи на веранде Толстой пишет Грибовскому почти аналогичное:

 "Не противиться злу насилием не значит не противиться злу, а значит не противиться злу насилием".

 Излишний, нудный повтор? Или же закрепление главной мысли? О сходстве, при отдаче зла за зло, человека с животными и ухода от встречной агрессии высоконравственной личности.

 Толстой пытается внушить эту мысль молодому другу. И не понимает, что революционер, разрушающий мир до основания, не может руководствоваться в своих действиях нравственными понятиями. Впрочем, как и стоящая против него Система обратного насилия.

 Кстати, сам Грибовский не принял Октябрь семнадцатого. С захватом большевиками власти уехал в Томск, а потом и в Ригу.

 Скончался оппонент Толстого в один год с вождем мировой революции.

 Думаю, в конце своего пути он согласился с доводами Льва Николаевича.

 Миру-мир, и с днем рождения Толстого.

 

 


Рецензии
Художество Л. Толстого мы всё признаем- но его идеи все и всякие, о жизни и смерти, о Христе и религии о семье и браке, мы

в число(пифагор) не ставим.
В. Розанов.

Сильвестр Строганов   09.09.2023 14:52     Заявить о нарушении
Сам же великий пацифист, напротив, считал "Анну Каренину" с "В***й и миром" сущей безделицей на фоне своих духовных изысканий. Именно об этом он и писал упомянутому революционеру.

Думаю, его романы заслоняют огромное наследие Толстого.

Миру-мир, с его письмами пир.

ЕС.

Евгений Садков   09.09.2023 16:37   Заявить о нарушении
Пусть так будет.

Сильвестр Строганов   09.09.2023 18:15   Заявить о нарушении
Русскому характеру присуще и витание в облаках и дух всё отрицания, он отхлестав свою жену кухонным полотенцем, а потом в пригожий вечер сидя на крыльце может сказать себе Новую религию придумать что ли..
В. Пьецух

Сильвестр Строганов   09.09.2023 19:08   Заявить о нарушении
Помониторил нынешние произведения. Надеялся, найду упоминания по сегодняшнему дню рожденья.

Увы... Даже местные "литераторши", даже организаторы всяческих конкурсов ни гугу. И это литературный сайт!

Напрашивается грустный вывод. Двадцать третий год и Толстой, по известным причинам, несовместимы. Или текущее время недостойно великого пацифиста.

С другой стороны огромные перспективы для подготовки к празднованию 200-летней годовщины появления на Земле Человека Мира.

Придется хорошо поработать.

Миру-мир, в толстовском понимании.



Евгений Садков   09.09.2023 21:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.