Маканин с цитатами и комментариями

Изо: последняя любовь - не замечают головы за деревом


Маканин

"Прошедшая любовь не обязательно как прокисший супец" - не обязательно, но! (Я помню этот вкус - когда уже становилось кисло...)

"Душа пишущего зафрахтована в текст..." - Без устали свою фрахтую - т.е. гружу на утлое судёнышко данного сайта (где мне уже запрещено анонсироваться, где затонули мои великолепные, уникальные "Цитаты"...)

"В России надо жить долго." - если ты не поэт. Хотя сейчас  и долголетие беднякам ни шиша не помогает. Всё же, протяженная страна требует протяженной жизни...

"Как великолепны женщины, когда они приходят туда, где их уже ждут." - как они великолепны там, где их считают великолепными...

"Мужчина и женщина бывают, скажем, умны, настороженны, а вот отношения меж ними – наивны." - они слабые места друг для друга (я потому давно и не лезу к бабам, что знаю, что опять буду наивен... Я не наивен с ними, когда не люблю - но тогда зачем лезть? Поэтому очередную влюбленность, если таковая случается, переживаю сам по себе... - и время всякий раз показывает, что я был прав, что не случайно она ко мне не лезла...)

"Воинственный националист - мужчина, как правило, мелкий, ущербный, иногда уродливый и всегда рвущийся к оружию, потому что иным способом ему от жизни взять своё не дадут." - это не умозрительность, он явно таких видел. И я видел. Вот только ведь и герои, защитники родины часто  таковы! Это просто практичные мужичонки, на которых всё всегда держится, а? Он может быть тебе неприятен, может раздражать, и да, он не красавец - но он герой. И на свой бытовой "национализм" отчасти имеет право...  В общем, каждого мужичонку, не взирая не мелкость его и неприметный вид, надо разбирать отдельно...

"Жизнь так прекрасна, когда она медлительна!" - блин, у этого неприметного Маканина уже семь цитат из семи понравились! Всегда прекрасно, когда можешь двигаться по жизни медленно, спокойно, безмятежно, вдумчиво... (Я не могу сейчас... Да и никогда по настоящему не мог... хотя вроде бы есть все условия... - прекрасные вещи труднодоступны...)

"Высокие слова отступили. Общение не может быть высоким беспрерывно; так же как нельзя всю ночь смотреть на звезды. Душа расправилась, затрепетала, вздохнула — и того довольно. Механизм всякого разговора таков, что за кратким всплеском духа идет простой треп, бытовщина и ирония над ней, жуется долгая жвачка обмена информацией, и только вдалеке маячит вновь всплеск духа, быть может, мощный или, быть может, минутный, краткий, как разряд, но ради него, минутного, и длится подчас подготавливающее нас человеческое общение." - опять я понимаю, о чем он... Со многими даже слова одного по вольной программе или высокого - уже много...

"Когда на кого орешь – привязываешься. Брань роднит, не знаю уж почему. " - в общем, он мужик довольно- таки зоркий, хотя и не совсем верно трактует то, что подмечает. Любое неформальное происшествие роднит, но стоит подобное родство совсем немного...
(И ведь вы были друг с другом откровенны как родственники)

"Он думал, что он предприимчив, в то время как был всего лишь азартен. Известная ошибка." - ну не знаю, какая предприимчивость и какой азарт имеются в виду... - может ли быть предприимчивость без азарта? Это же почти синонимы...

"Когда покупателей немного... продавец должен быть по европейским, скажем, образцам покладистым, если не любезным, — но ведь тут, кажется, не Европа и даже не эмиграция." - да ведь не при чем тут Европа! просто на свинстве совковом хорошей торговли не сделаешь,  особенно в ситуации нераскрученности...

Провинциальность и его сильно ограничила... - и опыта недостаточно, и интеллектуального кругозора - а ведь мог бы...

П.С.:
"Чай пьем — душой добреем..." - теплеет от чая на душе, становится комфортнее, а кто же не добрее, когда ему тепло и хорошо (особенно в России, где полгода с теплом проблемы)

"Горы. Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность — но что, собственно, красота их хотела ему сказать? зачем окликала?" - для нас, русских горы - это явление из другого мира, и мы чешется, пытаемся его понять, но не можем. Диво дивное - и огромное, и каменное. Страшная вещь (меня ни разу не тянуло в горы... - где уж мне, когда  острый дискомфорт доставляет вообще любая незнакомая местность...)

 "Солдаты, скорее всего, не знали про то, что красота спасет мир, но что такое красота, оба они, в общем, знали. Среди гор они чувствовали красоту (красоту местности) слишком хорошо — она пугала." - невразумительный бред про красоту...

"Он умел скромничать. Как все люди с безграничным тщеславием." - опять не по нутру цитата. Хотя он же вращался в кругах литераторов и "людей искусства ", а уж там просто заповедник людей с безграничным тщеславием при внешне скромном поведении (но  если ты сам из тех же кругов, то ты не можешь от них сильно отличаться)

"Едва они вышли за малинник, Чурсин бранит себя: он увлекся спором и забыл, что с женщинами не спорят, а немножко их обманывают и отвлекают. Да, да, обманывают чуть и чуть отвлекают." - может, и ****ство практиковал, манипулятор хренов... Дали бабам  все права, а теперь приходится лавировать, манипулировать и чуть ли не партизанить, господа подкаблучники...

"Конечно, без людей диковато. Но нет людей — нет и опасности." - да, я тоже на одиночество почти и не жалуюсь. Люди - это те, кто, так или иначе, отгрызает от тебя куски, кто тебя использует так, что ты становишься заношенным...

"И, разумеется, мне захотелось любить. [...] Предлюбовь, когда любовь уже в шаге. В такие дни мокрое, скользкое сердце (вот образ!) набухает, становится тяжелым, как от застойной воды. Сердце — как огромное ржавое болото со стрелками камыша, с осокой, с ряской и с бесконечной способностью вбирать, заглатывать в себя. В него (в болото) можно теперь бросать камни, плевать, сливать химию, наезжать трактором, загонять овец — все проглотит." - "сердце " - это душа, душа - это вода, и вода часто стоячая, т.е. действительно озеро и болото. Озеро бывает только у святых, а у обычных людей и мелко, и тухловато... - и потому человек раздражён, ищет виновников (в "химии" и т.д.), но тут член встал, набух, стал тяжёлым - и сразу всё по барабану...

"Я уважал противоречие; помимо прочего, противоречие страхует от банальности." - это и отличает сравнительно честного человека от демагога (но нужно не страховки искать, а использовать противоречия как источник тока, это вечный двигатель...)

"Семья подрезает крылышки, но даёт тебе вес. Даёт большую массу, чтобы ты не ударом кулака пробивал фанерный лист, как пробивают его в молодости, - а чтобы сел на него и терпеливо продавливал задом." - он хочет сказать, что в молодости иные бунтуют против фанерных условностей общественного устройства, но с семьёй уже не рискуешь бунтовать, мягко сидишь на всей этой бутафории, хотя и чувствуешь, что это только фанера и как она под тобой прогибается...

"Смерть всегда некстати. (Хотя, по сути, в жизни человека нет ничего более естественного. Всего лишь конец жизни.)" - он хотел сказать, что во время смерти мы поймём, что и раньше недалеко от неё ходили и что она естественным образом к нам подошла. Все эти наши страдания, немощи и боли - ведь это уже образ смерти, призрак смерти, ее дыхание неподалеку...

"С возрастом человеку все тяжелее даются перемены, но взамен становишься более снисходителен к людским слабостям. Это и равновесит." - перемен мало, конфликтов с окружающими мало - вот и равновесие. (А если и много перемен, то отношение к ним такое же снисходительное...)

"Когда я им нужен, чтобы выболтаться, я писатель. Я уже привык. Когда не нужен — я шиз, сторож, неудачник, тунеядец, кто угодно, старый графоман." - он даже очень известный писатель - неужели всё равно приходилось сторожем работать и испытывать чьё-то презрение и открытую ругань?! Не верится - у нас лизоблюдствуют перед всеми успешными людьми, а перед писателями-художниками испытывают священный трепет.

"И медленно протянул руку. Боясь встревожить этот полуоборот лица и
удивительную красоту неподвижного взгляда, Рубахин только чуть коснулся
пальцами его тонкой скулы и как бы поправил локон, длинную прядку, свисавшую
вдоль его щеки. Юноша не отдернул лица. Он молчал. И как показалось но это
могло показаться, еле уловимо, щекой ответил пальцам Рубахина." - это что, литературно красивый первый пидорский контакт?

"Человек, в сущности, недоволен собой. Всегдашнее, если не вечное недовольство собой. А воплощается оно в недовольстве СВОИМ правительством, СВОИМИ пустыми магазинными полками, страхом идти по темнеющей СВОЕЙ улице..." - недовольство другими связано с недовольством собой, но разве на сто процентов определяется им?!  (На темной улице гопники и я опять собой недоволен: "что, зассал? А почему боксом не занимался? Ножа не взял в дорогу?")

"Предают друзья, майор...Лучшие! Предают именно друзья...
А все прочие нас сдают. Приятели сдают...Товарищи сдают...Сослуживцы сдают..." - просто приятелей часто величают "друзьями", а обычные сдачи - "предательством". Под влиянием минуты  преувеличивают...

"Потому что сколько ни твердят, что от себя не убежишь, а всё-таки люди убегают, и ещё как убегают, а значит, убежать можно." - вот Америку открыл - да все убегают то в дела, то в экраны. Ежечасно! (Эта цитата пример того, как условный литературный подход уводит во фразерство...)

"Потому что так уж устроено, что, если человек хоть на грамм тебе непонятен, ты уже твёрдо знаешь, что он из чудаков." - опять литературно преувеличивает и раздувает из мухи (из грамма) слона. Бывает же и обратное: ты можешь очень сильно отличаться, но никто не обратит на это никакого особого внимания. В конце концов, мужики все друг другу непонятны и их объединяют только дела (а вот бабы просто обожают друг другу косточки перемывать и называть друг друга "странными")
Хотя, не спорю, есть и мужики щепетильные да требовательные, консервативные да с принципами...

"Люди не могли быть одинаковыми, и потому люди были самые разные - как обычно. Как везде." - опять мякина, пустота, холостой ход (мог бы в процессе редактирования выжать воду)

"Да, вор, но не вор-накопитель. Вор, который был скорее раб этого своего воровства, а не хозяин. Как раньше говорили - раб страсти своей." - ворами-накопителями являются обычные люди, которые тянут домой с работы всякое барахло по мелочи. Настоящий вор ворует крупно и тратит соответствующе. А чего копить, когда легко попасться, сесть и не успеть воспользоваться...

"А на последней прямой стал долго и нудно извиняться, объясняя, что каждая творческая личность - это комок нервов." - то ли с себя списал, то ли с "коллег". Они все  нервные , нудные, эгоистичные, трусливые...

"Рождается ли человек с терпимостью, а если нет, с чего она начинается, - поди знай." - в принципе, конечно, рождается, ведь терпеть приходится чуть ли не всё подряд - допустим, то лёгкий голод, то чрезмерную сытость, то прыщ, то насморк, то холод, то жару - просто у отдельных личностей в определенные периоды адреналин зашкаливает...

"Социальная ярость, если уж она выходит на поверхность, делает всех взаимно проще и взаимно злее." - "ярость делает злее" - открытие (а проще она делает, потому что откровеннее и прямолинейнее)

"Социальная ярость, как всегда, груба, но ведь она только и претендует на грубую, приблизительную точность попадания." - потому и говорится "гнев не творит правды божией". "Приблизительность попадания" слишком велика и обязательно задеваются невинные люди и непричастные обстоятельства...

"Когда я был мальчишкой, как-то среди ночи (и в некоем смутном волнении) мне захотелось побыть, пообщаться с мамой, а она спала. Войти и будить ее я не решился. Дверь была прикрыта. И вот, поколебавшись минуту, я лег прямо у ее двери и только просунул пальцы под дверь в ее комнату. Мои пальцы были там, где она, и мне этого хватило. Едва пальцы и пол-ладони оказались в ее комнате, сердце стало биться ровнее, я мягко задышал. (Сладость сна ударила в несильный детский ум и затопила его.) Я так и уснул." - способность на необычные поступки - это талант (много их у него было? Могло бы быть много, могла бы вырасти невероятная фиерия... - но, как и всех, его, наверное, придушили уже в школах...)

"Геосексология – пора бы ввести такое слово. Грубая географическая схема такова. В Латинской Америке – секс и кровь. В Америке – секс и доллары. В России – секс и спрос. В Европе – секс и?.. ну?.. – ну, конечно же! Ну разумеется, в Европе секс и семья, как я мог это забыть?" - х.уйня какая-то. Везде секс, доллары, семья, кровь и ненасытные потребности

"Вижу человеческое сердце как красную бабочку. Сидит со сложенными крыльями. Крылья дышат в неполный такт: подымаются и опадают." - опять чепуха. Сердце - это кровавый кусок мяса, возомнивший себя живым мотором и насосом. И ведь какой упорный кусок, просто удивительно, как он сражается за жизнь, как дышит, как он работает...

"- Люди не меняются, Алибек. - Не меняются, думаешь? - Только стареют." - некоторая эволюция всё же происходит... - а некоторые просто кардинально меняются. Только в бессобытийной жизни  не бывает больших перемен (а жизнь зарегулированных работяг и офисных работников действительно лишена событий)

"Аслан у чеченцев...Сандро у абхазов...и просто Александр у грузин...Искандер...Скандербег...это всё Александры! Это все отголоски былых сражений горцев с древними греками (былых поражений горцев,отметьте, именно так!) Две тыщи лет назад!..Следы Македонца, отпечатанные в именах!" - ни малейшего впечатления этот тип на меня никогда не производил, даже в детстве. Скорее ужасали тимуры, тамерланы... А этот вообще был бабочкой-однодневкой и разгонял какой-то сброд, воевавший толпами...
Опять же, разве в чечнях и прочих диких местах преподавали историю?! Что знали в древней Руси о каких-то греках?! (В России  популярность этого имени вроде бы произошла от Александра Невского, но откуда это имя у него самого... Наверное, уже подражали грекам и византийцам... А у них это имя вполне возможно, было популярным и без всяких полководцев...)

"Мои слова были толковы и точны. И смысл был. И логика. Все было, правды не было." - да, полно логик, которые к правде только по касательной. От скучных логик правда жизни даже отталкивается - заявляет свой протест...

"Эта сука, жизнь!.. Я уже терял близких людей… Они исчезли, как исчезают в нас сны – простецкие наши сны. Исчезли невосстановимо. И ничего не осталось… Во мне – ничего." - блин, чувак расписывается в собственном поражении. Надеялся только на сны и на каких-то близких людей - этого мало; бога-то с ним не было; типичный для "среднего класса" расклад - всё уходит и остаётся только имущество, благополучие от пола до потолка...

"Комендатура – темный лес. Солдат зашел и вдруг исчез." - темный лес из любого сравнительно крупного дома нетрудно устроить. Лабиринт, каждая стена как непроглядный строй деревьев и кустарников...

В общем, он был способен на много большее, ограничился неточно, на обычный литературный манер  истолкованными полуснами ...


Рецензии