Трофеи от Кригсмарине. Часть 1

Как известно, Германия относится к преимущественно сухопутным странам. Имеет не очень протяженное побережья мелкого Балтийского моря и небольшой участок суши, выходящей к Северному морю. Поэтому в основном в этой стране развивались сухопутные вооружения.

Но имея в качество одного из основных противников островную Великобританию, снабжение которой многими ресурсами, включая продовольствие, осуществляется морским путем, Германия стремилась прервать это снабжение, действуя на торговых коммуникациях против гражданских судов. И хотя еще в Первую мировую войну лучше всего показали себя еще несовершенные подводные лодки, к началу Второй мировой войны подводный флот был малочисленный.
                               Но потери крупных надводных рейдеров в первые годы битвы за Атлантику заставили немцев массово начать строить подводные лодки, делая их все более совершенными.  Лишь вступление в войну США переломило ситуацию на морях и океане, и в итоге немцы проиграли войну. Но справедливости ради надо сказать, что проиграли на суше.  И союзники в результате получили неплохие трофеи от Кригсмарине. Не крупные корабли, которых у Германии почти не осталось, а подводные лодки разных серий. Вот об них и пойдет речь в дальнейшем.

События лета 1919 года, когда в бухте Скапа-Флоу были затоплены основные силы германского Флота Открытого моря (надводные корабли), известны всем, как и сигнал, который был поднят на флагманском «Эмдене» - «Параграф 11. Подтверждаю». Но был в истории немецкого флота и другой сигнал, который по смыслу соответствовал этому, отданному контр-адмиралом фон Рейтером, правда менее известный широкой публике. Этим сигналом было слово «Радуга», которое в первые майские дни 1945 года штаб-квартира германского подводного флота транслировала всеми своими средствами, и это была команда к затоплению немецких подводных лодок, чтобы они не достались противнику, причем, где бы они не находились. И надо признать, немецкие подводники выполнили его насколько смогли – более 200 подводных лодок (по другим данным – 219) было затоплено, преимущественно в прибрежных водах Германии и Норвегии.

А затем началось что-то интересное. Уже 4 мая 1945 года данный приказ был отменен, более того в тот же день адмирал Дениц передал приказ командирам подводных лодок, не только прекратить затопление, но сдавать их союзникам без порчи. По его распоряжению, подводные лодки, находящиеся на позиции в море (таких было около 50), должны были всплыть в над¬водное положение, поднять черный или синий флаг и сообщить свои координаты по радио. Чем обусловлено данное распоряжение – сложно сказать. Не исключено, что Дениц таким образом пытался выторговать себе определенные условия, сдавая свои корабли. Если кто-то считает иначе – можно обсудить.

В книге «10 лет и двадцать дней войны», которая публиковалась на русском языке с разными названиями, Карл Дениц этому факту уделил одно предложение: «4 мая 1945 года в соответствии с принятым мною решением о прекращении военных действий все подводные лодки получили приказ, запрещающий атаковать суда». В предисловии к одному из изданий, в справке «Об авторе» деликатно отмечено: «…хотел разрешить как можно большему числу немцев сдаться в плен англичанам и американцам, чтобы уберечь их от русских. Он убедился в провале гитлеровской политики…»

Англичане и американцы опасались (не без оснований), что немецкие подводники не подчинятся приказу и продолжат действия, до исчерпания автономности, но этого не случилось. По имеющимся данным «незаконная» война продолжалась лишь до 7 мая, когда U-1032 и U-2336 потопили последние транспорты.

Так получилось, что не смотря на приказ, подводники, находившиеся в море и получившие приказ о капиту¬ляции, фактически сами решали, выполнять его или нет, а главное – каким образом. В итоге многие подводные лодки предприняли попытки вернуться к берегам Германии, чтобы «встретить конец» все-таки на родной земле.

Всего из находящихся в море сдались 33 (из тех 50) подводные лодки. Неко-торые сами приходили в союзные порты, некоторые всплывали и сообщали о себе радиограммой. Сдача происходила в английских, американских, канадских портах, а одна лодка капитулировала во Франции.

Так, например, U-190 и U-889 сдались канадцам 12 мая (в Бел-Буллз, Северная Атлантика) и 15 мая (в Шелбурне, Новая Скотия), соответственно.

Подводные лодки U-805 (14 мая, близ Портсмута, Нью-Гемпшир, США) и U-1228 (17 мая, там же) - американцам. Не все проходило гладко, так командир подводной лодки U-873 (капитан –лейтенант Фридрих Шейнхофф) сдал 16 мая свою подводную лодку американцам в Портсмуте, а через 3 дня (по другим данным – 17 мая) вскрыл себе вены.

Отдельные экипажи пробовали найти свой выход из положения. Например, U-1227 (?) (по данным К.Б.Стрельбицкого, по другим – затоплена в Киле) была затоплена у побережья Португалии, около порта Опорто, и 3 июня экипаж сдался португальским властям.

Были и более экзотичные решения: U-530 и U-977 стали последними лодками, которые попали в руки союзников. Они сдались аргентинцам в порту Map дель Плата 10 июля и 17 августа соответственно.

В этой истории экспертов и историков удивляет тот факт, как подводная лодка U-977 типа VII-C смогла совершить настолько длительный – 66- дневный поход. Отметим, что при автономности в семь недель эта субмарина смогла продержаться в море по август, при этом по допросам экипажа подводная лодка все это время вела патрулирование в море.

Как пишет К.Б.Стрльбицкий: «… в продуктах подводники не нуждались и, поджидая аргентинский военный катер, кормили чаек сардинами».
Кстати, эти две субмарины не остались у аргентинцев, а были переданы как трофеи американцам.

Две подводные лодки (U-573, U-760) в ходе войны интернированы в Испании. U-573 после авиационной атаки 1 мая 1942 г. в сильно поврежденном состоянии зашла в испанский порт Картахена и была интернирована, а 2 августа того же года передана (продана за 1,5 млн рейхсмарок) немцами испанцам и включена в состав их флота. В испанском флоте эта субмарина получила обозначение G-7, и прослужила до 1971 года! Крепко немцы строили, ведь заложили эту субмарину еще в июне 1940 года!

Вторая субмарина – U-760 после капитуляции Италии не смогла прорваться в Германию из Средиземного моря и, тяжело поврежденная авиабомбой у мыса Финистер, зашла в испанский порт Виго 8 сентября 1943 года. Ее судьба менее длительная – лодку испанцы интернировали, она оставалась немецкой собственностью, пока летом 1945 года испанцы передали ее англичанам.

Итак, подведем итоги, хотя это не простое дело. Сразу отметим, в статье мы будем пользоваться результатами исследования, которое провел в свое время К.Б.Стрельбицкий в середине 90-х годов прошлого века. Вполне допускаю, что могут быть неточности и в нумерации отдельных субмарин, и в их судьбе. Если у вас, уважаемые читатели есть уточняющие данные – с удовольствием с ними ознакомимся.

По данным Константина Борисовича, всего в руки союзников перешли 156 подводных лодок. В том числе, UD-5 (трофейная) - бывшая голландская субмарина 0-27. После капитуляции в Бергене в мае 1945 г. ее автоматически передали первоначальным хозяевам - голландцам 13 июля 1945 года. Подводная лодка получила свое имя обратно, и под обозначением 0-27 плавала до 14 ноября 1959 года, когда исключена из списков флота. А что же остальные субмарины?

Все лодки, сдавшиеся у американского побережья, собрали в США, а из европейских портов - перегнали в Англию. У британцев уже был опыт «размещения захваченных кораблей», и здесь также не стали мудрить – первоначально подводные лодки собирали в Скапа-Флоу, где их осматривали англичане, а затем под эскортом переводили в Лох Райан или Лисахалли в Северной Ирландии. Интересно, что после Первой мировой немецкие подводные лодки в Скапа-Флоу не собирали.

Из 123 «европейских» подводных лодок в Англии собрали 114, к ним добавилась одна бывшая голландская, остальные 8 - находились в не мореходном состоянии в норвежских и немецких портах.

Согласно трехстороннемy соглашению США, Англии и СССР, страны победительницы оставляли себе по 10 подлодок, остальные подлежали уничтожению. В это число не включались подлодки, захваченные во время войны или поднятые с грунта после потопления. У американцев имелась одна такая лодка U-505 (тип IX-C), захваченная 4 июня 1944 года у западных берегов Африки. Под наименованием NEMO она использовалась флотом США до 1953 года, а с 1954 г. выставлена как экспонат в Чикагском музее науки и техники. И в настоящее время любой желающий может увидеть эту субмарину – она в отличном состоянии, да и условия хранения, как говорится «дай бог каждому».

На заставке: Подводная лодка U-505 - экспонат музея в Чикаго

В распоряжении англичан осталась лодка U-570, сдавшаяся 29 августа (по данным К.Залесского) 1941 года. Под названием «Граф» была введена в состав британского флота, принимала участие в операциях в 1942-1943 годов, имея тактический номер Р-715. Но уже в феврале 1944 года корабль вывели в резерв и в марте сдали на слом. При буксировке корпус в шторм выбросило 20 марта 1944 года на побережье острова Ислам (Айла?) в Западной Шотландии. Останки продали на металл в 1961 году (но есть данные, что какая-то часть корпуса так и ржавеет на отмели острова).

Уже после капитуляции Германии, в июне и сентябре 1945 года, союзники срочно подняли две подлодки U-1406 и U-1407 типа XVII-B, затопленные экипажами в Куксхафене 2 мая. Это были корабли с вальтеровскими установками на перекиси водорода. Обе лодки вошли в состав десяти, которые имели право оставить союзники (американцам и британцам – по одной). Причем U-1406 в немореходном состоянии отправлена в Америку на транспорте "Шоумейкэр"

Были и у Советского Союза такие корабли - советские спасатели еще осенью 1944 года подняли U-250, потопленную на Балтике и отбуксировали ее в Кронштадт. Корабль зачислили в списки флота, но так и не восстановили до мореходной кондиции и сдали на разборку 20 августа 1945 года. В советском флоте лодку именовали ТС-14. Поднимали лодку не столько ради самой лодки, сколько ради секретной документации и новейших немецких торпед.

Кроме этого трофея, Советский Союз получил «свои» десять немецких субмарин в ноябре 1945 года в Либаве, куда лодки туда перешли частично на буксире, частично их привели англичане. Это были подводные лодки типа VII-C: U-1057, 1058, 1064, которые включили в состав советского флота под обозначением С-81, С-82, С-83; типа IX-C/40: U-1231 (Н-25), типа VII-C/41 U-1305 (C-84); тип XXIII: U-2353; тип XXI: U-2529 (Б-28), 3035 (Б-29), 3041 (Б-30), 3515 (Б-27). Интересно, что некоторые из последних субмарин успели быть зачислены в британский флот.
В свою очередь англичанам достались: типа IX-C/40: U-190 (канадская); типа VII-C: U-712, 953; типа VII-C/41: U-1108, 1171; типа XVII-B: U-1407 (вальтеровская); тип XXIII: U-2326, 2348; тип XXI: U-2518, 3017.

Американцы «остановили» свой выбор на следующих субмаринах: типа X-B: U-234; типа IX-C/40: U-530, 858, 889 (канадская); типа IX-D2: U-873; типа VII-C: U-977; типа VII-C/41: U-1105; типа XVII-B: U-1406 (вальтеровская); тип XXI: U2513, 3008.

Все перечисленное касалось уже введенных в строй и боеготовых лодок. В тоже время в Данциге Красной армией весной 1945 года было захвачено много подводных лодок в постройке. Часть из них находилась в высокой степени готовности и возник план - достроить эти лодки, особенно новейшие XXI типа. Часть подводных лодок имела достаточно высокую степень готовности, поэтому подводные лодки предполагалось достроить по проекту 614 с заменой недостающего немецкого оборудования комплектующими отечественного производства. Работы над проектом вело СКБ-143 под руководством В.Н.Перегудова, а затем П.С.Савинова. Наметили к достройке 20 единиц, но говорить о том, что данное решение было верным, сложно.

Например, подводная лодка U-3538 была спущена на воду 15 июня 1945 года (интересно, кто работал в тот момент на этих заводах и руководил постройкой) под наименованием ТС-5, переименована 8 марта 1947 года в Р-1. Однако это субмарина вскоре была затоплена, так и не достроенная, 8 августа 1947 года в 20 милях к северо-западу от маяка Ристна в Балтийском море. Аналогичная биография сложилась еще у двух субмарин: U-3539 (ТС-6, Р-2) и U-3540 (ТС-7, Р-З). По некоторым данным, именно под давлением бывших союзников по антигитлеровской коалиции от планов достройки трофейных подводных лодок пришлось отказаться.
Еще две подводные лодки – U-3541 (ТС-8, Р-4) и U-3542 (ТС-9, Р-5) - также спущены на воду 15 июля 1945 года, но затем в феврале 1948 года разобраны на металл. Там же у Ристны 7-10 августа 1947 года затоплены еще пять подводных лодок, проходящих в документах под номерами 148, 236, 237, 241, 242. Что это за номера и к какому типу лодок относились затопленные корабли – данных нет.

Остальные лодки XXI типа (14 единиц), хотя и зачислили в списки флота в апреле 1945 года, на воду не спускали и все сдали на разборку: U-3544 (ТС-10, Р-6), U-3545 (ТС-11, Р-7) - в феврале 1948 года; U-3546 (ТС-13), U-3547 (TC-15), U-3548 (ТС-17), U-3549 (ТС-18), U-3550 (ТС-13), U-3551 (ТС-32), U-3552 (ТС-ЗЗ), U-3553 (ТС-34), U-3554 (ТС-35), U-3555 (ТС-36), U-3556 (ТС-37) и U-3557(TC-38)- все сданы на слом в апреле 1947 года.
Кое что удалось «найти» на Черном море, где советские спасатели подняли три малые немецкие лодки типа II-В:
-U-9 (с 19 апреля 1945 года – ТС-16) была поднята с грунта в начале 1945 года. Ее отбуксировали из Констанцы в Николаев и поставлена в ремонт. Но повреждения были слишком большие, поэтому 12 декабря 1946 года исключена из списков флота и сдана на разборку;

-U-18 подняли в порту Констанцы (Румыния) в конце 1944 года, но в виду невозможности ремонта, 14 февраля 1945 года она была исключена из списков флота и 26 мая 1947 года потоплена около Севастополя артиллерийским огнем подводной лодки M-120 (какой смысл в таком эксперименте?);

-U-24 также, как и U-18, была поднята весной 1945 года в Констанце и законсервирована. Но ее ждала такая же судьба - 26 мая 1947 года она была потоплена около Севастополя торпедами подлодки М-120.
Итак, на первом этапе, захват, подъем, восстановление и дележка вражеских субмарин был закончен, теперь надо уточнить как союзники распорядились всем этим «добром».

Окончание следует.


Рецензии