История проекта 23

В начале XX века российский флот пережил потрясения, поставившие его на грань существования.
Первым самым ощутимым ударом была Русско-японская война, в которой Российская Империя потеряла практически все свои крупные корабли.

Затем Первая мировая, революция 1917 года и последовавшая за ней кровопролитная гражданская война разрушили как саму империю, так и её флот.
Тем не менее, принявшись за строительство нового социалистического государства, большевики смело глядели в будущее.Там они видели, как для защиты спокойствия и процветания Советского Союза в море выходят мощнейшие корабли мира — советские корабли.

В 1927 году, когда прошла военная тревога и разрыв дипломатических отношений с Британией, стало понятным, что даже атаку приграничных государств Польши и Румынии Советский Союз отразить не в состоянии.
Поэтому в 1928 году была принята программа первых пятилеток, в результате которой шло развитие тяжёлой промышленности, в первую очередь металлургии, которая позволяла в общем-то нормально начать военное строительство, нормально развивать вооружённые силы.
И в рамках развития вооружённых сил и военного строительства была принята программа по строительству крупных боевых кораблей.

Принятая в 1936 году программа крупного морского судостроения предусматривала в десятилетний срок введение в строй около 530 кораблей основных классов, суммарным водоизмещением свыше 1 300 000 тонн, причём половину общего тоннажа должны составлять линейные корабли. И самое смешное, что ни одна страна мира, ведущая страна мира (а это потенциальные противники Советского Союза), не рассматривали Советский Союз как своего противника на море и поэтому абсолютно были равнодушны к тому, что собирается там строить Советский Союз. Тем более ещё надо учитывать такую специфику, как абсолютная закрытость советского общества.

Везде подозрительность. Засекречено всё. Поэтому западные страны даже и не подозревали, что мы что-то планируем, что-то строим и что-то будем строить.

Представление о том, каким должен быть современный линкор, у советских кораблестроителей основывалось на характеристиках новых тяжёлых кораблей, которые в середине 30-х годов стали закладывать ведущие морские державы.
В феврале 1936 года были сформированы технические задания на проектирование линкора для Балтийского моря (проект 21) и линкора для Тихого океана (проект 23).
После корректировки ТТЗ линейный корабль проекта 23 стал именоваться линкором типа «А».

Когда весной 1937 года руководству Советского Союза стало известно о начале строительства новых немецких и японских линкоров водоизмещением не менее 50 000 тонн, Управление Кораблестроения предложило конструкторским бюро в трёхмесячный срок переработать проект, без оглядки на любые ограничения.

В ноябре 1937-го появился третий вариант проекта 23. Спустя полтора года его окончательный технический проект был утверждён, к этому времени уже велось строительство двух кораблей.
Строить их должны были сериями по 4 линкора.
Головной корабль — «Советский Союз» — был заложен в Ленинграде.
Два корпуса — «Советская Россия» и «Советская Белоруссия» — были заложены в Молотовске, который сейчас называется Северодвинск,

Один корпус был заложен в Николаеве — «Советская Украина».

Тактико-технические элементы линкора проекта 23 на 1939 год.
Длина — почти 270 метров.
Ширина — почти 39 метров.
Осадка — 10,45 метра.
Водоизмещение полное — 65 150 тонн.

Бронирование.
• Главный броневой пояс — 375-420 мм.
• Суммарное горизонтальное бронирование — 230 мм.
• Башни ГК — от 230 до 495 мм.
Вооружение.
• Главный калибр — девять 406-мм орудий Б-37, размещённых в трёх башнях.
• Противоминная артиллерия — двенадцать 152-мм орудий Б-38 в шести башенных установках.
• Зенитная артиллерия — четыре спаренные установки 100-мм орудий Б-54.
• Восемь счетверённых 37-мм автоматов 46-К.
• Авиационное вооружение — четыре гидросамолета КОР-2.
Главная энергетическая установка.
• Шесть водотрубных котлов и три главных турбозубчатых агрегата.
• Максимальная мощность — 231 000 л.с.
• Максимальная скорость хода — 28 узлов.
• Дальность плавания — 7 200 миль 14 узловым ходом.
Согласно «Программе строительства кораблей на 1938-1945 гг.», одобренной Комитетом обороны СССР, предполагалось ввести в строй 6 линкоров для Тихоокеанского флота, 4 для Балтийского, 3 для Черноморского и 2 корабля для Северного флота.

Что значит построить 15 линкоров? Вы представляете себе, какая должна быть промышленная база?
Под эти линкоры надо было поставить, специально для них заводы по производству боеприпасов, по производству артиллерийских установок, по производству машин и так далее, и так далее. То есть вся экономика страны работала на это.

У Советского Союза на момент закладки кораблей проекта 23 «Советский Союз» была жесточайшая нехватка построечных мест, которые смогли бы выдержать столь тяжёлый корабль. Поэтому был построен завод в Молотовске, нынешний Северодвинск, на этом заводе были построены два эллинга крытых, под которыми в любое время года шло формирование корпусов кораблей. В общем-то, это было достаточно серьёзным таким новшеством в мировом кораблестроении.
Беспрецедентными были и трудности, с которыми сталкивалась советская промышленность при строительстве этих кораблей.
Задержки с поставками корпусной стали на верфи, сложности с производством брони требуемого качества и объёмов, а самое важное — нехватка профессиональных кадров.

Дореволюционный опыт проектирования и строительства крупных кораблей был частично утерян или устарел, и молодой советской школе кораблестроителей приходилось навёрстывать упущенное усиленными темпами и в кратчайшие сроки.

Воодушевлённое успехами индустриализации, авиационной промышленности и танкостроения, руководство страны и вооружённых сил с оптимизмом смотрело на кораблестроителей, которые уже после закладки первых линкоров не прекращали дорабатывать и совершенствовать проект.
При недостатке опыта поиск оптимальных решений требовал большого объёма опытных работ и теоретических расчётов, которые не всегда укладывались в установленные программой строительства сроки. Была чехарда с кадрами, чехарда с организацией. Отсутствие понимания, как это всё строить. Конструкция линкора постоянно менялась. И уже когда начали закладывать киль, соответственно, всё ещё продолжались доработки, какой у нас должен быть линкор.

Почему это происходило? Опять же, у нас не было технологии. У нас, что называется, не было конвейера по строительству линкоров. Просто сильно технологии ушли вперёд, и нужно было строить совершенно другие корабли в отличие от того, что строила Российская Империя.
Безусловно, это вносило серьёзнейшие коррективы в понимание того, как эти корабли должны выглядеть. Поэтому пытались получить различный иностранный опыт. Обращались в Соединённые Штаты, были, соответственно, контакты с Францией, с Германией, с Италией.

Вы поймите, что XX век — нельзя ни в одной стране мира построить что-то изолированно полностью опираясь свои силы. Сначала изучаются линкоры зарубежных стран, прежде всего наших вероятных противников.Какой калибр, какая скорость, какая броня. Самое смешное, но это всё было в открытых источниках.

Принимая во внимание тот факт, что ударная мощь линкора заключается в орудиях его главного калибра, «Советский Союз» должен был соответствовать по своей огневой мощи аналогичным иностранным кораблям. В то время за рубежом крупнейшие известные орудия морской артиллерии имели калибр 406 миллиметров. У знаменитого «Бисмарка» - 381 мм.

Проект 406-мм орудия разрабатывался для нужд российского императорского флота ещё до революции 1917 года, а спустя практически 20 лет к этой задаче вновь вернулись уже советские конструкторы. Но между теоретическими расчётами и практическим исполнением орудия в металле существовала громадная технологическая пропасть, для преодоления которой потребовалось выстроить мост из новых предприятий и производственных стандартов.
И как можно убедиться, пропасть была преодолена весьма успешно.

На заставке: В 1940 году на военно-морском артиллерийском полигоне в Ленинграде для испытания орудия Б-37 была сооружена вот эта опытная установка МП-10.

Глядя на это сооружение, можно представить, насколько огромной была бы башня линкора, оснащённая тремя такими орудиями.
Самая выдающаяся, во всех смыслах, часть пушки — это её скреплённый ствол, масса которого без казённика — более 137 тонн. Отливка заготовок для производства ствола велась из двух доменных печей сразу. Затем этот гигантский слиток ковали на прессе и обрабатывали на громадном станке, похожем на токарный, длиной около 36 метров. В общем, на изготовление одного ствола уходило около года.

По своему баллистическому решению орудие Б-37 одно из лучших в мире.
Оно уступает только 460-миллиметровому орудию «Ямато», но там калибр больше, и по ряду характеристик уступает американской пушке MK 7 с тяжёлым снарядом 1 225 килограммов. А так, это, по сути, третье орудие в мире. Ни у англичан, ни у французов, ни у итальянцев подобного орудия не было, даже у немцев не было.

Тактико-технические характеристики орудия Б-37.
• Калибр — 406 мм.
• Длина орудия — 20 метров.
• Масса ствола с затвором — почти 137 тонн.
• Максимальная дальность стрельбы — 45,6 километра.
• Начальная скорость снаряда — 830 м/с. Скорострельность — 2 выстрела в минуту.
К 22 июня 1941 года Советский Союз стал  одной из крупнейших индустриальных  держав в мире. У нас было колоссальное количество авиации, танков, на всё хватало денег, но как только началась война, все эти силы на западной границе были уничтожены. В блокаду попал Ленинград, Николаев был захвачен, и были утеряны достаточно большие промышленные мощности — Мариупольский броневой завод был утерян.
Соответственно, война намечалась не морская, а сухопутная, и шла концентрация всех сил и средств для обеспечения сухопутного фронта.
Поэтому программу строительства линкоров остановили.

Несмотря на то, что ни один линкор типа «Советский Союз» не был построен, его главный калибр, пусть даже не на море, всё же принял участие в боевых действиях.
Во время Второй мировой войны установка МП-10 была включена в состав артиллерийской батареи №1, самой мощной и дальнобойной в осаждённом Ленинграде. В период блокады Б-37 выпустило по позициям германских войск 185 снарядов, уничтожив несколько артиллерийских батарей, склад боеприпасов и железобетонный командный пункт.
Во время наступательной операции по полному освобождению Ленинграда в январе 1944 года Б-37 произвело 33 выстрела. Один снаряд, попав в здание электростанции, занятой противником, разрушил строение полностью.

После войны рассматривали достройку головного корпуса «Советский Союз», но потом поняли, что он не отвечает послевоенным реалиям, в частности, по зенитной артиллерии в основном, и по системе ПТЗ уже вторично. Плюс произошёл такой забавный аргумент — вскрытие иностранными разведками основных характеристик линкора, поэтому в 1949 году его начали разбирать на металл.

В общем-то, анализируя экономическую ситуацию, можно сказать, что мы не построили бы к 1946 году 15 линкоров, не смогли бы. Даже при тех темпах экономического развития.

Но давайте пофантазируем. Предположим, не было 41-го года с его трагическими началами, «Советский Союз» построен.
Что из себя представлял линкор, если бы он вступил в строй?
Это был бы новейший линкор того периода.
Вполне себе обеспечивающий безопасность Советского Союза с морских направлений.
И мало того, способным бороться за господство на морском театре военных действий.

Представить себе возможности линкора «Советский Союз» как боевой тактической единицы можно, сравнив его по ряду характеристик с похожими кораблями, проектировавшимися в тот период за рубежом.
Единственный построенный аналог — это линкоры типа «Айова».
Британский «Лайон» и германский линкор типа «Н», как и «Советский Союз», не были построены.
По своим размерам и водоизмещению «Советский Союз» превосходил британский «Лайон» и сравним с американским и германским линкорами.
При этом он имеет гораздо лучшее бронирование, чем его одноклассники.
В качестве главного калибра все эти корабли оснащались девятью 406-мм орудиями, за исключением «Н-39», на котором планировалось установить восемь орудий. Главное преимущество пушек «Советского Союза» — в более высокой начальной скорости снаряда, которая даёт высокое бронепробитие и точность стрельбы именно на коротких и средних дистанциях.
А это особенно важно в условиях плохой видимости, характерной для Балтийского и Северного морей.

При этом дальность стрельбы советских пушек была выше, чем у «Айовы» и «Лайона».
Учитывая, что «Советский Союз» проектировался главным образом для действий в приграничных морях, по своим ходовым характеристикам он уступал другим кораблям.
И когда вот так начинаешь сопоставлять — понимаешь, что эти линкоры нужны были, была возможность их строительства, и по конструктивным особенностям, которые были в них заложены, они полностью отвечали современной повестке дня. Если бы не война, СССР построил бы — хотя бы один корабль, но построил бы. Возможно, даже два.

Но два корабля вряд ли решали бы какие-то геополитические задачи, но по крайней мере они бы охлаждали пыл некоторых горячих голов. Даже не будучи достроенными, линкоры типа «Советский Союз» оказали огромное влияние на всю научно-техническую и производственную базу промышленности СССР. Благодаря им возникли совершенно новые металлургические отрасли, на пустом месте были возведены верфи и города.

Опыт, полученный конструкторами при работе над проектом линкора, стал основой, на которой вырос уже послевоенный советский флот. А те люди, что обрели уверенность в собственных силах, работая над проектом 23, через пару десятков лет успешно создавали уже атомные и ракетные океанские корабли, смело принимая вызовы новой технологической эпохи.


Рецензии