40. Из жизни - продолжение

В деревенском доме на дни рождения бабушки и дела собирались гости. Деду было день рождения 16 марта. Бабушке - 21 марта. И в ближайшие выходные ставились столы с яствами, выпивкой, приезжали родственники, приходили соседи...
Дед умел играть на гармони. Всегда пели частушки:

"На свидание явился,
Здравствуя, милая моя!
В меня выстрижены волосы,
Узнала ль ты меня?"

"Я гуляю как собака,
Только без ошейника,
протокол за протоколом
На меня, мошенника"

"Я гуляю как собака,
Я гуляю, как кобель,
На собаку надо палка,
На меня большой комель"

"По деревне мы пойдём,
Семь делов наделаем,
Кому окна разобьём,
Кому ребенка сделаем..."

Мужские частушки. И бабушка пела.
Дед играл Скобаря под драку. Так называли.

И говорили, и пели на деревенский манер. "В мянЯ" вместо "У меня".  "Е" была уже на грани с буквой "Я". Помню, помню деревенский говорок.

А когда дед был помоложе, он любил петь "По диким степям Забайкалья". Виноград, помню, синий на столе, крупный, странного для меня вкуса. Родители-то чаще зеленый покупали.

Мой дед умел рубить избы и всевозможные постройки из дерева. Сам всё строил. Был токарем в деревне, ремонтировал технику, вытачивал нужные детали. Я была у него на работе. Интересное место! Станки, железная стружка, всякие ключи и приспособления. При этом бардака не наблюдалось. Рабочая обстановка. Всё нужное под руками.
Я пишу это в основном для себя, чтоб не забыть в круговерти жизни тёплые моменты моей молодости. Но было бы чудесно, если бы кому-то это тоже было интересным!

Дивные деревенские дни и ночи! Звёзды над самой головой, крупные! Большая медведица и Малая, запрокинешь голову и находишь знакомые созвездия. Помню картошка уже выкопана, земля лёгкая у нас, тёплая да рассыпчатая. Уже все легли спать, а мы, детьми, босиком бегаем по огороду! И над наши оранжевая луна полная. Крупная!
А предосенние розово-фиолетовые небеса! На поле, как у нас говорили. Выйдешь за огород - раскинется поле и небо над ним сине-фиолетовое с розовым ! В те времена не было еще мобильных телефонов! Взгляд отпечатал в сердце эти картины.

Когда мы с сестрой ходили "на танцы" в клуб, бабушка давала мне свою кофту тёплую, чтобы не замёрзнуть. Заботилась. Мать бы не пустила нас... А бабушка отпускала. Выйдешь после "дискотеки"- и оглушительная тишина. И слышишь даже будто плохо! Я не любитель таких увеселений, и бывала всего пару-тройку раз. Но запомнилось и это.

Ходили с собакой в лес, "до линии" - линия электропередач шла через наш лес. Дальше не заходили, чтоб не заблудиться, но были и заблудившись. Было!

"Бес ты етакий!"  - скажет , бывало, бабушка , если что-то мы делали не так, как положено или баловались!
"Маткин берег!"  - восклицание из серии "Да что же это такое делается-то!"
"Ахти, тошно!" - схожее.

"Бери, неси, не тяжело: я полёгала!". Полёгала - значит сама подняла и оценила: тяжело или нет.

Удивительные, светлые, интересные люди!
Дед сидит в кресле, прищурится и улыбается! Мы приехали, и он рад всех видеть! Моя сестра-подросток в очках от солнца. Дает ему померить. Он одевает и говорит: "Как на луне!"

Мы порой деда называли Райкин. Или Брежнев. Райкин - за его юмор и схожее поведение. А Брежневым за похожие брови!

Дед был справедливым, но упрямым немного. Или не немного? А бабушка во всем его слушалась. Любила его. Он звал её по имени, и иногда при нас называл, говоря нам о ней, "мамка".

Не вернутся никогда эти дни. Портрет деда после его смерти - не портрет, а обычное фото, которое я напечатала на обычном листе бумаге на домашнем принтере, - висел на стене. Входя в бабушкину избу, здоровалась с ней, и кивала деду на стену. Мол, приветствую. Он с прищуром и улыбкой смотрел на меня со стены. А теперь и бабушкин портрет выставили родственники рядом, на комоде. Молодая бабулечка на этом портрете. И ужасно видеть этот портрет - это черно-белое фото с траурной черной лентой. Ужасно.

На 40 дней приедет моя мать. Спрошу у неё какие частушки пела бабушка и дополню этот материал.

А еще моя бабушка сама делала масло. И вкуснее масла я не пробовала в жизни. И уже не попробую.
И грибы солила отменно. Вкуснейше!

Бабушка были интересная: им ничего было не надо. Целый шкаф одежды, а носила простую, зашитую, старую.
Ценности другие были!
И платочки носила всегда. И часто мы ей дарили платки и косынки.

Любила ноги держать в тепле. Всегда в тёплых носках. И летом.
Всегда топила русскую печь и в чугунных горшках ("чугункАх")  - щи, картошка с мясом, рис, топлёное молоко с пенкой. мы эти пенки называли "тряпки". А дед любил  их! и мы ему все свои отдавали пенки! А к топлёному молоку подавался кусочек сахара. Или шоколадная конфета. И говорили: Кто молоко не пьет, тот и конфету не получит. Я я не любила молодо ни в каком виде. И до сих пор не могу его пить. Но "топлёнку" через силу. но выпивала. И заедала конфетой.

Я не стараюсь ворошить старое в памяти и горевать. Я пишу, чтоб наоборот улыбнуться! Ведь было тогда так хорошо!

Нас научили работать, а значит жить.

Это НЕ конец. Продолжение следует...


Рецензии