Опыт поездки по муравскому шляху в 2021 году в орл

Я нормальный, этим не страдаю.

Водитель тульской экспедиции,

о рекогносцировке по Муравскому шляху.



Можно самостоятельно найти в архивах Москвы, Санкт-Петербурга и Центрального Черноземья информацию о Муравском шляхе, наложить ее на современную карту и отправиться в путь. Конечно на всё это вам потребуются деньги.

Но есть более извилистый путь. А именно сотрудничество с представителями официальной российской науки. Помимо сопоставимых расходов от вас потребуется участие в  бюрократических процессах  и прочих малоприятных особенностях современной научной жизни.  Это будет статья не только о шляхе, но и о том почему он малоизвестен и плохо изучен.



ВСТУПЛЕНИЕ.

Шесть часов утра, Московский вокзал города Тулы. Я только что приехал из Санкт-Петербурга. Не выспавшийся, уставший, нервный.  На привокзальной площади я сажусь в машину тульского археолога, который просил не называть его имя и фамилию. Мы едем около двух часов на юг к месту Судбищенской битвы на границе Орловской и Тульской областей. Всё это время я рассказываю о татарских дорогах 16-17 века. У меня нет в руках компаса или навигатора. Но несмотря на усталость и долгую лекцию в определенный момент я говорю: "А вот начались мои места".  За окном типичная картина 21 века в России. Распаханные поля в зелени побегов.  Но мой опыт езды по степным дорогам подсказывает едва уловимые признаки битой дороги 16-17 века. Вскоре я указываю на ничем не выразительный участок поля и говорю: А вот здесь у нас на юге был бы курган и он указывал бы на "крепкое место". Мой спутник говорит: "По сообщению местных жителей здесь были камни". Еще несколько минут и мы на месте. Я улыбаюсь и говорю: "Вот видите я же вам рассказывал что смогу показать Муравский шлях на местности". Мой спутник улыбается, но не похоже что он верит в мои "фокусы".

Проходит еще несколько дней. На экспедиционном КамАЗе с тем же археологом мы едем по маршруту Муравского шляха в верховьях Любовши. Сначала мы проезжаем по Пузачу - так называются большие вздыбленные поля в верховьях реки. Пузач не холм и не господствующая высота это именно что поле большого диаметра вздыбленное в центре. Можно сказать что Пузач похож на большое плато.  Шлях на пузаче не выразителен.  Но вот мы проходим теснину двух лесов очередное крепкое место и оказываемся в классическом месте шляха, когда с волнистого гребня водораздела влево и вправо уходят падучие реки. Причем этот участок не "изгажен" так называемыми "посадками" длинными рядами деревьев высаженных по сталинскому плану для защиты полей от ветров и эрозий. Картина шляха потрясающая. Мой спутник говорит: "Здесь я увидел больше, чем слышал от вас за последние дни. Я обязательно приеду сюда на лошади".  Я улыбаюсь и говорю: Добро пожаловать в нашу религию, людей верящих в то что шлях существует".

Неделю спустя я вновь на Московском вокзале города Тулы. Экспедиция окончилась и я еду обратно в Санкт-Петербург. Только что мы проехали через центр Тулы мимо отреставрированного здания Тульского кремля.  В центральном зале вокзала на большом экране рассказывается об основных событиях тульской истории. Среди главных вех Тульский кремль и Муравский шлях. Лицо улыбчивого диктора на экране сменяет картинка с картой Муравского шляха. Ничего общего с тем как проходила эта дорога схема не имеет.  Отреставрировать кремль это одно, а найти татарскую дорогу в современных полях совсем другое. Тем более сложно найти то, что никто не ищет....

Так существует ли Муравский шлях?



Почему я поехал на Судбищи.
Потому что понял, что в Судбищенская позиция чуть ли не самая удачная на Муравском шляхе. До того как побывать на Судбищах я насчитал восемь преимуществ:

1. МЕСТА КРЕПКИЕ СМЕНЯЮТ НЕ КРЕПКИЕ. ТАКЖЕ КАК В ПРОХОРОВКЕ.
2. ОРЕВСКАЯ ПРОБЛЕМА: ПЕРЕД СУДБИЩАМИ ШЛЯХ ИМЕЕТ ДВА ВАРИАНТА. ЛИБО ФОРСИРОВАТЬ ОРЕВ ЛИБО ЕГО ОБОЙТИ.
3. ПОГАНОЕ МЕСТО: ПЕРЕД ОРЕВОМ НА КАРТЕ ВЫЖИГАНИЯ ПОЛЕЙ НАХОДИТСЯ ТАТАРСКАЯ СТОЯНКА.
4. СУДБИЩЕНСКИЕ ВОРОТА АНАЛОГ ВЫРСКИХ ВОРОТ ИЛИ СМОЛЕНСКИХ ВОРОТ:
ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ СУХОПУТНЫЙ ПРОХОД МЕЖДУ КРАСИВОЙ МЕЧЕЙ, ДОНОМ, БЫСТРОЙ СОСНОЙ И ЛЮБОВШЕЙ.
5. ПРАВОРОТЬЕ - ДАРИЩИ ИМЕЮТ ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К СУДБИЩИ ТАКОЕ ЖЕ КАК ПРАВОРОТЬЕ. СМОТРИТЕ МОЙ БЛОГ И СТАТЬЮ ЗОРИНА ПРО УРАК МУРЗУ 1623 ГОД.
6. СХОДЯТСЯ МУРАВСКИЙ ШЛЯХ И САКМА НА ОРЖАНОЕ ПОЛЕ. ТО ЕСТЬ ТО ЧТО ФОРСИРУЕТ РЕКУ И ТО ЧТО ОБХОДИТ ЕЕ ПЕТЛЕЙ.
7. СХОДЯТСЯ ДОРОГА ИДУЩАЯ НА СЕВЕР И ДОРОГА НА ВОСТОК ЗАПАД (НОВОСИЛЬСКАЯ).
8. СОВСЕМ РЯДОМ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ВСЕГО МУРАВСКОГО ШЛЯХА - ГЛАВНАЯ ВЫСОТА СРЕДНЕРУССКОЙ ВОЗВЫШЕННОСТИ А ЗАТЕМ ГЛАВНАЯ ВЫСОТА В ВЕРХОВЬЯХ УПЫ.

Помимо этого побывав на Судбищах я насчитал еще три:

1. Во первых, судбищи занимают такое же положение к шляху как и Орловка в Белгородском районе. Идеальная фланговая позиция.
2. Во вторых проход либо по водоразделу либо форсирование двух рек (Гоголь и Семенек) это про Кальмиусский шлях в районе потудани тихой сосны и оскола.
3. В третьих это крепкое место в верховьях реки и вокруг не холмы а пузачи - всгорбленные поля. собственно идея перегородиться сеймский пузач возникла в 1637 но его легко обойти. Тоже самое и с Судбищами. Нельзя перегородить водораздел поскольку легко обойти. Нужно действовать с фланга.




1. КАК Я ОКАЗАЛСЯ МЕЖДУ МОСКВИЧАМИ И ТУЛЯКАМИ).

В 2021 году на границе Орловской и Тульской областей у Муравского шляха были обнаружены следы битвы, которая возможно произошла в 16 веке. По количеству находок это была сенсация Европейского уровня.  Черные копатели нашли это место раньше, а еще раньше о нём писали местные краеведы.  Я знал о том, что на этом находили ядра еще в 2017 году, но не придал этому сообщению значения.

В 2021 мной связался работник института археологии РАН (Москва) с которым мы общались уже более 5 лет и которому я в частности показывал Муравский шлях в Белгородской области. В Муравском шляхе он не разбирался и хотел получить от меня консультацию.  Ни о какой оплате речь не шла и тем более не было речь о том, что-бы упомянуть мой исследования в контексте этой находки.  Однако Москвич, назовем его так, выдвинул странное условие: "Ничего не рассказывать тульским археологам, которые работают на месте битвы".

Согласитесь это довольно странные правила сотрудничества. Я бесплатно консультирую институт археологии, меня не упоминают, используя мои работы о Муравском шляхе, и я еще должен почему-то не общаться с другими археологами о Муравском шляхе. У меня сложилось впечатление что я попал в рабство к ИА РАН.  К слову сказать это была не первая такая выходка московских коллег.

Совершенно естественно что продолжая распрашивать москвичей я сразу связался с тульскими археологами и начал им матом объяснять что такое Муравский шлях. К слову сказать я делаю это уже более 5 лет. А как иначе можно реагировать на то, что очевидные вещи не делаются.  Как правило меня просто игнорировали или учили вежливости. В этот раз неожиданно  пригласили в гости.  Я подумал и согласился.

В первый же день человеку, который меня пригласил последовал звонок на телефон с предупреждением, что я очень опасный человек. Потом меня попросили не рассказывать о том, что я видел в ходе экспедиции. В общем паранойя царившая на Тульско-Орловских полях зашкаливала.  Однако в отличие от Москвичей Туляки были гостеприимны, мою информацию без упоминания автора не использовали и кроме того позвали на место битвы. В общем, как я понял моя странная "дружба" с ИА РАН окончилась.  Даст ли общение с туляками пользу для отечественной науки покажет время.

2. МОЕ УЧЕНИЕ О МУРАВСКОМ ШЛЯХЕ.

Беседуя с туляками о Муравском шляхе, я еще раз резюмировал свои выводы после десятилетнего исследования татарских дорог:

1. Муравский шлях был большой дорогой для большого войска двигающегося с большой скоростью.  Современные "историки" врут когда называют Муравский шлях "направлением" по которому двигались небольшие отряды с умеренной скоростью.  Главная цель Муравского шляха - кратчайший и удобнейший путь из Крыма в Москву через главную высоту средне-русской возвышенности 296.

2. Муравский шлях как дорога для военно-политического давления на Московское государство использовалась Крымским ханством примерно с 1555 по 1700 год (плюс минус несколько десятилетий). С середины 18 века Муравский шлях упоминается почти исключительно как земельная граница частных владений, уездов иногда губерний.  Именно точность земельных фондов Российской империи (в частности Поместного приказа фонд 1209 РГАДА) позволяет найти Муравский шлях на современной карте и воссоздать его маршрут в реальности.

3.  Источниковая база о Муравском шляхе весьма обширна и не ограничивается поверхностным цитированием Книги Большого Чертежу.  Архивная и полевая работа главные недостатки кабинетных историков.

4.  Использование данных сторожевой службы, отписок о сражениях с татарами и т.д. позволяет локализовать на современной карте ключевые точки Муравского шляха, понять внутреннюю логику это исторического феномена.

5. Использовать данные 16-17 века о татарских дорогах для реконструкции других эпох, в частности событий Куликовской битвы это тоже самое что использовать данные о походе Гудериана в 1941 году при реконструкции походов Буденного в годы Гражданской войны.



3. ШУТКА ПРО ХУТОР УГРИМ И МУРАВСКИЙ ШЛЯХ.

Рассказывая о средневековой географии 16-17 века тулякам и о том, что ее можно искать на картах 20 века я придумал шутку, которая мне очень нравится. Я считаю что она отражает абсурд современных "исследований" в области средневековой географии.  Шутка такая:

Мир  - это плоская равнина, которая стоит на трех слонах, которые стоят на спине черепахи. Центр мира хутор Угрим, ось мира Муравский шлях. Староста хутора Ходов Александр Николаевич (это действительно так). В угримском лесу стоит дуб. Под ним ходит краевед Словохотов. Он рассказал жителям 21-го века о Муравском шляхе в 17 веке))))).



4. О ГЕОГРАФИИ МУРАВСКОГО ШЛЯХА В ОРЛОВСКОЙ  ОБЛАСТИ.



Муравский шлях в Орловской области имеет протяженность около 150 -155 километров. Большая  часть этого участка относится к бассейну реки Быстрая Сосна.  На представленной схеме ниже я показал западную границу рек по водоразделу которых проходит Муравский шлях.

Сначала требуется спустится вдоль реки Тим  к Быстрой Сосне, форсировать её в Кирпичный брод и поднятся на север вдоль линии рек Труды и ее притока Любовши.  Затем следует небольшой участок между рекой Раковка притоком Зуши и рекой Гоголь притоком Красивой Мечи.





Собственно, в Бассейне Быстрой Сосны шлях идет от верховья Тима к верховьям Любовши. Верховья Тима сейчас находятся в Курской области.
К сожалению полностью маршрут Муравского шляха в Орловской области никто не проехал и отчет в интернет не выложил!  Автор этих строк в ходе разных поездок был на разных участках этого маршрута.

НЕУЖЕЛИ НЕТ ЧЕЛОВЕКА С МАШИНОЙ КОТОРЫЙ МОЖЕТ ПРОЕХАТЬ 152 КИЛОМЕТРА НА БЛАГО ИСТОРИИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ!!!!.





6. ОПЫТ ПОЕЗДКИ 2021: ЩИГОР, ПУЗАЧ, ОЛЬХОВЕЦ, СТРУКТУРА УЕЗДА,  МЕЖЕВЫЕ КАМНИ НА ПОЛЯХ, СТРУКТУРА УЕЗДА, ПЕРЕХОД ИЗ ОДНОЙ РЕЧНОЙ СИСТЕМЫ В ДРУГУЮ И Т.Д. расположение сторож.

Рельеф Орловской области сильно отличается от более южных регионов.

Во-первых, здесь я на деле понял что такое "пузач" -  поля в верховьях Любовши не холмы (как написал Лазарев в своей книге Судбищенские холмы) и не господствующие высоты, как я отмечал на различных картах. Это именно что пузачи - большие поля вздыбленные в виде "пуза". Самый знаменитый "пузач" находится в верховьях реки Сейм (Пузацкая Сеймица, Пузацкий лес). Ориентироваться на пузачах довольно проблематично, так как это не похоже на обычный водораздел. "Пузо" закрывает горизонт, а когда стоишь в центре на самом пузе трудно понять где края этого поля и где "ворота" ведущие к выходу.

Во-вторых, термин щигор - означающий мыс, который с двух сторон омывается водой, в честь него назван щигровский район. На хуторе Угрим пять щигров разделяющих узкие лога, и лагерь русских найденный в 2021 году тоже находился на Щигре.

В-третьих, термин ольховец.  "Пришли ржавцы и ольхи великие"  - так в документах 16-17 века определяется местность в которой ростёт ольха а вода богата ржавыми местами.





В четвертых, у нас на юге я не встречал межевых камней на полях, их заменяют многочисленные курганы (земляные насыпи, хотя плиты песчаника встречаются в лесах), а в орловской области прямо противоположная картина. Наконец межевые канавы отмечающие владения 19-20 веков на юге, как правило, остались только под маской леса, а вот в орловской области межевые канавы мощные с двумя валиками с двух сторон и сохранились во многих местах образцово. На одном маленьком кладбище я даже нашел небольшое мраморное надгробие (цельный дореволюционный кусок мрамора!).

В пятых, очень важным стало понимание структуры разных уездов.  Муравский шлях стал "извечной границей" Новосильских и Ефремовских земель, также как у нас под Белгородом Белгородских и Хотмыжских. Местами конечно же межевка не совпадала с линией дороги слегка отклоняясь вправо и влево.

В шестых расположение сторож, самым интересным стало то, что в верховьях Любовши прекрасные крепкие места, но сторожа в этой ключевой точке не выставлялась!  Новосиль оттянул свою сторожу глубоко за линию Зуша Любоваша.  (6-я сторожа на гряде меж Перестряжа) о чём я сделал отдельную запись. http://proza.ru/2021/12/06/1113.

В седьмых, было очень интересно наблюдать как одна речная система переходит в другую речную систему. Впервые я столкнулся с этим в верховьях Сейма  где следует сначала переход от Северского Донца к Сейму а потому в бассейн Быстрой Сосны.  В орловской области я наблюдал переход Быстрой Сосны в бассейн Красивой мечи.

В восьмых,







6. ПОЗИЦИЯ ПРИ СУДБИЩИ СОВПАДЕНИЕ С ДРУГИМИ ШЛЯХАМИ.


Рецензии