***

                КАК Я РАЗОЧАРОВАЛСЯ В КОММУНИЗМЕ
        Недавно цена одного доллара США перевалила рубеж ста рублей, и многие экономисты считают, что это ещё не предел. Может быть, поэтому я вспомнил события 1982 года, когда цена одного доллара, если я не ошибаюсь, составляла шестьдесят семь копеек. Правда, доллары нигде в законном порядке купить было нельзя, а приобретение валюты у спекулянтов и их хранение считалось уголовным преступлением, за что грозило наказание вплоть до расстрела.
      До того года я никогда не то что не имел ни одного доллара, но я  никогда их и не видел наяву. И вдруг произошло одно событие, позволившее мне, в законном порядке, купить целых двадцать пять долларов. А произошло следующее.  Нашему научно-исследовательскому институту, в котором я тогда работал, выделили несколько туристических путёвок   в социалистические страны и, каким-то неведомым образом, там оказалось одна путёвка в Средиземноморский круиз. Не особо надеясь на успех, я подал заявление на её приобретение  и после всяких собеседований в институтском партбюро и выездной комиссии в райкоме партии, неожиданно стал счастливым обладателем этой путёвки. Название стран, которые мы должны были посетить, звучали для нас в то время просто фантастически. Мы должны были увидеть Турцию, Грецию, Кипр, Египет, а напоследок нас обещали завести ещё и в Болгарию. Наверное, Болгарию включили в маршрут нашего путешествия для того, чтобы при возвращении у нас не было резкого перехода от ужасных  условий  жизни в капиталистических странах, которые мы должны были посетить, к жизни в  стране развитого социализма.
       Сейчас, через сорок лет после моего первого морского путешествия,  я  до сих пор с удовольствием вспоминаю Акрополь в Греции, золотой рынок в Стамбуле, пирамиды в Египте, бухту Афродиты на Кипре и другие достопримечательности, которые я тогда впервые увидел. Но ещё чаще, когда я вспоминаю  этот круиз, мне приходит на память  всё, что  сопутствовало этому путешествию: правила, которые мы должны были соблюдать, наш быт на корабле и мои переживания, связанные с соблюдением этих правил. Сейчас всё это кажется диким, но тогда это была обычная практика.
        Чтобы мы ни в чём себе не отказывали, нам на путешествие  поменяли: шестнадцать руб. с  копейками для приобретения  двадцати пяти долларов, триста  рублей для обмена на болгарские левы и пятьдесят рублей на приобретение бон (так называлась палубная валюта)  для оплаты наших расходов на корабле. Больше никакая валюта  на пароходе  не принималась. Таким образом, все путешествующие на нашем корабле вне зависимости от их благосостояния дома, оказались в нашем путешествии  в одинаковом финансовом положении. Кто-то из нашей группы услышав это, в шутку сказал, что мы двадцать дней будем жить при коммунизме.
       Отплывали мы из Одессы в пять часов вечера. Утром в морском клубе состоялось собрание путешественников. Оказалось, что плыть нам придётся на лайнере со звучным  названием Абхазия. Этот корабль в своё время принадлежал то ли Герингу, то ли Геббельсу и по контрибуции он отошёл нашей стране, то есть уже ко времени нашего путешествия он был очень старенький. Всего путешественников было 105 человек: семь групп по пятнадцать человек из семи разных городов и республик. Кроме групп из Москвы и Питера были группы из Сибири, Урала, Западной Украины, Узбекской республики и Прибалтики.
       Пока мы ехали на поезде из Москвы в Одессу мы естественно в нашей московской группе все перезнакомились. Руководила нами инструктор из Ждановского райкома партии, как оказалось потом, абсолютно нормальная женщина. Возраст группы был примерно одинаковый, где- то 35 лет: плюс, минус пять лет за редким исключением. С самого начала нашего путешествия я безрезультатно пытался выяснить, кто в нашей группе является представителем КГБ, что было обязательным в то время условием любой поездки.  Все были очень весёлые в ожидании необыкновенного путешествия. Лишь одна девушка была очень напряжена. Она была очень красивой, в дальнейшем она была выбрана королевой круиза. Я помню, что даже написал ей шуточные стихи, которые начинались словами:
       Увидев Вас, я вмиг забыл,
       Что есть в Москве жена и дети,
       Что солнце всходит на рассвете
       И для чего сюда я плыл».
     Около двух часов дня нас привезли в порт, и мы направились в Одесскую морскую таможню, которая славилась в то время, как самая ужасная таможня в СССР. И слухи об этой таможне оказались верными. Несколько человек из нашей группы, включая двух девушек, были отведены в специальное помещение, где подверглись унизительному личному досмотру, вплоть до раздевания. Но перед этим надо было заполнить таможенную декларацию. В ней надо было указать, кроме всех данных о себе, какую валюту и в каком количестве мы вывозим из страны, включая и рубли (которые надо были показать и пересчитать при возвращении), какие золотые вещи и прочие драгоценности наши туристы вывозят. Но больше всего меня потрясло, что надо было указать, если  ты имеешь фотоаппарат, его марку,  чтобы у советского туриста  и не было мысли его продать.
      Естественно при прохождении таможни все туристы были напряжены, и тут произошло чудо, наша самая красивая девушка вдруг оживилась, как будто с неё спал какой-то груз. Как потом мне она рассказала, её муж достал ей перед круизом в Москве пять долларов США, и она всю дорогу  переживала,  не зная, куда их спрятать, а перед прохождением таможни  пошла в туалет и спустила их в унитаз, и почувствовала настоящее облегчение.
     Конечно, ради справедливости, надо отдать должное нашим властям. Чтобы советские туристы не отвыкли от обыденной жизни при поездках в зарубежные страны, им разрешалось брать с собой две бутылки водки и две баночки красной икры, а, чтобы они выглядели отлично, можно было взять электрическую бритву и маленький утюжок. И, главное, эти вещи не вносились в таможенную декларацию, и, следовательно, теоретически их можно было продать.
     Таможню я прошёл спокойно, и, оставив вещи в каюте, пошёл осматривать наш пароход и первое, что я увидел, был маленький киоск, в котором на боны продавались всякие мелочи, но, главное, там продавались фотоаппараты  под названием «Смена 2».  И, что важно, их уже не надо было вносить в декларацию. Естественно, они моментально были раскуплены, и я тоже успел стать счастливым обладателем одного экземпляра. Таким образом, я стал потенциальным владельцем ещё некоторого количества валюты, для этого только оставалось где- то суметь  продать водку, икру, утюг, бритву и фотоаппарат и всё это под бдительным оком представителя КГБ и руководителя группы.
      В  те года в СССР существовал закон, согласно которому запрещалось выезжать в туристические поездки за рубеж семьями, один член семьи должен был остаться в Союзе в качестве залога, поэтому все отдыхающие на пароходе в течение двадцати дней были свободны от семейных уз. И, конечно, многие воспользовались этим обстоятельством. Никаких медицинских страховок в то время не существовало, поэтому для получения путёвки  необходимо было обойти всех врачей и предоставить медицинское заключение, что ты здоров, включая и заключение  врача венеролога.
     На пароходе было очень весело. Были очень интересные экскурсии. Когда мы были в море, то все проводили время на единственной палубе, в середине которой имелся так называемый бассейн размером три метра на три, в который по очереди залезали отдыхающие, чтобы окунуться. Вечером в музыкальном салоне играл джазовый оркестр, и были танцы. В Египте в Порт Саиде нас отвезли на рынок и дали свободное время, в результате я смог спокойно продать все мои запасы.
      Но постепенно я  стал понимать, что жить при коммунизме у нас не получается. Изначально мы все были поставлены в неравные жилищные условия. Нас четверо москвичей ютились в маленьком помещении  без окон, которое находилось в трюме корабля, в то время как многие  жили в хороших каютах  с окнами. Хотя по закону нельзя было путешествовать с супругой, один большой начальник из узбекской группы отдыхал с женой, с которой он постоянно ругался, ей почему-то не нравилось, когда он начинал ухаживать за молодыми девушками. И, наконец, вдруг оказалось, что у одних отдыхающих имеется больше бон, то есть корабельных денег, чем у других, и они могут приглашать девушек в бар и угощать их. Секрет оказался прост, на палубе процветала игра в преферанс. Мы нашей московской компанией тоже увлекались этой игрой, но играли на рубли с отдачей на Родине, в то время как некоторые товарищи играли на боны.
      Наверно, тогда я понял, что о всеобщее равенство и жизнь при коммунизме -это несбыточная мечта человечества.


Рецензии