Навеянное. Что было под запретом в СССР 2

 Как-то так случилось, что на мои реплики по поводу, означенному в заголовке, два человека из СССР развернули дискуссию. Было это уже давно, тогда я не стала вмешиваться в их диалог, а сегодня мне захотелось вспомнить свою юность и, так получается, что я вступаю с сильным опозданием в их перепалку. Впрочем, в буквальном смысле в их перепалку я вступать не буду, я не стану комментировать их высказывания. Я только вспомню то, что было со мной. Только со мной. Не с мамой-папой, не с бабушками-дедушками, не со знакомыми, а только со мной лично.

 Возможно мой пример - никому не наука и не показателен для эпохи позднего СССР, но и, не думаю, что он исключителен. Думаю, что подобные воспоминания найдутся у многих.

 Начну с детства, которое хорошо помню.
 
 С трех лет я ходила в детский сад. Как он назывался, я уже не помню, как не помню имена своих воспитательниц (и мне искренне жаль это). В детский сад меня везли на трамвае, в котором всегда было много пассажиров, но для меня и моей мамы всегда находилось место, чтобы мы сидели (я у мамы на коленях). Трамвай был громкий, он стучал колесами на стыках рельсов и звенел на перекрестках. Зато пассажиры были тихие и вежливые. Если кто-то разговаривал, то делал это вполголоса, не мешая остальным. Деньги за проезд и сдачу передавали друг другу, чтобы не толкаться в проходе. Выезжали мы еще затемно и в темное время время возвращались по улицам с яркими фонарями и яркими разноцветными огнями в окнах домов. Освещенных витрин магазинов я не помню, возможно, магазины в это время ещё/уже не работали. Мне казалось, что мы едем ночью.  Впрочем, и тогда, и сейчас в Питере осенью и зимой дни очень короткие. Я любила смотреть на городские огни из окна и знала наизусть названия всех остановок от Адмиралтейства, рядом с которым мы жили, до конца Большого проспекта на Петроградке. Остановки называл кондуктор.

 В детском саду у нас с утра были обязательные занятия (зарядка, пение, арифметика, рисование, лепка из пластилина, бумажная аппликация, пересказ или инсценировка прочитанных нам воспитателем сказок, заучивание стихов). Занятия были короткие, но если кто-то хотел продолжить начатое дело, то ему это разрешали. До обеда. После обеда был "тихий час" и все дети спали два часа. А после тихого часа в хорошую погоду мы гуляли и играли, в плохую погоду (сильный дождь, метель, сильный ветер или мороз) играли в группе. Я не любила днем спать и засиживалась за обеденными блюдами до тех пор, пока у воспитательницы или нянечки не лопалось терпение и она начинала кормить меня с ложечки. И меня никогда не наказывали за это, а терпеливо уговаривали съесть "ложечку за маму, ложечку за папу... за кошечек, собачек, птичек". И еще относительно еды - нам каждый день в обед давали съесть ложку рыбьего жира на ломтике черного хлеба (кажется, я была единственным ребенком, кому он нравился) и обязательно на завтрак или обед давали чай с сиропом из шиповника (а его я не любила). Кормили нас четыре раза (завтрак, полдник, обед и перекус после тихого часа - десерт с кефиром) в столовой зоне игровой комнаты. Столы были застелены белыми крахмальными скатертями. За столиками мы сидели по четверо. Нас учили правильно пользоваться столовыми приборами, начиная с 4 лет, со средней группы.

 Перед праздниками 7 Ноября, Новый год, день Советской Армии, 8 Марта, 1 Мая и 9 Мая нас готовили к костюмированным утренникам (костюмы шили мамы из подручных материалов, иногда это была просто накрахмаленная и покрашенная марля; и да, наши мамы ВСЕ умели шить). Мы разучивали довольно большие тексты стихов, песни и танцы.

 Каждое лето наш детский сад выезжал на дачу в Комарово (с мая по август включительно). На даче мы жили в большом деревянном доме. Были родительские дни каждое воскресенье и не было никаких обязательных занятий. Мы целые дни гуляли или на территории дачи, или в соседней сосновой роще, или на пляже. На дачу ездили не все дети, а только по желанию родителей, поэтому группы объединяли в одну.

 Не подумайте, что я с такими же подробностями сейчас перескажу Вам свою жизнь. Все эти подробности  только для того, чтобы те, кто не ходил в советский детский сад, поняли, что нас воспитывала не только семья или двор, но государство с самого маленького возраста. И воспитывало гармонично - здоровье, интеллект, культура быта, эстетика, этика - всё было важно в этом воспитании.

 В школе нас также продолжали воспитывать, а не только образовывать. Воспитывало нас в первую очередь стремление быть со всеми вместе и на равных. Если ты двоечник или хулиган, то варианта стать октябренком, пионером, комсомольцем не было, а потому практически все старались учиться, выполнять порученные задания и вести себя достойно. В каждом классе был "Экран успеваемости", в который дежурные заносили все оценки каждого ученика по всем предметам. Получить двойку было стыдно, потому что её мог увидеть любой и каждый. В каждом классе была своя стенгазета, куда рисовали шаржи на отстающих, писали какие-то заметки о жизни класса и школы и какие-то анекдоты  не всегда школьной тематики. Перед уроками, начиная с пятого класса, двое дежурных в течение пяти минут проводили политинформацию, один о событиях в стране, второй о событиях в мире. К праздникам каждый класс готовил концертный номер для общешкольного конкурса. В школе был сводный хор, спортивные секции (баскетбол, волейбол, ручной мяч, легкая атлетика, лыжи, туризм), археологический кружок, школьное лесничество, школьный сад и цветник, астрономический кружок, зооуголок, факультативы по иностранным языкам, математике, русскому языку, студия рисования, краеведческий музей и ансамбль, куда мечтали попасть почти все старшеклассники). Еще мы собирали макулатуру, металлолом, сажали деревья и убирали территорию школы. С первого класса у каждого из нас было какое-нибудь поручение, своя зона ответственности (от контроля за чистотой рук и обуви, до стенгазеты, шефства над младшими или организации мероприятий)

 Уроки по физике и химии, и некоторые по биологии, включали в себя эксперименты с реальными приборами и реактивами. Уроки астрономии иногда проводились в вечернее время с телескопом. Для уроков географии существовала метеоплощадка и мы вели дневники погоды. И со второго по пятый класс - дневники чтения. На уроках труда мы квасили капусту, солили огурцы, варили борщ, пекли блины, делали салаты, котлеты, пюре и компоты-морсы-кисели; шили фартуки, трусы, ночные рубашки, халаты, юбки и даже брюки. Мальчики делали скворечники, табуретки, книжные полки, зтажерки, чинили парты, вытачивали какие-то детали из стали. В начале девятого класса нас послали "на картошку" и две недели мы больше валяли дурака, чем работали, но таки убрали урожай с огромного поля. После девятого класса у нас была трудовая четверть - в течение месяца мы, по нашему выбору, работали на реальных рабочих местах (на звероферме, на стройке, на ремонте школьного здания и инвентаря, на перчаточной фабрике; я работала монтажницей на заводе по производству радиотехнических изделий, а потом еще пионервожатой в лагере). Зарплату нам не платили, она шла в школьный фонд, который расходовался потом на поощрение лучшим ученикам и классам.

   Все школьные мероприятия, дисциплина и успеваемость оценивались на конкурсной основе, все баллы суммировались и в конце учебного года класс-победитель получал право на бесплатную экскурсию (наш класс ездил в Новгород и Калинин). Для нас устраивались встречи с писателями, художниками, космонавтами (школа была имени погибшего Комарова), ветеранами войны и выпускниками нашей школы. каждый месяц проводились пионерские / комсомольские собрания. На День пионерии 19 мая был большой пионерский слет с огромным костром, концертом и приглашенными гостями из представителей администрации нашего ЗАО. Каждый год проводилась "Зарница" (военизированная игра по "добыче" флага "противника") и её победители потом принимали участие в районных и, если побеждали, в областных соревнованиях (до Всесоюзного уровня мы не добрались ни разу). Такие же уровни (школьный, районный, областной, республиканский, Всесоюзный) были и по школьным предметам (математика,  физика, химия, история, биология), для меня все олимпиады заканчивались в первом же туре. В старших классах вместо уроков труда у нас было автодело. А НВП (начальная военная подготовка) была два раза в неделю - общая теория и для мальчиков - строевая подготовка, для девочек - начальная медподготовка, но иногда и у нас тоже была строевая, перед парадами на День Победы и 7 Ноября, а еще перед смотром на 23 Февраля.

 Это не значит, что мы ходили только строем и пели только патриотические песни. У девочек со второго класса до десятого были особые, ежегодно обновляемые, блокноты с анкетами для друзей. В анкетах были вопросы типа: твой любимый композитор, твой любимый артист, твой любимый писатель, певец, любимая книга, песня, любимый фильм. У особо одаренных - любимый режиссер и даже оператор. Еще у девочек были дневники с записями очень личного характера (я такой не вела) и рукописные песенники. В песенниках попадались перлы из серии "что слышу, то пою". По субботам после уроков для старшеклассников проводились дискотеки (без учителей).

 В школьной столовой малышню кормили два раза, а старшеклассников обедами и можно было купить себе в буфете чай и десерт или бутерброд с сыром или докторской колбасой (я свои "деньги на завтрак" экономила и после школы покупала в гастрономе зефир в шоколаде). Школьный врач и медсестра вели контроль нашего здоровья. Был и стоматологический кабинет, но я там не была ни разу (тогда меня ещё не беспокоили зубы).

 В девятом классе наш класс обратился к директору школы с просьбой о самоуправлении и два учебных года (не считая последнего месяца) мы существовали без классного руководителя, самостоятельно выполняя все поставленные задачи. И стали победителями во всех школьных конкурсах и соревнованиях. У меня были гениальные учителя, которым я признательна всю жизнь.

 У родителей, как и у нас, была шестидневная рабочая неделя. Выходной был только в воскресенье. И в каждое из них, даже в дурную погоду, мои родители и их друзья устраивали межсемейные "выходы на природу" с рыбалкой, песнями у костра, ухой (иногда из взятой предусмотрительно тушенки), сбором цветов, ягод и грибов 9 по сезону), играми и приколами. Отпуск у родителей был только 24 дня и не всегда летом, поэтому каникулы обычно проводились без родителей, частью в пионерском лагере, частью у бабушек, а частью и в самостоятельном "полете". Вообще, у нас было много занятий, но и свободного времени было достаточно для игр во дворе, велопробегов и минипоходов по окрестностям, поиска приключений себе на голову, лазанья по деревьям и крышам. Мы не делились на мальчиков и девочек, общаясь все вместе на равных. На равных даже дрались иногда (класса до 4), но в старших классах мальчики уже не задирали девочек. Еще у девочек были свои девчачьи игры, в которые мальчики никогда не ввязывались (классики, скакалка, "резиночка"), но мы не обращали на это внимания и на переменах даже в 10 классе прыгали через резинку, иногда с риском оконфузиться, если прыгать слишком высоко.

 Считалось, что школьники обязаны помогать родителям по дому - уборка, вынести мусор, пойти в магазин, присмотреть за младшими братьями-сестрами или домашними питомцами. Никогда даже в голову такая мысль не приходила - отлынить. Надо, значит надо. И не помню ни разу чтобы мне пришлось простоять в очереди больше пяти минут. Вероятно потому, что я ходила за покупками днем, когда взрослые все на работе, а так как рабочий день у всех заканчивался примерно в одно время, то и получалось, что люди после работы все сразу шли в магазин, естественно возникала очередь. Как сейчас образуются на дорогах пробки из-за того, что все едут в одно время.

 Экзамены в школе включали в себя практически все основные предметы - письменные по математике и русскому языку и литературе (сочинение на одну из трех заданных тем) и устные по истории и обществознанию, по физике, химии, биологии, иностранному языку. Оценки в аттестат попадали не экзаменационные, а меньший балл при несовпадении годовой и экзаменационной оценок. Потом все оценки суммировались и делились на количество предметов, получался средний балл аттестата. Средний балл влиял на возможность поступления на дальнейшую учебу, но главное было сдать экзамены в выбранный вуз. Обычно это было 4 экзамена, а в творческих проводился дополнительно конкурс готовых работ. Таким образом лета у выпускников школы не было почти совсем, за исключением последних двух недель августа, когда вывешивались списки поступивших. Поступить единовременно можно было только в один вуз. И если к первому семестру студент выяснял, что профнепригоден, то на следующее лето снова был вынужден сдавать все вступительные экзамены. Экзамены не включали в себя варианты ответов на вопросы, а надо было дать развернутый ответ.

 "От сессии до сессии живут студенты весело" и сейчас, и тогда жили. Поэтому ночи перед экзаменами были бессонными. Каждый учебный год начинался с месячника на уборке урожая. И это было лучшее время  в учебном году. Нас не пугали довольно суровые бытовые условия с туалетами на задворках, баней один раз в неделю и отсутствием все остальные дни горячей воды для умывания и душа, которого не было вовсе. Иногда нас посылали в подшефный колхоз и по весне, на разбор овощехранилищ. Это было уже не так весело, а главное, это была вонизма.

 В колхозе нас с усердием подкармливали. Мы могли взять себе столько овощей или яблок, сколько унесем с поля. Один раз в день нам давали литр молока с фермы, один раз в неделю три кг мяса с костями. Днем на поле приезжала полевая кухня и нас кормили гречкой с тушенкой, или наваристым борщом, или макаронами по-флотски, или ... впрочем, не важно чем, а важно то, что о нас заботились. Заботились о нашем здоровье.

 Забота о нашем здоровье проявлялась и в том, что каждый день по радио проводилась производственная гимнастика, когда бодрый диктор под бодрую музыку рассказывал нам, что надо делать по счету "раз-два-три-четыре". И мы всей страной, за исключением самых ленивых, вставали и делали зарядку. Может мы и не выглядели также юно, как современные тридцати-сорокалетние, но мы реже болели и были физически более выносливы. Мы не обкалывались татушками и ботоксом, не делали губы уточкой, не вставляли силикон и не знали слова "целлюлит" и "липоксация".

 О медицине я уже упоминала, но один момент считаю необходимым подчеркнуть. При всех недостатках той медицины, никогда ни один врач не позволил бы себе разговаривать с пациентом в таком тоне, как это происходит сегодня в Брянске: "Зачем мне Ваши бумажки?" (по поводу результатов проведенных по его назначению обследований в платной клинике) или "Вызывайте участкового врача. Мы не можем ездить по всем вызовам. тем более, у Вас температура. между прочим, у нас тоже есть семьи, а мы из-за таких, как Вы, тоже болеем и тащим домой всякую заразу" (фельдшер скорой помощи) И это реальные реплики, полученные мною в этом году.

 Впрочем, мне есть ещё, что сказать о жизни в СССР. Но это случится не сегодня.


Рецензии
Да, всё это было именно так и вспоминается с ностальгией по навсегда утраченному. Спасибо за интересные воспоминания!

Олег Каминский   11.09.2023 08:24     Заявить о нарушении
Спасибо Вам! очень приятна Ваша поддержка.

Шеина Ирина   11.09.2023 23:26   Заявить о нарушении