Пушкин и народ молчун

Финалом драмы Борис Годунов (полное название «Драматическая повесть, Комедия o настоящей беде Московскому государству, o царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», жанр которой сам А.С. Пушкин определил в письме к Вяземскому как «романтическая трагедия»)  стала фраза:
 
                НАРОД БЕЗМОЛВСТВУЕТ

В заключительной авторской ремарке слово «безмолвствует» выделено курсивом. Ниже крупным шрифтом набрано: «Конец» (см. Борис Годунов, сочинение Александра Пушкина. Санктпетербург, 1831, стр. 142.)


Алексеев М.П. в ст. «Ремарка Пушкина «Народ безмолвствует» отметил:

//Алексеев М. П. Пушкин:Сравнительно-исторические исследования/АН СССР;Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. — С. 208—239. http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/a72/a72-208.htm

«П. В. Анненков был первым издателем «Бориса Годунова», заметившим, что в автографической рукописи трагедии конец был иной. В своем издании «Сочинений Пушкина» (1855) он воспроизвел  «Бориса Годунова» по первопечатному тексту 1831 г., но в примечании к заключительной фразе отметил:

«В рукописи... после извещения Мосальского, что дети Годунова отравились, народ еще кричит:
                „Да здравствует царь Димитрий Иванович!“,

а уже при печатании это заменено словами:

                „народ безмолвствует“,

что так удивительно заключает хронику, предрекая близкий суд и заслуженную кару преступлению»

(см.  Сочинения Пушкина, т.IV. Изд. П.В. Анненкова. СПб., 1855, стр.457)


А до нее страшноватая:              И мальчики кровавые в глазах

Фраза про народ молчун, но любящий потом гнать волну-молву  и даже «пургу», накормила не одну сотню разных ведов…
Полюса толкований два:
- это формула народа – раба, без права голоса
- это формула народа – кровожада = так молчанием он отметил затаенное злобное ожидание очередного кровопролития в царствующем доме русского деспотичного царизма


Мне по нраву расшифровка фразы Ст. Рассадиным:

                НАРОД ЕЩЕ НЕ МОГ НИ О ЧЕМ ГОВОРИТЬ,
                НО МОГ МОЛЧАТЬ ОБ ЭТОМ

(см. Рассадин Ст. Драматург Пушкин. Поэтика, идеи, эволюция. — Москва, 1977)

Если идти от времен русьского вечевого строя Руси (особо Новгородской), то фраза должна бы быть иной:

                НАРОД УЖЕ НЕ МОГ НИ О ЧЕМ ГОВОРИТЬ,
                И ДАЖЕ ДУМАТЬ (и) МОЛЧАТЬ ОБ ЭТОМ

Это народ, которого Юрий Болдырев обозначил «приговоренным к деградации»

рис. Фаворского


Рецензии